Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 321   322   323   324   325   326   327   328   329  330   331   332   333   334   335   336   337   338   339  » »»

Закона и передавая ее для хранения левитам, Моисей повелел  положить  ее
одесную Ковчега завета  (Второз.  31,  24-26).  Иисус  Навин  словеса  и
откровения Господа, ему бывшие, вписал в книгу Закона, т.е.  присоединил
к Пятикнижию Моисееву (Иис. Навин 24,  26).  Самуил,  обнародовав  права
царствия, вписал их в книгу, и положил перед Господом (1 Цар.  10,  25).
Из  школ  пророческих,  основанных  Самуилом,  вышли   его   ученики   и
бытописатели дальнейших событий - пророки Нафан, Гад и др.,  которых  не
одни только предположения заставляют  считать  священными  писателями  и
охранителями священных писаний.  Священные  книги  хранились  во  Святом
Святых вместе с Ковчегом завета, были известны  левитам  и  священникам,
дополнялись многими писаниями знаменитых  в  Ветхозав.  церкви  мужей  о
событиях новейших времен и переписывались  для  церковного  и  народного
употребления. Древнее существование, общая  известность  отдельных  книг
доказываются многочисленными ссылками одних священных  книг  на  другие.
Плен Вавилонский не заставил иудеев забыть Закон и Пророков, но возбудил
особенную ревность  к  их  чтению  (Даниил  9,  2  10-11)  и  охранению.
Окончательное приведение  священных  книг  в  один  состав  относится  к
временам после плена Вавилонского и было  совершено  Ездрою,  Неемиею  и
Последними пророками (1 Ездры 7, 6-10. Неемии 8 и 9  гл.  2-я  Ездры  8,
7-2. Мекк. 2-13). О составлении Канона при Ездре свидетельствуют древние
отцы и учители церкви; и евреи окончательное составление Канона  считали
делом великой синагоги,  которая  образовалась  во  времена  Ездры  и  к
которой они причисляют, вместе с Ездрою,  Неемиею,  Аггеем,  Захариею  и
Малахиею, последующих знаменитых мужей. Но мнению евреев  дело,  начатое
Ездрою, закончено было Симоном Праведным в начале III-го века до Р. Хр.
   Новозаветный Канон составлялся  и  определялся  постепенно  с  полною
тщательностью в рассмотрении действительного апостольского происхождения
и  достоинства  писаний.  Первоначальные  писания,  какими  пользовались
христиане, были  писания  ветхозав.  Но  в  первом  же  веке  появляются
Евангелия и Послания апостольские, а вместе с ними и подложные сочинения
о жизни Иисуса Христа и о  христ.  учении.  Во  втором  веке  появляются
писания мужей, известных и чтимых в  Церкви,  непосредственных  учеников
апостольских,  как  то:  Климента,  Поликарпа,  Игнатия,  и  друг.,  так
называемых  мужей  апостольских.  Таким  образом  для   церкви   настала
необходимость определить точно, какие именно писания она считает истинно
апостольскими, священными и  боговдохновенными,  чтобы  отделить  их,  с
одной стороны, от подложных и содержащих нездравое и неправое учение,  а
с другой - от писаний мужей апостольских, хотя  подлинных  и  содержащих
здравое и правое учение, но все-таки человеческих и не могущих равняться
по значению, важности  и  обязательности  с  писаниями  божественными  и
откровенными.  Это  делала  Церковь  постепенно,  после  осторожного   и
тщательного  решения  вопроса  о  подлинности  и  происхождении  писаний
апостольских. Косвенное указание на существование в Церкви определенного
Канона священных книг мы имеем из средины II века. В  это  время  еретик
Маркион составил свой канон из Евангелия Луки, им искаженного  и  десяти
Павловых посланий, также в своем  духе  обработанных.  Попытка  Маркиона
заставляет предполагать не только существование  подлинных  апостольских
писаний, но и определенного сборника их в  Церкви.  Попытка  Маркиона  и
других подобных побуждала Церковь точнее определит Канон, чтобы  мнимому
апостольскому преданию гностиков противопоставить истинное  апостольское
учение, содержащееся в несомненных и всей Церковью признаваемых писаниях
апостольских. Во II-м веке никто в  Церкви  не  сомневался  относительно
подлинности четырех Евангелий, деяний апостольских и тринадцати Посланий
Павловых, 1-го послания апостола Петра и 1-го послания апостола  Иоанна.
Эти  книги  составляли  всеобщий  Канон  во  второй  половине  II  века.
Остальные новозаветные писания истинные и подлинные  для  одних  церквей
были неизвестны с этой стороны другим церквам, а потому общее  церковное
признание получили после. Так, Ориген еще в III  в.  не  был  убежден  в
подлинности апостольского происхождения - Послания  к  Евреям,  Послания
Иакова, Иуды, 2-го Петра, 2-го и 3-го Иоанновых. На Западе  очень  долго
сомневались относительно Послания к Евреям; на Востоке  долго  возбуждал
сомнение  Апокалипсис.  Рядом  с   истинными   апостольскими   писаниями
пользовались великим уважением и  употреблялись  в  Церкви  до  IV  века
некоторые не апостольские писания, как то: послания Климента, Варнавы  и
книги Ермы. Церковный историк Евсевий еще в  IV  веке  все  новозаветные
писания разделяет на три класса: во-первых - признанный всею Церковью по
апостольскому  происхождению  omologoumena:  четыре  Евангелия,   Деяния
апостольские, четырнадцать Посланий ал. Павла, 1-е  Иоанна,  1-е  Петра.
Во-вторых, не всеми признаваемые или спорные antilegomena или  noJa:  из
этого отдела одни, как послание Иакова, Иуды, 2-е Петра, 2-е и 3  Иоанна
и Апокалипсис впоследствии были признаны Церковью и внесены в  Канон,  а
другие, как: деяния Павла, пастыря  Ермы,  апокалипсис  Петра,  послание
Варнавы, учение апостолов и евангелие к евреям, как не  апостольские  по
своему происхождению, не были приняты в Канон. В третьем отделе  Евсевий
перечисляет книги несомненно не апостольские и даже  прямо  еретические.
Запад  прежде  Востока  пришел  к  признанию  настоящего  Канона.  Собор
Лаодикийский (восточный) 360-364 г., при определении Канона еще не  дает
определенного мнения об Апокалипсисе; западные соборы в Гиппоне (393), в
Карфагене (397), в Риме, при Иннокентии I, в начале V века  и  Consilium
Romanum, при Геласии I (493), уже утверждают весь настоящий Канон. После
этого  против  канонического  достоинства  тех  или  других  книг  могли
высказываться лишь отдельные нерешительные  голоса.  Только  со  времени
немецкой Реформации высказаны были в довольно решительной форме сомнения
относительно  канонического  достоинства  некоторых  новозаветных  книг.
Лютер решился назвать апокрифами -  Апокалипсис  и  Послание  к  Евреям;
вслед за ним другие лютеранские богословы  семи  спорным  (antilegomena)
древней церкви - 2-е послание Петра, 2-е и 3  Иоанна,  послание  Иакова,
Иуды, к Евреям и Апокалипсис придавали лишь второстепенное значение;  не
выбрасывали их из Канона,  но  признавали  неравными  по  достоинству  с
другими  писаниями,  -  второканоническими.  В  таком  положении  вопрос
относительно Канона находился до половины ХVIII века.  С  этого  времени
рационализм, порвавши  с  верою  в  откровение  и  в  боговдохновенность
писания, начал свою  разрушительную  деятельность  и  накопил  множество
возражений против подлинности, целости и  достоверности,  как  отдельных
книг; так и относительно Св. Писания вообще. Главными деятелями  в  этом
направлении были: Землер, Гризбах, Михаэлис  и  Эйхгорн.  Они  встретили
дружный и основательный отпор и от  католиков,  как  Ян  и  Гусс,  и  от
ортодоксальных протестантов, как Генгетенберг, Геферник, Гэрне, Делич  и
Каспари. Дело старых рационалистов  продолжали  -  Бертольд,  Де  Бетте,
Креднер,  Рейс  и  многие   другие.   Они   высказали   много   взглядов

Страницы: «« « 321   322   323   324   325   326   327   328   329  330   331   332   333   334   335   336   337   338   339  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь