Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 327   328   329   330   331   332   333   334   335  336   337   338   339   340   341   342   343   344   345  » »»

(assises или constitutions). Издание и отмена последних  предоставлялись
королю в тех случаях, когда дело  шло  не  об  установлении  или  отмене
нового законодательного начала,  а  лишь  о  надлежащем  применении  или
приведении в исполнение существующего закона; в этих пределах  воля  его
получала законодательную силу даже до момента внесения ее в книгу статус
в приложения большой государственной печати, но распоряжения эти  стояли
в   зависимости   от   законодательной   власти   парламента,   могущего
парализовать их силу изданием  нового  закона,  в  отмену  разъясненного
королевским постановлением, и  потому  имели  лишь  временный  характер.
Таким образом установилось ясное разграничение между  законодательною  и
исполнительною властью с предоставлением  первой  парламенту,  а  второй
королю. Это начало  так  глубоко  укоренилось  в  государственной  жизни
Англии, что наступившая  затем  эпоха  развития  абсолютизма,  сделавшая
парламент послушным орудием королевских стремлений, не в силах была  его
поколебать,  а  все  политические  и  религиозные  смуты  и  перевороты,
закончившиеся революцией 1688 года, способствовали  лишь  окончательному
его торжеству. В течение XVIII столетия значение английского  парламента
все  более  и  более  увеличивается,  причем  главная  руководящая  роль
переходит  на  сторону  нижней  палаты.  Параллельно  этому  усиливается
законодательная деятельность  парламента,  доказательством  чего  служит
возрастающее  количество  датированных  им   законоположений.   Так,   в
царствование Вильгельма III и Марии II (1688 - 1702) было вотировано 783
статута; в царствование Анны (1702 - 1714) - 949; Георга и (1714 - 1727)
- 758; Георга II (1727 - 1760) - 2791; Георга III (1760 - 1820) - 14800;
Георга IV (18201830) - 3223; Вильгельма IV (1830 - 1837) - 1862.
   Билли бывают  двух  родов:  частные  (private  В.)  или  общественные
(public В.). Первые являются  законодательными  актами,  относящимися  к
юридической жизни частных лиц или учреждений и издаваемыми по их  о  том
просьбе, которая представляется  той  или  другой  палате  одним  из  ее
членов. Первым таким частным Б. считают парламентский акт 1266,  которым
под угрозою духовных и светских наказаний воспрещалось  почитать  святым
или праведником графа Лейчестерского, умершего в отлучении от церкви.  В
старину такого рода Б. рассматривались первоначально  палатою  в  полном
составе, причем высказаться за или против данного Б. могли все ее члены;
затем палата для этой цели стала  назначать  коммиссии,  состав  которых
часто менялся. В XVII ст. частные Б. обсуждались в "открытых комитетах:,
т. е. таких, в которых могли участвовать по своему усмотрению все  члены
как нижней, так и верхней палаты.  В  1839  этот  открытый  комитет  был
заменен выборным, а в 1855 доступ в него был закрыт  всем  тем,  которые
были заинтересованы в проведении  данного  билля  и  наконец  число  его
членов было ограничено  четырьмя,  причем  голосу  председателя  давался
перевес в  случае  разделения  голосов  поровну.  Многочисленность  этих
частных Б. (в нынешнем веке парламентом  было  вотировано  около  20000)
заставила парламент отказаться от  обсуждения  известных  их  категорий,
предоставив административным органам право издавать в известных  случаях
свои по этим предметам распоряжения, из которых одни  должны  были  быть
утверждаемы парламентом,  другие  получали  обязательную  силу,  если  в
продолжение определенного срока  не  были  им  отменены.  С  1868  стали
различать два вида частных Б.:  местные  и  личные.  Все  представленные
парламенту частные Б. распределяются обыкновенно  поровну  между  обеими
палатами, причем однако в палату общин поступают непременно те  из  них,
которые имеют отношение к раскладке и  взиманию  налогов,  в  палату  же
лордов - все Б., касающиеся  восстановления  чести.  Публичными  биллями
(public bills) называются те, которые имеют в  виду  общественные  нужды
целого  народа   и   касаются   вопросов   общего   законодательства   и
государственного управления. Инициатива подобных  Б.  принадлежит  обеим
палатам и каждому из их членов. Король, имеющий право издавать указы  по
предметам, относящимся  к  предоставленной  ему  исполнительной  власти,
должен  обращаться  к  парламенту  всякий  раз,  когда  он  предполагает
изменить писанный закон или обычай, установить наказуемость какого  либо
преступного деяния или наложить на граждан  какую-либо  повинность.  Это
право   законодательного   почина   представитель    верховной    власти
осуществляет  путем  указания   в   тронной   речи,   произносимой   или
прочитываемой  при  открытии  каждой   парламентской   сессии,   на   те
законопроекты, которые предполагается подвергнуть обсуждению парламента,
или же посредством сообщения этих  законопроектов  в  особых  посланиях,
адресованных в течение  сеcии  той  или  другой,  или  же  обеим  вместе
палатам. Министрам, как членам нижней палаты,  также  принадлежит  право
представления своих проектов хотябы  последние  и  не  были  намечены  в
тронной речи. Отдельные члены той или другой палаты  на  практике  редко
непосредственно пользуются правом  инициативы  в  виду  того,  что  если
министерство одобряет их предположение, то лучшим  средством  проведения
его  является  предоставление  внесения  соответствующего  билля  самому
министерству, если же последнее не  одобряет  его,  то  достижение  цели
возможно  лишь  в  том   случае,   когда   палата   готова   низвергнуть
министерство.  Если  Б.,  предложенный  одним  из   членов   палаты   не
оспаривается министерством. но и не поддерживается им, то он обсуждается
палатой по средам, причем в эти дни заседание обязательно закрывается  в
шесть часов и заранее назначены на каждый из них  подлежащие  обсуждению
билли, почему билль, недатированный в день обсуждения, откладывается  до
следующего дня, т. е. в сущности до следующей сессии.  Каждая  из  палат
возбуждает законодательные вопросы, или постановляя, что  относящийся  к
какому либо предмету Б. должен быть представлен на  ее  обсуждение,  или
принимая вотированную ею резолюцию и определяя, что ей должна быть  дана
законная сила, или же уполномочивая председателя  комитетов  внести  Б.,
представление которого было ему поручено комитетом.  Чаще  всего  однако
составлению законопроекта предшествует особое исследование, возбуждаемое
то правительством, назначающим для этого королевскую комиссию, то  одною
из палат  или  же  обеими  вместе,  сообща  избирающими  для  этой  цели
смешанную комиссию. Пэры, не входящие в  состав  членов  палаты  лордов,
могут присутствовать в подобных заседаниях, но без права  голоса,  точно
также как и члены палаты общин - на заседаниях назначаемых ею  комиссий.
Допущение посторонних лиц при выслушивании показаний свидетелей  зависит
от усмотрения комиссии, но совещания ее обязательно  должны  происходить
при закрытых дверях. Комиссия вправе допрашивать в  качестве  свидетелей
членов другой палаты лишь с  разрешения  последней.  После  достаточного
исследования  подлежащего  обсуждению  вопроса   председатель   комиссии
изготовляет  свой  доклад  и  ряд  предполагаемых   резолюций,   которые
раздаются всем членам. Последние обсуждают и вотируют сначала каждую  из
них в отдельности, а  затем  всю  их  совокупность,  после  чего  задача

Страницы: «« « 327   328   329   330   331   332   333   334   335  336   337   338   339   340   341   342   343   344   345  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь