Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3164   3165   3166   3167   3168   3169   3170   3171   3172  3173   3174   3175   3176   3177   3178   3179   3180   3181   3182  » »»

все более и более в  крови,  вызывают  картину  У.  Что  касается  более
точного  определения  природы  того  химического   вещества,   задержкой
которого вызывается У., то в этом не существует единогласия.  Так,  одни
полагают, что У.  есть  отравление  мочевиной,  задержанной  в  крови  и
превращающейся тут в  углекислый  аммиак;  другие,  что  причиной  всего
задержка  креатина,  третьи  -  минеральных  солей  мочи,  четвертые   -
карбаминово-кислого аммиака и, наконец -  всех  без  различия  составных
частей мочи, из коих многие обладают ядовитостью и по праву  могут  быть
названы мочевыми токсинами.  Наибольшее  вероятие  имеют  две  последних
теории: карбаминовая и общая мочетоксинная теория; тогда как первые  три
решительно опровергаются фактами,  а  именно:  прямые  анализы  доказали
отсутствие излишка и минеральных солей  мочи,  и  креатина  в  организме
уремиков, что же касается до роли задержки  мочевины  в  У.,  то  прямым
опровержением может служить тот факт, что птицы, в  моче  коих  мочевина
отсутствует, - дают при задержке мочи картину У. В  какой  бы  форме  не
были  даны  токсины,  задержанные  в  крови,  они   должны   действовать
раздражающим образом на  различные  участки  в  особенности  серой  коры
мозговых полушарий, на психомоторные, психосенсорные площади и  вызывать
сперва  картину  возбуждения  их,  переходящую  затем  при   сильном   и
длительном возбуждении в паралич соответствующих областей. Этим могли бы
объясниться  уремические  судороги,  буйный  бред,  галлюцинации  слуха,
зрения, переходящие затем в помрачение сознания, в кому,  парализованное
состояние,  в  уремическую  амблиопию  и  амавроз.  Вероятность   такого
объяснения усиливается еще и некоторыми опытными  данными,  показавшими,
что многие составные части мочи, как-то: мочекислые соли, калийные соли,
креатин,  креатинин  и  т.  д.   при   непосредственном   приложении   к
соответственным участкам мозговой коры  действительно  вызывают  сильное
раздражение соответствующих двигательных и чувствующих  центров.  Говоря
все это не следует, однако, упускать из виду, что всей  этой  химической
мочетоксинной  теории  не  достает  одной  фундаментальной  проверки,  а
именно: до  сих  пор  не  доказано,  чтобы  впрыскивание  крови  уремика
нормальному животному могло вызывать у последнего  картину  У.,  уже  не
говоря  о  более  тонком  изолировании  уремической  крови  действующего
токсина. Между тем опыты эти были бы весьма возможны на животных, дающих
при перевязке мочеточников или почечных артерии полную картину У.
   И. Т.
   Уровень жизни (экон. теория). - У.  жизни  (перевод  англ.  выражения
Standart of Life)  понимается  обыкновенно  в  смысле  У.  потребностей.
Некоторые, однако, различают эти два понятия, из которых второе имеет на
английском яз. особое обозначение: Standart of Comfort пли  Standart  of
Iiving. Понятие У. жизни, согласно этому мнению, шире: оно охватывает не
только потребности, но и  жизнедеятельность  -  проявление  энергии  или
жизненной силы. Английский экономист Маршалл определяет Standart of Life
как  У.   жизнедеятельности   (activities)   и   потребностей   (wants).
Большинство экономистов, говоря об У. жизни,  имеют  в  виду  только  У.
потребностей.  В  таком  смысле  употребляется  этот  термин  в  русской
экономической литературе и  здесь,  в  дальнейшем  изложении.  У.  жизни
характеризуется  как  родом  потребностей,  так  и  их  объемом.   Можно
разделить  потребности,  соответственно  их  роду,  на  две   категории:
удовлетворение одних безусловно необходимо для поддержания жизни, другие
не имеют такой первостепенной важности. Если разуметь под насущными  или
жизненными  потребностями  физиологические,   т.   е.   такие,   которые
обусловливаются  физической   природой   человека,   то   категория   их
сравнительно немногочисленна, а объем невелик. Изменяясь  в  зависимости
от естественных условий, при которых живут люди, жизненная  потребности,
в строгом смысле слова, всегда представляют величину весьма скромную  по
сравнению с совокупностью потребностей, присущих в настоящее время  даже
самому непритязательному человеку. Большая часть последних  вытекает  не
из физической природы, а из культурного развития человека. Очень  многие
потребности,  привитые  культурой,   до   такой   степени   срослись   с
человеческой Природой, что сделались в такой же мере  насущными,  как  и
те, которые вытекают из физиологических функций человеческого организма.
Поэтому невозможно точно разделить эти две категории и  нужно  признать,
что даже жизненные или насущные потребности представляют главным образом
понятие  историческое,  след.  имеют  относительный,  а  не   абсолютный
характер. Влияние  культуры  сказывается  не  только  в  том,  что  круг
насущных потребностей расширяется за пределы, устанавливаемые физической
природой человека, но и в том, что  формы  потребностей,  удовлетворение
которых безусловно необходимо,  изменяются.  Современный  человек,  даже
стоящий на одной  из  низших  ступеней  социальной  лестницы,  не  может
обойтись без удовлетворения ряда нужд, не вытекающих из  его  физической
природы; таковы, напр., потребности  в  некоторых  украшениях  одежды  и
жилища, в известных, хотя бы самых скромных развлечениях, в курении и т.
п. И  свои  физиологические  потребности  он  удовлетворяет  иначе,  чем
дикарь; например содержание его пищи и самый способ питания  подверглись
воздействию культуры и приняли  такие  формы,  которые,  не  вытекая  из
природы человеческого организма, стали  тем  не  менее  почти  столь  же
необходимы, как если бы они  обусловливались  физиологическими  данными.
Культура коснулась в различной мере  разных  народов  в  разные  периоды
истории;  поэтому   и   круг   потребностей,   признаваемых   насущными,
существенно изменяется по эпохам и странам. В каждую отдельную эпоху и в
каждой отдельной стране он изменяется  и  для  разных  классов  и  групп
населения. Весьма важное значение  имеет  также  полнота  удовлетворения
потребностей рассматриваемой категории. Этот момент колеблется в связи с
вышеуказанными условиями и может настолько изменяться, что в зависимости
от него и  самая  потребность,  получающая  удовлетворение,  изменяет  в
большей или меньшей степени свой характер; так напр. потребность в пище,
принадлежащая  к  самым  настоятельным,   становится,   при   избыточном
удовлетворении, потребностью комфорта или  роскоши.  В  каждом  обществе
устанавливается на более или менее продолжительное время представление о
том, какие потребности и в какой мере должны удовлетворяться  для  того,
чтобы  образ  жизни  людей  не  находился  в   резком   противоречии   с
господствующим понятием о требованиях материальной и духовной  культуры.
Это представление определяет собою  У.  жизни  в  стране.  Часть  членов
общества по условиям своего быта может  стоять  ниже  У.,  определяемого
указанным критерием, но  факт  господства  известного  представления  об
обстановке   жизни,   отвечающей   минимальным   требованиям   культуры,
показывает, что более или менее значительная  часть  населения  живет  в
условиях  близких  к  тем,  которые  признаются  обществом  нормальными.
Поэтому, хотя в Англии и существует довольно большой  контингент  людей,

Страницы: «« « 3164   3165   3166   3167   3168   3169   3170   3171   3172  3173   3174   3175   3176   3177   3178   3179   3180   3181   3182  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь