|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2725 2726 2727 2728 2729 2730 2731 2732 2733 2734 2735 2736 2737 2738 2739 2740 2741 2742 2743 » »» (Лансон). Наконец, ряд поэтов XIII в., в борьбе с настроением общества,
государства и церкви, избирает сатирические темы исключительным
предметом своих произведений. Таковы Гюйо де Прованс, Гюг де Берз, Пьер
Кардиналь и особенно Рютбеф, "Роман Розы", произведения Раблэ,
неисчерпаемый поток народного творчества, от насмешливых ярмарочных
фарсов до популярных обличительных песенок - все это полно никого не
щадящей галльской веселости, во всем умеющей подметить слабую сторону.
Но настоящее воспроизведете римской С. мы встречаем в XVI в. Жак Петелье
напомнил об этой форме в своем "Art poetigue" (1555). Ронсар, в
"Discoars sur les imseres da temps", и Дюбеллэ, в "Poete courtisan",
дали образцы С., еще не упоминая об этом названии. В 1560 г. Пьер Вире
издал обличительные "Satyres chrestiennes de la cuisine papale", а дю
Вердье - "Les ornonymes, satire contres les moeurs corrompues de ce
siecle" (1572). К тому же времени относится так называемая "Мениппова
сатира". "Satires franсaises" (1605), Воклэна де ла Френе, стоят ближе к
посланиям; поэтому, быть может, о них и не упоминает Буало,
провозглашающий родоначальником французской С. Матюрэна Ренье -
преувеличение, оправдываемое лишь до некоторой степени его эпическими,
реальными созданиями, "Facbeux", "Repas ridicule" и "Macette"). Скорее
это название подходило бы к самому Буало, если бы его С., легкая,
скептическая, галантная, по существу относящаяся к области критики, а не
поэзии, и напоминающая С. лишь по форме, не была так бесконечно далека
от истинного пафоса негодования - жизненного нерва С. Приближение этого
пафоса слышно в XVIII в., в "Pauvre diable" Вольтера, "Le dix-huitieme
siecle" Жильбера, "Lе docteur Pancrace" Ж. M. Шенье. В XIX в., в "Ямбах"
и "Сатирах" Барбье, в "Немезиде" Бартелеми, в "Chutiments" Гюго
французская литература дает ряд превосходных образцов настоящей сатиры,
бурной, искренней, негодующей. Теперь редко кто назовет свое лирическое
произведение С. и никто не погонится за верностью сатирической формы. В
Германии уже дидактика шпильманов носила сатирический отпечаток; в
поучительных произведениях Фройданка и Томазина де Цирклария (XIII в.),
С. начинает выделяться из проповеди. Из Австрии в XII веке вышел сильный
сатирик Генрих фон Мельк; его направление господствовало в духовной
литературе следующего века. Австриец был и Штрикер, который, кроме
своего продувного "Попа Амиса", создал ряд язвительных изображений
придворного быта. В конце ХIII в. дворянская и придворная жизнь находить
изображение в пятнадцати С. которые ошибочно приписывались некоему
Зейфриду Гельблингу. Крестьянская жизнь обличается в "Meier Heimbrecht"
Вернера Садовника, городская - в "Wiener Meerfahrt". В XIV в. С.
занимается Гуго Тримберг; в XV появляется знаменитый "Narrenschiff"
Себастьяна Бранта, от которого прежде вели историю немецкой С.
Реформационная литература проникнута духом С., которая является
излюбленным оружием обеих сторон. В ответ на "Похвалу глупости" и
"Письма темных людей" появляются "Сетования темных людей" и другие
произведения противников реформации, среди которых особенно выдается
Мурнер. Самым выдающимся сатириком протестантства был Фишарт (1550 -
1589), "если можно назвать С. бесформенную тяжеловесную массу комических
намеков, экскурсов, игры слов, прозвищ, созвучий и т. п." (Шерер). После
Опица вновь наступает расцвет С., ознаменованный деятельностью
Лауремберга, Рахеля, Грифиуса, Мошероша, Каница, Гунольда и др. В
дальнейшем движении С., отказавшись от стихотворной формы, принимает
более серьезный тон в произведениях Лискова и Рабенера. Гагедорн
подражал Горацию, Рост писал личные С. против Готтшеда. Более поэтичны
сатирические произведения Лихтенберга, Штольберга, Виланда, А. Шлегеля,
Уланда ("Fruhlingsiled des Recensenten"), Гофмана фон Фаллерслебена.
Есть С. и у Гете - "Gotter, Helden und Wieland", "Musen und Grazien in
der Mark". С некоторыми оговорками можно считать сатирами "Atta Troll" и
"Wintermarchen" Гейне. В Англии С. писали Голль, Рочестер, Драйден,
великий Свифт, Поп, Байрон; в Италии - Apиoсто, Садьватор Роза,
Аламанни, Бентиволио, Альфиери; в Испании - Арженсола, Нагарро, Ларра. В
русской литературе С., как особая форма, процветала лишь в XVIII в.,
когда у нас так часто, в погоне за воспроизведшем содержания,
ограничивались подражанием форме. Но русская действительность всегда
давала слишком богатый материал для сатирического воспроизведения,
русские писатели были слишком полны общественными и моральными
интересами, чтобы дух С. не был характерной чертой русской литературы.
Уже в эпоху брожения, предшествовавшего Петровской реформе, русская
повесть, под влиянием едкой С. польских рассказов, западных насмешливых
фацеций и фаблио, "переходит от беспочвенного или идеального эпического
рассказа к изображенью и осмеянию отживающих и тормозящих прогресс
порядков" (Степович, "О древнерусской беллетристике"). "Притча о
бражнике", переработанная из западных подлинников, попала вместе с
апокрифами в число запрещенных церковью книг. Особенно были
распространены С. на суд, и впоследствии составлявший язву русского
строя и излюбленный предмет русской С.; таковы "Шемякин суд" и "Ерш
Ершович, сын Щетинников". С. XVIII в. приходится уже вести борьбу на два
фронта
- и в этом смысле весьма характерно ее начало: первая С. Кантемира
уже намечает те противоположные течения общественной жизни, которые
будут покрыты градом насмешек в С. этого века. Смеяться приходится уже
не только над фигурами и порядками отживающими, но и над незаконными
плодами новых веяний, над Медорами и Иванушками, фанатиками западной
культурности, сумевшими понять и усвоить лишь показную ее сторону.
Будучи, так сказать, программой сатирического направления в русской
литературе, С. Кантемира является первым по времени и чуть не
единственным образцом этой литературной формы. Не раз называли С. свои
произведения писатели XVIII и XIX вв. ("С. на развращенные нравы
нынешнего века" Николева, "С. первая и последняя" Капниста, "Чужой толк"
Дмитриева, "К перу моему" Вяземского), но истинную глубину сатирического
изображения русской жизни мы находим не в этих произведениях, а в
комедии Грибоедова, в "Думе" Лермонтова, в романе (поэме) Гоголя, в
разнообразных произведениях Салтыкова-Щедрина. И даже в лирике, встречая
подчас истинную С., со всей свойственной ей силой бичующего негодования
("Размышление у парадного подъезда", "Убогая и нарядная" Некрасова,
"Последнее новоселье" и отчасти "На смерть Пушкина" Лермонтова), мы не
найдем ни чистой формы, ни названия С.: уже у Державина смешивались в
одном стихотворении две столь диаметрально противоположные формы, как
ода и С. Вымирание чистых и обособленных лирических форм, продолжающих
свое существование только в учебниках поэтики, особенно ясно выражено в
судьбах С. История сатирического элемента в разнообразных произведениях
Страницы: «« « 2725 2726 2727 2728 2729 2730 2731 2732 2733 2734 2735 2736 2737 2738 2739 2740 2741 2742 2743 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |