|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2724 2725 2726 2727 2728 2729 2730 2731 2732 2733 2734 2735 2736 2737 2738 2739 2740 2741 2742 » »» говоря о стихотворной форме - сообщается С. тем внутренним пафосом,
который выливается лишь в форму лирики; это не особенная степень пафоса
- это его особый вид. Этот внутренний двигатель отличает С. от
публицистики и не позволяет отнести ее к произведениям эпическим. Как бы
ни было сильно негодующее возбуждение публициста, оно не должно
отвлекать его от строго логических прозаических форм, в которых движется
его мысль. Субъективные элементы публицистики, лишенные эстетического
характера, бесконечно далеки от художественной лирики. С другой стороны,
ничто не дает права отнести С. к области эпоса. Обличительный и
насмешливый характер эпического произведения дает иногда обиходной речи
повод назвать его сатирическим и, расширяя терминологию, относить к
области чистой С. эпическое, а то и драматическое произведете с
сатирическим оттенком. Но как бы ни был силен сатирический элемент в
разных литературных формах - в драме, романе, памфлете, - называть их
С., значит вносить смешение понятий в терминологию, о ясности которой
должна заботиться теория. Иное дело - обиходная речь, которая, названием
С. лишь оттеняет сатирический характер произведения, а также
литературная история, которая привыкла интересоваться не столько
судьбами известной формы, сколько литературным выражением тех или иных
общественных настроений. - Содержание понятия С. выясняется лучше всего
из сопоставления его с иными смежными литературными и эстетическими
формами. По исключительной силе пафоса, рядом с С. стоит ода, близкая ей
по напряжению, но диаметрально противоположная по содержанию: ода
славословит, С. бичует. Ближе к С. по содержанию как будто стоит элегия:
обе исходят из одного источника - сознания несовершенств жизни; но
элегия скорбит о них, а С. негодует; элегия вдохновляется широкими
моментами личной и мировой жизни - сфера С. ограничивается вопросами
текущей общественной жизни; излюбленное настроение элегии - пассивное,
скорбное сознание бессилия - совершенно чуждо С., живой, боевой,
деятельной, исполненной веры в осуществление своего идеала, смотрящей
вперед, а не назад. Элемент насмешки, столь свойственный С., давал повод
сопоставлять ее с юмором, но и это сравнение пригодно лишь для выяснения
противоположности обоих явлений. Характернейшая черта юмора - сочувствие
к тому, что он осмеивает - есть полное отрицание сущности С.; юмор есть
носитель примирения, С. есть выражение борьбы; смех юмора
- это ласковая улыбка, смех С. - грозный и бешеный сарказм; юмор
объективнее эпичнее, С. в своей истинной форме есть чистейшая лирика -
лирика негодования; наконец, юмор интересуется только индивидуальной
психологией, тогда как С., даже изображая отдельные личности, имеет в
виду только общественный строй. Отсюда разница в типах: тип в С. - не
столько живой поэтический образ, сколько схематическое изображение,
лишенное индивидуализирующих деталей, которые придают такую жизненность
и прелесть созданиям юмора. Художественные образы вообще - не дело С.;
вдохновленный бурным негодованием, потрясенный попранием идеала, сатирик
не обладает тем душевным равновесием, которое составляет необходимое
условие творческого объективирования жизненных впечатлений; могучий
перевес социально-этических интересов над эстетическими делает из него
лирика и подавляет в нем творца объективных типов. Медор, Сильван и Лука
Кантемира не живые фигуры, а схематические воплощения тех или иных
течений - не потому, чтоб автор не мог или не хотел сделать их иными, а
потому, что эти схемы вполне исчерпывают настроение и намерения
сатирика; большего от своих образов он не требует. Прежняя теория,
отдававшая так много внимания мелочному разграничению и сближению
литературных форм, сопоставляла С. с эпиграммой: и там, и здесь мы
встречаемся с насмешкой над людскими слабостями. Но эпиграмма имеет в
виду отдельную определенную личность, что в высшей степени чуждо
высокому настроению сатирика; он проходит мимо всего исключительного,
индивидуального; лишь пороки целого строя, целого общества рождают в нем
творческое вдохновение.
История С. излагается различно, в зависимости от содержания, которое
тот или иной исследователь вкладывает в этот термин. Образец расширения
понятия мы имеем в мнении Галахова ("Отеч. Зап.", 1849 г., ј II), не
соглашающегося с теми, которые приписывают "изобретение" С. тому или
другому народу, вместо того, чтобы искать ее начала в духе человеческом.
"Пускай Гораций называет С. стихотворением, неизвестным Греции, а
Квинтилиан говорит: Satira tota nostra est
- их патриотическое или поэтическое увлечете может присвоить себе
только название рода, а не самый род. С. встречается во всех известных
литературах, или как особенное стихотворение, или как элемент, входящий
в эпопею, оду, песню. Между произведениями санскритской литературы есть
поэмы исключительно сатирические; значительная часть древнейшего
литературного памятника в Китае, "Книги стихов", состоит из С. У греков
С. явилась вместе с появлением поэзии". С такой точки зрения истории С.
захватывает очень широкую область, представляя собой уж не судьбу
определенной литературной формы, но историю обличительных настроений во
всеобщей литературе. Родиной сатиры в европейской литературе считается
Рим. В Греции были сатирические комедии и язвительные ямбы; парабаза
была остатком сатирических вставок, которыми подчас прерывались слова
хора в греческой комедии но С., как обособленной литературной формы, мы
здесь не находим. Определенную форму придал ей впервые Энний, которого
считают ее творцом. Но он воспользовался уже готовым видом народного
творчества: уличные шуты забавляли толпу насмешливыми стихотворениями в
определенной форме; наряду с сатурническим стихом здесь употреблялись и
греческие размеры; получалась смесь - satura laux, блюдо мешанины, -
откуда, быть может не без влияния наименования сатиров, насмешливых
полубожеств, получила название новая литературная форма. Под пером Гая
Луцилия, одного из наиболее видных создателей этой формы, - Горация,
уступающего ему по силе обличения, но превосходящего его в отделке
формы, - ученика его Персия, не столько сатирика-обличителя, сколько
философа, и, наконец, великого Ювенала, римская С. становится
непреходящим образцом для всей последующей европейской литературы. Не
находя выражения в определенной форме сатиры, сатирическое направление,
можно сказать, проникает всю литературу средних веков, особенно конца
их. Уже в французских баснях, фаблио, сирвентах сатирический элемент
занимает заметное положение. "С. есть душа "романа о лисе". В области
"городской лирики", носящей сильный отпечаток С., "иногда личной, на
подобие древнегреческих ямбов, иногда общественной и политической, по
образцу комедий Аристофана, иногда чисто моральной, подобно Горацию и
Ювелану", должно отметить "Иерусалимский плач" (1214 г.) - "сплошной
крик негодования против богатства духовенства и развращенности Рима"
Страницы: «« « 2724 2725 2726 2727 2728 2729 2730 2731 2732 2733 2734 2735 2736 2737 2738 2739 2740 2741 2742 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |