Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3173   3174   3175   3176   3177   3178   3179   3180   3181  3182   3183   3184   3185   3186   3187   3188   3189   3190   3191  » »»

оседлого населения ржи 8371 чтв.,  яровой  пшеницы  19353,  овса  25019,
ячменя 5792, гречихи 2, остальных  хлебов,  преимущественно  проса,  560
чтв.; у кочевого населения ржи 3022 чтв.,  яровой  пшеницы  24928,  овса
27879, остальных хлебов,  преимущественно  проса;  14741  чтв.  Пашни  с
искусственным орошением преобладают у киргиз и только в виде  исключения
встречаются у русских. Огородничеством и бахчеводством занимается  почти
исключительно оседлое население. В 1895 г. было посажено картофеля  1850
чтв., снято 7975 чтв. В том же году снято табаку  2335  пд.,  льну  1778
пд., конопли 1610  пд.,  льняного  семени  1142  пд.,  конопляного  592,
подсолнечного 3674 пд., арбузов и дынь 14764 сотен. Скотоводство. В 1895
г. числилось у оседлого населения верблюдов 32, лошадей 13763,  рогатого
скота 10406 гол., овец 5998, коз 1692, свиней 301; у кочевого  населения
верблюдов 2948, лошадей 64306, рогатого скота 22512 гол.,  овец  185375.
По размерам пчеловодства У. уезд считается первым в области; в  1895  г.
числилось в нем 14662 улья. Казаки занимаются рыболовством в  Иртыше,  а
также отправляются с этой целью на оз. Нор-Зайсан. В 1890  г.  числились
221 рыбопромышленное хозяйство; продано рыбы на 2753 р. В 1894  г.  было
золот.  приисков  не  находившихся  в  разработке  60,  находившихся   в
разработке 59. Промыто  песков  58588500  пд.,  со  средним  содержанием
золота 13, 6 дол. в 100 пд. Добыто золота 21 пд. 26 фн. 9 зол.  16  дол.
Фабрично-заводская промышленность находится в  зачаточном  состоянии.  В
1890 г., кроме города, было кожевенных и  скорняжных  заводов  4,  с  23
рабочими, с произв. на 699 р.; кирпичных 2, с 7 рабочими и производством
на 307 р. Отхожим промыслом занимаются главным образом киргизы, уходящие
на полевые работы. В 1895 г. с этой целью было  выдано  7450  паспортов.
Лесопромышленностью  и  смолокурением  в  том  же  году  занимались   85
хозяйств. В уезде 4 ярмарки.
   А. Н.
   Усыновление (этногр.) - при  родовом  быте  и  вообще  в  первобытных
обществах имело гораздо  более  широкое  применение  и  формы  его  были
гораздо  разнообразнее,  чем  в  новейшем  гражданском   обществе.   При
господстве родового строя, родовой союз являлся единственной  средой,  в
которой  индивид  находил   не   только   безопасность   и   возможность
материального  существования,  но   и   все   удобства   социального   и
религиозного  общения.  Вынужден  ли   бывал   человек   покидать   свой
собственный род, спасаясь от преследования кровных мстителей, вымирал ли
его род от болезней или погибал в несчастной войне - ему предстояло либо
влачить жалкое, почти невозможное существование безродного outlaw,  либо
быть адаптированным чужим родом. Родовые союзы, в  свою  очередь,  часто
оказывались в таком положении,  что  им  приходилось  широко  раскрывать
двери своего союза для чужеродных. Род, как и отдельная личность,  чтобы
устоять в борьбе с себе подобными, должен был быть силен, прежде  всего,
численностью своих членов. Между тем роды  часто  угасали  от  болезней,
голодовок,  военных  потерь,  и  естественное  опасение   окончательного
исчезновения побуждало прибегнуть  к  искусственному  увеличению  своего
состава  путем  адопции.   Чаще   всего   выручали   в   таких   случаях
единоплеменные роды. Так напр., у  сев.-  америк.  племени  Сенека  клан
соколов  был  доведен  до  крайней  малочисленности,   и   ему   грозило
окончательное исчезновение. На помощь явился клан волков, уступивший ему
часть своих сородичей. Заботясь об увеличении  своей  численности,  роды
часто при всяком удобном случае увеличивают свой состав и без  особенной
необходимости. Так, у тех же Сенека,  военнопленные  -  в  тех  случаях,
когда им даруется пощада, женщины и дети - во всех случаях  адаптируются
родом  победителей:  мужчины  -  как  братья,   женщины,   как   сестры.
Коллективные адопции родом известны и  у  нас  на  Кавказе,  например  у
пшавов,  которые,  благодаря  этому  обычаю,  представляют  смесь  самых
различных племен. Кроме  коллективных  адопций  родовой  строй  знает  и
индивидуальное  У.  Мотивами  служат   либо   материальные   причины   -
бездетность,  желание  обеспечить  себя  на  старости  работником,  либо
религиозные   -   желание   обеспечить   себе   погребение,    могильные
жертвоприношения, беспрерывное поддержание семейного очага и  поклонение
предкам (римляне, китайцы  и  т.  д.),  страх  вечного  скитальчества  в
загробном  мире,  в  случае  отсутствия  наследника  мужского  пола  при
погребении (индусы) и т. п. Индивидуальное У. бывает двух родов. Первое,
напоминающее новейший институт этого рода, имеет место  тогда,  когда  в
семью принимаются представители хотя и другой семьи, но того  же  самого
рода. В таких случаях в положении адаптированного ничего не  изменяется,
потому что он  остается  в  том  же  роде,  к  которому  принадлежит  по
рождению. Часто  даже  и  формальное  родство  не  подвергается  никаким
изменениям,  потому  что  адаптируется  лицо,  которое  по   родственной
номенклатуре считается сыном адаптирующего (например сын брата,  который
у многих народов называет отцами всех своих знатных дядей).  У.  второго
рода состоит в принятии в  семью  чужеродного.  Обыкновенно  это  бывает
пришлец, ищущий убежища,  реже  -  военнопленный.  Существенное  отличие
такого индивидуального У. от У. в новейших обществах состоит в том,  что
адаптированный принимается вовсе не обязательно в  качестве  нисходящего
родственника, а чаще бокового, и адаптируется не только в  семью,  но  в
род и даже в племя, принимая на себя все права и  обязанности  сородича.
Даже брачные регламентации распространяются на адаптированного, который,
напр., в экзогамном роде не в праве жениться на женщине усыновившего его
рода. Оригинальной  формой  индивидуального  адаптирования  является  У.
убийцы семьей убитого, после процедуры окончательного примирения. Так, у
ингушей,. на Кавказе, мать убитого  усыновляет  убийцу,  который  должен
прикоснуться к ее груди и тем становится ей на место родного сына. То же
наблюдается у осетин, у которых, впрочем,  усыновленный  устраняется  от
права  наследования  имущества  усыновителя.  Весьма  интересной  формой
является, далее, та, когда бездетный супруг, с  согласия,  а  иногда  по
инициативе жены, берет временно к  себе  в  дом  постороннюю  женщину  и
прижитый от нее ребенок считается родным ребенком супругов. Классический
пример представляет история Авраама и Агари. У современных пшавов муж  с
согласия жены берет в дом любовницу; прижитые дети считаются законными и
наследуют  наравне  со  всеми.  С  точки   зрения   родовой   психологии
адаптирование было актом отнюдь не юридическим, а религиозным:  ревнивые
боги рода, связанные с ним кровным родством, неблагоприятно смотрели  на
чужекровных  пришельцев;  требовались  те  или  другие   акты,   которые
примирили  бы  родовых  богов  с  чужеродцем   и   адаптировавшими   его
сородичами. Поэтому У. всегда сопровождается  религиозными  церемониями,
особыми  символическими  приемами.  Всякое  индивидуальное  У.   требует
согласия рода. У ирокезов церемония адопции  совершается  в  присутствии
всего собравшегося племени, причем, после  провозглашения  нового  имени

Страницы: «« « 3173   3174   3175   3176   3177   3178   3179   3180   3181  3182   3183   3184   3185   3186   3187   3188   3189   3190   3191  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь