Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 324   325   326   327   328   329   330   331   332  333   334   335   336   337   338   339   340   341   342  » »»

г., большое в двух томах 1842-50 г. в Берлине). Ни  один  из  предыдущих
издателей не располагал такою громадною массою  критического  материала,
какою располагал Кон. Тишендорф. Воспользовавшись всем, что найдено было
до него, он открыл много нового и во многих  случаях  проверил  и  снова
сличил старое, уже известное другим. Имея в виду,  что  при  критических
изданиях имеет значение  не  только  критически  аппарат,  но  и  метод,
посредством которого  он  прилагается  к  восстановлению  и  исправлению
текста, Тишендорф  точно  определил  начала  своей  критики  и  подробно
изложил их в предисловиях к  своим  изданиям.  Высшею  задачею  и  целью
критики Тишендорф ставит не восстановление  лишь  относительно  древнего
текста, как Лахман, и не частичное и отрывочное исправление погрешностей
общепринятого текста, но восстановление во всей полноте  первоначального
подлинного текста апостольского или по крайней мере возможно близкого  к
нему.  По  мнению  Тишендорфа,  при  настоящем  состоянии  науки   можно
восстановить текст в том виде, как он был во II веке. Задача  Тишендорфо
весьма почтенна, критические приемы целесообразны и  многое  достигнутое
им вполне признано наукою. Тишендорф выше своих предшественников, но тем
не менее и его работы встретили важные и справедливые возражения.  Нужно
заметить,  что  у  него  в  различных  изданиях   существуют   серьезные
разногласия: в первом издании (два тома, Лейпциг, 1841 г.) он  примыкает
к Лахману, а в следующих (именно во втором, Лейпдиг, 1849  г.  и  в  так
наз. editio septima, Лейпц. 1859,  и  в  восьмом  -  последнем,  Лейпц.,
1869-72) оставляет Лахмана и приближается к  Гризбаху.  Почти  в  каждом
новом издании Тишендорф  изменяет  свои  мнения  о  правильности  чтения
многих мест. Таким образом определенного Тишендорфовского текста  и  нет
вовсе. Всех Тишенд. изд. 22, но только 8  признаются  самим  Тишендорфом
критическими; важнейшими считаются следующие четыре: первое -  1841  г.,
третье - 1849 года, восемнадцатое или editio  septima  critica  major  -
1859 и двадцатое или editio  VIII  critica  major  -  1869-72.  Новейшее
замечательное издание, с ученым введением, цитатами  и  орфографическими
примечаниями, принадлежит Весткотту и Хорту (Westcott u. Hort, "The  New
Testament in the original Greek", 2 т. Лондон и Кембр., 1881).
   Библейские  манускрипты.  Дошедшие  до  нас  библейские   манускрипты
различны по  своему  характеру,  объему  и  древности.  Одни  -  codices
ecclesiaslici - содержат лишь избранные церковные  чтения  из  Евангелия
(evangelistaria) или из  других  церковных  книг  (lectionaria).  Другие
содержат текст в его естественном непрерывном порядке -  codices  textus
perpotui. В одних содержится только греческий текст -  codices  puri,  в
других греч. текст помещается вместе с переводом на другой  какой-нибудь
язык, напр. латинский (cod. graecolatini), или разного  рода  толкования
эти  наз.   cod.   mixti.   Такие   пергаменты,   на   которых,   вместо
первоначального свящ. текста - стертого или смытого, был  написан  текст
какого-нибудь другого сочинения, но потом свящ. текст был возобновлен  и
прочитан
   - называются палимпсестами. Кроме евангелистариев и  лекционариев,  в
состав  критического  аппарата  вошло  теперь  более  900  манускриптов.
Манускриптов первых  трех  веков  до  сих  пор  не  найдено  ни  одного;
древнейшие манускрипты относятся к IV веку; самые поздние к XVI в.  Одни
манускрипты писаны заглавными буквами - litteris  uncialibus;  другие  -
курсивными или малыми - litteris minusculis. Мы упомянем здесь только  о
самых древн. и важнейших для новозав. текста манускриптах. К числу таких
принадлежат  манускрипты:  Синайский,  Александрийский,  Ватиканский   и
манускрипт палимпсест св. Ефрема Сирина. Синайский манускрипт найден  на
Синае,  в  монастыре   св.   Екатерины,   лейпцигским   профессором   К.
Титендорфом, в 1859. История открытия и  описание  манускрипта  изложены
Тишендорфом сначала в отдельной брошюре, а потом в предисловии к изданию
манускрипта. Манускрипт содержит большую часть Ветх. Зав. (другая  часть
найдена Тишендорфом  в  1844  г.  и  хранится  в  лейпцигск.  университ.
библиотеке под названием - codex rriderico Augustanus) и Новый  Завет  в
полном составе, вместе с Посланием ап. Варнавы и книгою "Пастырь"  Эрмы.
Манускрипт  пергаментный,  писан  заглавными  буквами,  без  ударений  и
придыханий; слова стоять одно подле другого в тесной неразрывной  связи,
а не раздельно. Этот манускрипт, древнейший из всех найденных, относится
к  первой  половине  IV  в.  Тишендорф  признает,  что  никакой   другой
манускрипт не представляет более надежного основания для  восстановления
свящ. текста. Другие ученые, признавая  древность,  важность  и  великие
достоинства Синайского манускрипта, несколько ограничивают мнение о  нем
Тишендорфа. Манускрипт хранится в Спб., в Имп. Публ. библиотеке.  Первое
издание исполнено с типогр. роскошью под руководством самого Тишендорфа,
на средства государя имп. Александра Николаевича в 1862 г., в Петербурге
Манускрипт Александрийский подарен  в  1628  г.  англ.  королю  Карлу  I
констант.  патриархом  Кириллом  Лукарисом;  хранится   в   Лондоне,   в
Британском музее. Он содержит, с значительными  пробелами,  книги  обоих
заветов и, кроме того, два Послания св. Климента римского; большая часть
второго    Послания(подложного)    затеряна.    Манускрипт    называется
Александрийским  потому,  что  некоторые  полагают,  что  он   писан   в
Александрии. Манускрипт написан заглав. буквами без ударений и  дыханий;
письмо сплошное, но  иногда  конец  слова,  особенно  собственных  имен,
обозначается черточкою, конец  предложения  иногда  обозначается  точкою
вверху;  отделы  начинаются  новою  строкою  или   указываются   большою
начальною буквою. Этот манускрипт принадлежит концу V или  к  началу  VI
века. Печатных изданий два: роскошное  факсимиле  (Лондон,  1786  г.)  и
обыкновенное (Лондон, 1860 г.). Манускрипт Ватиканский находится в Риме,
в Ватиканской библиотеке. Когда и откуда попал туда - неизвестно; но там
хранится очень давно. Его относят к половине IV в. и  предполагают,  что
он  писан  египетским  каллиографом.  Манускрипт  содержит  книги  обоих
заветов; недостает трех  пастырских  Посланий,  послания  к  Филимону  и
большей  части  Послания  к  евреям.  Писан  на  пергаменте,  заглавными
буквами, слова стоят нераздельно одно от другого, конец того или другого
повествования означается через пустое пространство, шириною в букву  или
в половину буквы.  Другой  руке  принадлежат  некоторые  дополнения,  по
местам придыхания и ударения  и  подписание  больших  начальных  букв  в
начале отделов. До открытия Синайского манускрипта Ватиканский  считался
древнейшим и важнейшим. Но сведения о нем были смутны и неверны, так как
он доступен был лишь самому незначительному числу избранных лиц,  и  для
остальных хранился в тайне. В конце двадцатых годов текущего столетия  в
Риме  было  предпринято  издание  Библии  по  Ватиканскому  списку,  под
редакцией ученого кардинала Анжело Маи; оно было приготовлено в 1838 г.,
но замеченные ошибки побудили Рим. курию воспретить обнародование  этого
издания.  По  смерти  Маи  (1854  г.)  издание   было   пересмотрено   и

Страницы: «« « 324   325   326   327   328   329   330   331   332  333   334   335   336   337   338   339   340   341   342  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь