Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3169   3170   3171   3172   3173   3174   3175   3176   3177  3178   3179   3180   3181   3182   3183   3184   3185   3186   3187  » »»

   .
   Проекции У. на оси координат могут быть выражены производными второго
порядка от координат по времени, т. е. величинами: Д. Б.
   Успение Божией Матери (15 авг.) - дванадесятый богородичный праздник.
По  самому  древнему  и  общепринятому  преданию  церкви,  событие   это
представляется в таком виде: после вознесения на небо И.  Христа  Пресв.
Дева, оставаясь, согласно  завещанию  Сына,  на  попечении  св.  Иоанна,
постоянно пребывала в подвиге поста  и  молитвы  и  в  живейшем  желании
созерцать Сына, седящего одесную Бога Отца. День кончины Ее  был  открыт
Ей от Господа. В этот день апостолы были восхищены на облаках из  разных
стран земли и поставлены в Иерусалиме. Сам Господь с ангелами и  святыми
явился в сретение души Ее. Согласно  воле  Пресв.  Девы,  тело  Ее  было
погребено близ Иерусалима, в Гефсимании, между гробами  Ее  родителей  и
обручника. На третий день, когда не бывший при  кончине  Богоматери  ап.
Фома пришел ко гробу, тела Ее уже не было  в  гробнице.  Церковь  всегда
веровала, что оно было взято на небо. Праздник У. Богоматери восходит  к
древнейшим временам христианства. В IV в. он является уже  повсеместным,
как это видно из свидетельства Григория Турского и из упоминания его  во
всех древнейших календарях. В V в. написаны  стихиры  на  этот  праздник
Анатолием, патриархом константинопольским, а в VIII в.
   - два канона, приписываемые Козьме Святоградцу  и  Иоанну  Дамаскину.
Первоначально праздник совершался 18 января, но по  местам  праздновался
15  августа.  Всеобщее  празднование  его  15  августа  установлено  при
императоре Маврикии (с 582 г.). В настоящее время он чествуется церковью
с  14  по  23  августа.  К  празднованию  его  верующие   приготовляются
двухнедельным постом, который называется Успенским и продолжается с 1 до
15 августа . В праздник У. церковь  прославляет  Богоматерь,  честнейшую
херувимов и  без  сравнения  славнейшую  серафимов,  которая  ныне,  как
царица, предстала одесную Сына, и, приняв под Свое  покровительство  род
человеческий, ходатайствует за него к благосердию Владыки. Вместе с  тем
событием У. Богоматери церковь учит нас, что смерть не есть  уничтожение
нашего бытия, а только переход от земли на небо, от тления и  разрушения
к вечному бессмертию. К этой основной цели  с  IV  в.  присоединяется  и
другая - обличить заблуждение еретиков,  которые  отрицали  человеческую
природу Пресвятой Девы и утверждали, поэтому, что о смерти Богоматери не
может быть и речи. Таково было заблуждение коллиридиан, еретиков IV в.
   Успенский (Глеб Иванович) - известный писатель. Род. 14  ноября  1840
г. в Туле, где его отец, сын сельского дьячка, служил секретарем  палаты
государственных имуществ. Учился в тульской  и  черниговской  гимназиях;
поступил сначала в  петербургский  унив.,  по  юридическому  факультету,
потом перешел в московский, но по недостатку  средств  не  мог  окончить
курса и вышел из университета в 1863 г. В это время  умер  его  отец,  и
семья осталась без всяких средств. У. был вынужден  усиленно  заниматься
литературной работой,  к  которой  он  обратился  еще  в  бытность  свою
студентом, сотрудничая в журнале  Колошина  "Зритель",  где  в  1862  г.
напечатан был его первый рассказ: "Старьевщик". В  1864  -  1865  гг.  в
"Русском Слове" появилось, за подписью У., несколько рассказов  из  быта
мелкого чиновничества, не попавших ни в  одно  собрание  его  сочинений;
только немногие из них перепечатаны в изданной В. Е. Генкелем книжке: "В
будни  и  в  праздник.  Московские  нравы"  (СПб.,  1867).  Литературная
известность У. начинается с 1866 г., когда в "Современнике" явились  его
очерки: "Нравы Растеряевой улицы". Продолжение этих очерков печаталось в
"Женском Вестнике" 1867 г. В том же году несколько очерков У.  появилось
в "Деле", а начиная с 1868 г. он стал печатать свои  произведения  почти
исключительно в "Отеч. Записках", лишь изредка  помещая  мелкие  вещи  в
других изданиях, напр. ("СПб.  Ведомости",  1876  -  письма  из  Сербии,
"Pyccкие Ведом.", 1885 - письма  с  дороги).  После  прекращения  "Отеч.
Записок" У.  был  сотрудником  сначала  "Сев.  Вестн.",  затем  "Русской
Мысли". В начале 1893 г. его постигла душевная болезнь, положившая конец
его литературной деятельности. Последнее его  произведение  -  небольшая
сказка - напечатано в "Русском Богатстве"  того  же  года.  Отдельно  из
сочинений У. в первый раз изданы были  Печаткиным  "Очерки  и  Рассказы"
(СПб., 1866). Это издание, с дополнениями, повторено в 1871 г. В том  же
году явилось "Разоренье", а в следующем  -  "Нравы  Растеряевой  улицы".
"Наблюдения одного лентяя" и "Про одну старуху" напечатаны были  в  1873
г. в виде отдельного томика "Библиотеки  современных  писателей".  После
того явились еще: "Глушь.  Провинциальные  и  столичные  очерки"  (Cпб.,
1875) и "Из памятной книжки. Очерки и рассказы Г. Иванова" (СПб., 1879).
В 1885 г. вышло собрание сочинений У. в  8-ми  тт.,  за  которым  вскоре
последовали три издания Павленкова - два первые в двух,  третье  в  трех
тт. В этом последнем издании собрано все напечатанное У. с 1866  г.,  за
исключением указанных выше очерков, двух небольших рассказов, помещенных
в "Иллюстрированной Газете" В. Р. Зотова, 1873 г. (там же,  1873,  ј  1,
впервые напечатан и портрет У.), рассказа "Злые новости" ("Отеч. Зап. ",
1875, ј 3) и "Воспоминания о Некрасове" ("Пчела" М. О.  Мивешина,  1878,
янв.). Литературную деятельность У. можно разделить на  два  периода.  В
первом  -  приблизительно  до   конца   70-х   годов   -   У.   является
преимущественно  бытописателем  разного  мелкого   городского   люда   -
мастеровых, мещан,  маленьких  чиновников  и  т.п.  "обывателей",  с  их
ежедневными нуждами и  тревогами  в  борьбе  за  существование  и  с  их
смутными порываниями к лучшей жизни. Сюда же примыкают картинки из жизни
провинциального и столичного "мыслящего пролетариата", с его  идеальными
стремлениями, надеждами и тяжелыми разочарованиями, и путевые очерки  из
заграничных поездок У., побывавшего во Франции (после коммуны), затем  в
Лондоне и, наконец, в Сербии, вместе с русскими добровольцами 1876 г. Во
втором периоде своей деятельности У. является представителем так  назыв.
"народничества",  избирая  предметом  своих  изучений  и  очерков  почти
исключительно различные стороны деревенской жизни. Развитие и содержание
этой деятельности У. вполне  отвечало  характеру  и  интересам  русского
общества 60-х и 70-х гг. В эпоху реформ, когда молодой писатель  впервые
выступил на литературном поприще, внимание  нашей  передовой  литературы
поглощено было  "разночинцами"  той  общественной  среды,  мимо  которой
прежде обыкновенно проходили без внимания и которая  в  эту  пору  сразу
выдвинула в литературу нескольких крупных представителей.  Успенский  по
своему происхождению сам принадлежал к этой среде, сам жил ее жизнью и с
детства вынес на себе все ее горести и  лишения.  Одаренный  от  природы
отзывчивым сердцем, он уже в ранней  юности  глубоко  прочувствовал  всю
тяжесть,  а  нередко  и   безвыходность   этих   темных   существований,
изобразителем которых он явился в первых своих произведениях.  "Вся  моя
личная жизнь" - говорит он в своей автобиографической  записке,  -  "вся

Страницы: «« « 3169   3170   3171   3172   3173   3174   3175   3176   3177  3178   3179   3180   3181   3182   3183   3184   3185   3186   3187  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь