|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2726 2727 2728 2729 2730 2731 2732 2733 2734 2735 2736 2737 2738 2739 2740 2741 2742 2743 2744 » »» русской литературы составила бы, в сущности, наиболее яркую и
характерную сторону русской общественности, и именно потому не могла
быть до сих пор представлена в достаточной полноте. Отдельные замечания
по теории С. развеяны в статьях о выдающихся сатириках, особенно о
Кантемире (Жуковского - "Сочинения", т. 5, Галахова - "Отеч. Зап.", 1849
г., ј11, Дудышкина - "Современник", 1848 г., ј 11). Ср. также Белинский,
"Сочинения", т. VIII (о С. в русской литературе); Добролюбов, "Русская
С. в век Екатерины" ("Соч.", т. 1); Пятковский, "Очерки из истории
русской журналистики" (в книге "Из истории нашего лит. и обществ,
развитая", СПб., 1888); Афанасьев, "Русские сатирич. журналы" (М.,
1859); Нагуевский, "Римская С. и Ювенал" (Митава, 1879) и ряд др. работ,
посвященных Ювеналу; Bautain, "De la satire" (1816); Viollet-leDuc,
"Histoire de la satire en France" (в "Oeuvres" Матюр. Ренье, 1853); Ch.
Lenient, "La S. en France" (1859 - 1866, 2 отд.); Schade, "Satiren and
Pasquille aus der Reformationszeit" (Ганновер, 1863); Erich Schmidt,
"Der Kampf gegen die Mode in der deutsch. Litteratur des XVIII J." ("Im
neuen Reich", 1880,. ј39); Schneegans, "Geschichte der grotesken S."
(Страсбург, 1894).
А. Горнфельд.
Сатиры (saturoi) - в греческой мифологии лесные и горные духи,
олицетворявшие элементарную грубую силу природы, что выражается в
звериных атрибутах их внешнего облика. По Гесиоду, они имеют общее
происхождение с горными нимфами и куретами и характеризуются поэтом как
ничтожная и ни в чему неспособная порода. Глупые, плутоватые, склонные к
проказам, падкие до вина и женщин, резвые и трусливые, они совмещают в
себе свойства стихийных демонических сил и козлиной натуры, на что
указывает самое имя (козел). Они отличаются сильно развитыми членами,
имеют тупой нос, остроконечные козлиные унии, всклокоченную и щетинистую
шерсть и сзади небольшой хвост. Они живут в лесах и горах, проводя время
в охоте, плясках и занятиях музыкой; порой они вспугивают и разгоняют
стада, или подкарауливают нимф, или участвуют в Дионисовых странствиях,
прыгают, пьют и совершают разные глупые выходки. Их пляска, называвшаяся
сикиннис, состояла из ритмического ряда прыжков, вследствие чего и сами
они назывались прыгунами. Музыка С. была сельская, пастушеская;
инструментами служили сиринга, флейта, цимбалы, кастаньеты и волынка. л
людям С. были часто враждебны, преследовали женщин, являлись в образе
домовых и т. п. В свите Диониса С. были непременными участниками оргии и
спутниками бога, а потому самыми живыми и типичными представителями
Дионисова культа. Вообще козел был животным, посвященным Дионису
(тотемом бога), вследствие чего хор исполнителей Дионисовых дифирамбов
состоял из С. В связи с этим некоторые (акад. Веселовский, "Три главы из
исторической поэтики", СПб., 1899) склонны видеть в С., выступавших на
Дионисовых празднествах в качестве исполнителей обрядового действа -
ряженых, костюм которых заимствован у тотема чествуемого бога. Напротив,
ВиламовицМеллендорф ("Heracles", I, 1889, стр. 81 слл.) признает С.
духами Пелопонесских гор и отрицает исконную связь их с так назыв.
сатирическими хорами, полагая, что первоначально аттическими спутниками
Диониса были конеобразные Силены (действительно на вазах VI и V в.
обыкновенным является тип С. с лошадиным хвостом), на которых в VI в.
были перенесены атрибуты пелопонесских С. Участвуя в хорах на Дионисовых
празднествах, С. положили начало развитию греческой трагедии и, в
частности, сатирической драмы. Древнее искусство изображало С. старыми,
бородатыми существами отвратительной наружности, с обликом диких обезьян
или леших. Со временем, однако, создался новый, художественный канон С.
: младшие аттические художники стали изображать их в виде нежных юношей,
занятых на доне природы различными забавами, собиранием винограда,
приготовление вина, музыкальными упражнениями или участвующих в оргиях
Диониса, в обществе Менад. Кроме С., в произведениях искусства
встречаются также жены и дети С. Старший из С. назывался Силеном.
Литература: Muller-Wieseler, "Denkmaler der alten Kunst" (II,
Геттинген, 1854
- 81); Jahn, "Berichte der Sach. Gesellsch. d. Wissensch." (1846);
его же, "Die Satyrn und das Satyrdrama" ("Philologus", XXVII, 1-27);
Heydemann, "Humoristische Vasenbilder aus Unteritalien" (Winkelman's
"Programm", Б., 1870); его же, "Satyr, und Bakchennamen" (т. же, Галле,
1880); Wieseler, "De Pane et Paniscis atque Satyris cornutis in operibus
artium Graecarum Romanarumque repraesentatus" (1875); Fortwangler, "Der
Satyr anf Pergamon" ("Winkelmannsprogramm", Берл., 1880);
Preller-Robert, "Griechische Mythologie" (I, Б., 1894).
Н. О.
Сатурн - (Saturnus) - исконный национальный древнеримский бог, культ
которого был одним из самых распространенных в Италии. Святилища С.
можно было встретить всюду; многие местечки и города полуо-ва, наз. по
имени бога; сама Италия, по преданию, именовалась в древности Сатурновой
землей (Saturnia). В самом Риме святилище С. основанное, по преданию,
Янусом (по др. Геркулесом), находилось у подошвы Kaпитoлийского холма и
считалось древнейшим остатком доисторической эпохи Лация. Как явствует
из этимологии слова (Saturnus от satus - посев), С. был богом земли и
посевов. Ему приписывалось введение в Италии земледелия, садоводства,
культуры винограда, удобрения земли, вследствие чего, как покровитель
земледелия и податель плодородия, он считался, по преданию,
доисторическим царем страны, переселившимся из Греции в Италию.
Рассказывали, что С., низвергнутый с трона Юпитером, после долгих
скитаний по морю прибыл в Лаций. В Риме существовало предание, что С. на
корабле доехал по Тибру до Яникула, здесь нашел у Януса дружественный
прием и затем основал себе убежище на другом берегу реки, у подошвы
Капитолия, который раньше назывался холмом С. Исконное население Лация
называлось Сатурновым; о поселянах, живших мирным трудом своих рук на
лоне природы, говорили впоследствии, как об остатке Сатурнова поколения.
Оттого же древнейший безыскусственный национальный размер, которым были
сложены изречения Фавна и произведения древнейших поэтов, назывался
Сатурновым (Сатурническим) или Фавновым. С именем С. было связано
представление о золотом веке, когда народ жил в изобилии и вечном мире,
не знал рабства, сословных неравенств и собственности. Когда С., подобно
другим добрым царям и благодетелям человечества в римской мифологии,
исчез, с ним исчез и чудный век, оставивший по себе лишь воспоминание.
Учредителем культа С. считается Тулл Гостилий; постройка храма на месте
древнего святилища относится к первым временам республики. Под храмом,
который был воздвигнуть совместно в честь Сатурна и его супруги, богини
Страницы: «« « 2726 2727 2728 2729 2730 2731 2732 2733 2734 2735 2736 2737 2738 2739 2740 2741 2742 2743 2744 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |