Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2726   2727   2728   2729   2730   2731   2732   2733   2734  2735   2736   2737   2738   2739   2740   2741   2742   2743   2744  » »»

русской  литературы  составила  бы,  в  сущности,   наиболее   яркую   и
характерную сторону русской общественности, и  именно  потому  не  могла
быть до сих пор представлена в достаточной полноте. Отдельные  замечания
по теории С. развеяны в  статьях  о  выдающихся  сатириках,  особенно  о
Кантемире (Жуковского - "Сочинения", т. 5, Галахова - "Отеч. Зап.", 1849
г., ј11, Дудышкина - "Современник", 1848 г., ј 11). Ср. также Белинский,
"Сочинения", т. VIII (о С. в русской литературе);  Добролюбов,  "Русская
С. в век Екатерины" ("Соч.",  т.  1);  Пятковский,  "Очерки  из  истории
русской журналистики" (в  книге  "Из  истории  нашего  лит.  и  обществ,
развитая", СПб.,  1888);  Афанасьев,  "Русские  сатирич.  журналы"  (М.,
1859); Нагуевский, "Римская С. и Ювенал" (Митава, 1879) и ряд др. работ,
посвященных Ювеналу; Bautain,  "De  la  satire"  (1816);  Viollet-leDuc,
"Histoire de la satire en France" (в "Oeuvres" Матюр. Ренье, 1853);  Ch.
Lenient, "La S. en France" (1859 - 1866, 2 отд.); Schade,  "Satiren  and
Pasquille aus der Reformationszeit"  (Ганновер,  1863);  Erich  Schmidt,
"Der Kampf gegen die Mode in der deutsch. Litteratur des XVIII J."  ("Im
neuen Reich", 1880,. ј39); Schneegans,  "Geschichte  der  grotesken  S."
(Страсбург, 1894).
   А. Горнфельд.
   Сатиры (saturoi) -  в  греческой  мифологии  лесные  и  горные  духи,
олицетворявшие  элементарную  грубую  силу  природы,  что  выражается  в
звериных атрибутах их внешнего  облика.  По  Гесиоду,  они  имеют  общее
происхождение с горными нимфами и куретами и характеризуются поэтом  как
ничтожная и ни в чему неспособная порода. Глупые, плутоватые, склонные к
проказам, падкие до вина и женщин, резвые и трусливые, они  совмещают  в
себе свойства стихийных демонических  сил  и  козлиной  натуры,  на  что
указывает самое имя (козел). Они отличаются  сильно  развитыми  членами,
имеют тупой нос, остроконечные козлиные унии, всклокоченную и щетинистую
шерсть и сзади небольшой хвост. Они живут в лесах и горах, проводя время
в охоте, плясках и занятиях музыкой; порой они  вспугивают  и  разгоняют
стада, или подкарауливают нимф, или участвуют в Дионисовых  странствиях,
прыгают, пьют и совершают разные глупые выходки. Их пляска, называвшаяся
сикиннис, состояла из ритмического ряда прыжков, вследствие чего и  сами
они  назывались  прыгунами.  Музыка  С.  была   сельская,   пастушеская;
инструментами служили сиринга, флейта, цимбалы, кастаньеты и волынка.  л
людям С. были часто враждебны, преследовали женщин,  являлись  в  образе
домовых и т. п. В свите Диониса С. были непременными участниками оргии и
спутниками бога, а потому  самыми  живыми  и  типичными  представителями
Дионисова  культа.  Вообще  козел  был  животным,  посвященным   Дионису
(тотемом бога), вследствие чего хор исполнителей  Дионисовых  дифирамбов
состоял из С. В связи с этим некоторые (акад. Веселовский, "Три главы из
исторической поэтики", СПб., 1899) склонны видеть в С.,  выступавших  на
Дионисовых празднествах в качестве  исполнителей  обрядового  действа  -
ряженых, костюм которых заимствован у тотема чествуемого бога. Напротив,
ВиламовицМеллендорф ("Heracles", I, 1889,  стр.  81  слл.)  признает  С.
духами Пелопонесских гор и отрицает  исконную  связь  их  с  так  назыв.
сатирическими хорами, полагая, что первоначально аттическими  спутниками
Диониса были конеобразные Силены (действительно  на  вазах  VI  и  V  в.
обыкновенным является тип С. с лошадиным хвостом), на которых  в  VI  в.
были перенесены атрибуты пелопонесских С. Участвуя в хорах на Дионисовых
празднествах, С.  положили  начало  развитию  греческой  трагедии  и,  в
частности, сатирической драмы. Древнее искусство изображало С.  старыми,
бородатыми существами отвратительной наружности, с обликом диких обезьян
или леших. Со временем, однако, создался новый, художественный канон  С.
: младшие аттические художники стали изображать их в виде нежных юношей,
занятых на  доне  природы  различными  забавами,  собиранием  винограда,
приготовление вина, музыкальными упражнениями или участвующих  в  оргиях
Диониса,  в  обществе  Менад.  Кроме  С.,  в   произведениях   искусства
встречаются также жены и дети С. Старший из С. назывался Силеном.

   Литература:  Muller-Wieseler,  "Denkmaler  der  alten   Kunst"   (II,
Геттинген, 1854
   - 81); Jahn, "Berichte der Sach. Gesellsch.  d.  Wissensch."  (1846);
его же, "Die Satyrn und das  Satyrdrama"  ("Philologus",  XXVII,  1-27);
Heydemann, "Humoristische  Vasenbilder  aus  Unteritalien"  (Winkelman's
"Programm", Б., 1870); его же, "Satyr, und Bakchennamen" (т. же,  Галле,
1880); Wieseler, "De Pane et Paniscis atque Satyris cornutis in operibus
artium Graecarum Romanarumque repraesentatus" (1875); Fortwangler,  "Der
Satyr    anf    Pergamon"    ("Winkelmannsprogramm",    Берл.,    1880);
Preller-Robert, "Griechische Mythologie" (I, Б., 1894).
   Н. О.
   Сатурн - (Saturnus) - исконный национальный древнеримский бог,  культ
которого был одним из самых  распространенных  в  Италии.  Святилища  С.
можно было встретить всюду; многие местечки и города полуо-ва,  наз.  по
имени бога; сама Италия, по преданию, именовалась в древности Сатурновой
землей (Saturnia). В самом Риме святилище С.  основанное,  по  преданию,
Янусом (по др. Геркулесом), находилось у подошвы Kaпитoлийского холма  и
считалось древнейшим остатком доисторической эпохи Лация.  Как  явствует
из этимологии слова (Saturnus от satus - посев), С. был  богом  земли  и
посевов. Ему приписывалось введение в  Италии  земледелия,  садоводства,
культуры винограда, удобрения земли, вследствие  чего,  как  покровитель
земледелия  и   податель   плодородия,   он   считался,   по   преданию,
доисторическим  царем  страны,  переселившимся  из  Греции   в   Италию.
Рассказывали, что  С.,  низвергнутый  с  трона  Юпитером,  после  долгих
скитаний по морю прибыл в Лаций. В Риме существовало предание, что С. на
корабле доехал по Тибру до Яникула, здесь нашел  у  Януса  дружественный
прием и затем основал себе убежище на  другом  берегу  реки,  у  подошвы
Капитолия, который раньше назывался холмом С. Исконное  население  Лация
называлось Сатурновым; о поселянах, живших мирным трудом  своих  рук  на
лоне природы, говорили впоследствии, как об остатке Сатурнова поколения.
Оттого же древнейший безыскусственный национальный размер, которым  были
сложены изречения Фавна  и  произведения  древнейших  поэтов,  назывался
Сатурновым (Сатурническим)  или  Фавновым.  С  именем  С.  было  связано
представление о золотом веке, когда народ жил в изобилии и вечном  мире,
не знал рабства, сословных неравенств и собственности. Когда С., подобно
другим добрым царям и благодетелям  человечества  в  римской  мифологии,
исчез, с ним исчез и чудный век, оставивший по себе  лишь  воспоминание.
Учредителем культа С. считается Тулл Гостилий; постройка храма на  месте
древнего святилища относится к первым временам республики.  Под  храмом,
который был воздвигнуть совместно в честь Сатурна и его супруги,  богини

Страницы: «« « 2726   2727   2728   2729   2730   2731   2732   2733   2734  2735   2736   2737   2738   2739   2740   2741   2742   2743   2744  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь