Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 719   720   721   722   723   724   725   726   727  728   729   730   731   732   733   734   735   736   737  » »»

распространились  по  долинам  вглубь  Г.  гор   и   различным   образом
перемешались между собою. Население  гуще  всего  в  крайне  плодородных
долинах, на высоте от 1500 до 2500 м. На высоте 3000 оно становится  уже
редким. См. Н. A. und R. von Schlagintweit,  "Resalts  of  a  scientific
mission  to  India  and  High-Asia"  (с  атласом,  Лпц.,  1861  -   66);
SchlagintweitSakunlunski, "Reisen In Indien und Hochasien" (Иена, 1869 -
80): К. E. von Ujfalvy, "Aus dem westlichen Himalaya" (Лпц., 1884).
   Гименей (›ѓmhn. ›ѓmhnaioV): 1) Название особого рода хоровой песни  у
древних, певшейся при проводах невесты в дом жениха юношами и  девицами.
Постоянным припевом ее было: "›ѓmhn w ›ѓmenai w". - 2)  Божество  брака,
собственно олицетворенная брачная песнь. Г. считался  сыном  Аполлона  и
одной из муз.  Рассказы  о  его  происхождении  и  связях  с  различными
мифическими  лицами  противоречивы.  В  мифах  он   является   цветущим,
женственной красоты юношей, умирающим во цвете лет в день брака, в тоске
о скоротечности юности и красоты, и погребаемым музою,  его  матерью.  В
таких  рассказах,  по-видимому,  символизируется  потеря  невинности   и
чистоты вследствие брака. В искусстве (на  римских  рельефах,  на  одной
помпеянской фреске) Г. является стройным нагим юношей, с факелом в одной
и венком в другой руке, с строгим выражением  лица,  отличающим  его  от
Эрота.
   Гимн (греч.  gnmneo  -  петь,  славить,  хвалить).  У  древних  в  Г.
прославлялись боги и герои; пелись при жертвоприношениях в торжествах. У
евреев Г. встречаются в  собраниях  псалмов  Давида.  У  христиан  Г.  -
хвалебная песнь Богу или святым. Христианский Г. ведет  свое  начало  от
первых времен христианства, когда хвалебные песни пелись в катакомбах  и
пещерах. В христианское богослужение  вошли  Г.  как  Ветхого  Завета  -
напр., гимны Захария и Симеона, - так  и  Нового  Завета.  К  прекрасным
образцам христианских Г. принадлежат амвросианский  "Те  Deum"  и  "Коль
славен наш Господь в Сионе". У лютеран многие хоралы могут быть отнесены
к  разряду  Г.  Национальные  Г.  -  песнь  торжественного   содержания,
исполняемая при всех официальных случаях. Русский народный  Г.  -  "Боже
Царя храни", Львова. Из Г. других государств по музыкальным достоинствам
особенно выдается английский национальный Г., вошедший в употребление  и
во многих других государствах, как то Пруссии, Швеции, России (до  гимна
Львова). Национальные гимны писали Львов,  Люлли,  Лист,  Руже  де-Лиль,
Гайдн, Кверульер, Гретри.  Из  сборников  таких  Г.  известны:  "Recueil
d'airs nationaux"  Леона  Шика  (переложение  для  оркестра)  и  сборник
национальных гимнов всех государств света Щуровского) для фортепиано,  с
пением. Г. вообще пишется в необширной форме песни, в  коленном  складе.
Но есть Г., получившие у композиторов более широкое развитие, напр.  "Те
Deum" Берлиоза, "Lobgesang" Мендельсона и др. Н. С.
   Гиндукуш, а также Гинду-кух (индийские горы) - один из самых  высоких
горных хребтов Азии, составляющий в восточной своей части южную  окраину
Памира, расположенный между 34ё - 37ё с. ш. и 66ё - 74ё в. д. от Гринича
и известный у древних писателей под именем Кавказа,  индийского  Кавказа
или  Паропамиза.  Г.-куш  является  восточным  звеном   огромной   гряды
складчатых хребтов, которая, начинаясь Кюрен-дагом на западе,  проходить
в виде Копет-дага, Паропазами, Кух-и-баба и собственно Г. куша через всю
зап. Азию и примыкает на востоке к Каракоруму. Длина хребта в означенных
пределах около 800 в., причем на собственно Г.-куш приходится около  650
в. и на хр. Кух-и-баба, западную оконечность его,  около  150  в.  Общее
направление хребта - с ю.-зап. на  сев.-вост.,  вид  -  извилистая  дуга
большого радиуса, в общем слегка выгнутая к югу. В западной части Г.-куш
значительно шире, чем  в  восточной,  которая  примыкает  к  Гималайской
системе (Каракорум). Встреча Г.-куша  с  складками  хребтов  Гималайской
системы,  подходящими  к  нему  почти   под   прямым   углом,   образует
единственное в своем роде на земном шаре скучивание  складок  (так  наз.
индийское), отличающееся множеством громадных вершин в 25000 ф.  выш.  и
выше.  Средняя  высота  Г.-куша  точно  неизвестна;  предполагают,   что
восточная часть его в среднем достигает около 18 тыс. ф.  (6500  м.),  а
западная нисколько ниже. Отдельные вершины Г.-куша, из коих  измерены  и
известны весьма немногие, подымаются значительно выше 20 тыс.  ф.  (6100
м.); наиболее известные и высокие находятся в восточ.  части  хребта.  В
восточной оконечности Г. куша (южная  цепь)  имеется  несколько  вершин,
подымающихся почти до 22 тыс. ф. (6700 м.),  несколько  западнее,  почти
под 72ё в. д" лежат вершины Лунха (22600 ф. 6888 м.) и Сад-иштраг (24100
ф.); еще западные
   - Нушау  24600  ф.  (7500  м.),  к  югу  от  которой  в  южной  цепи,
направляющейся  почти  параллельно  главной  водораздельной,   находится
наиболее прославлевная вершина Г. к. - Тирич-мир (25400 ф. -  7740  м.).
Эта великолепная вершина, находящаяся в пределах Читраля, видна  как  из
Кафиристана на юге, так из Бадахша на севере; об  ней  существует  много
легенд и рассказов,  из  которых  один  повествует  о  существовании  на
склонах Тирич-мира великолепного бассейна,  выложенного  глыбами  белого
мрамора. Начиная от 74ё в. д. от Гринича к западу, Г.-куш в  большинстве
местностей представляет 2  хребта,  из  коих  северный,  более  высокий,
является собственно водоразделом между  Индом  и  Пянджем  (Аму-Дарьей).
Южная цепь идет почти параллельно северной, в расстоянии 10 - 20  верст,
и в общем уступает по вышине последней, за исключением восточной  части,
где оба хребта имеют, повидимому, почти одинаковую высоту. В южной цепи,
как  было  указано,  находится  и  Тирич-мир.  Г.-куш   сохраняет   свой
двойственный характер по-видимому до  691/2ё  в.  д.,  где  он  образует
огромный горный узел Хавак, от которого расходятся отроги на север  -  в
Бадахшан (хр. Ходжа-Магомет и т. п.). К западу от перевала Хавак  Г.куш,
по-видимому,  значительно  суживается  и  сохраняет  этот  характер   до
Иракских перевалов, где,  при  весьма  значительном  расширении  хребта,
строение его становится крайне  запутанным  и  недостаточно  выясненным.
Несколько южнее Иракских перевалов  к  Г.-кушу  примыкает  его  западная
оконечность - хр. Кух-и-баба, который идет в виде дуги, изогнутой на  Ю,
и заканчивается несколько западнее меридиана Балка. С  северных  склонов
Г.-куша, начиная с восточной  его  оконечности)  стекают:  лев.  притоки
Вахан-Дарьи  и  Пянджа  -  Аму-Дарьи  (Кокча,  Кундуз),   далее   Хулум,
теряющийся несколько севернее Таш-кургана (Хулума) в песках и наконец  -
Балх, изчезающий к СЗ от Мазар-и-Шерифа. С южных склонов Г.-куша,  также
начиная с В, стекают прав. прит. Инда. - Гильгит с Яссином и Канджутской
рекой и лев. прит.  р.  Кабула:  Кувар  (Ярхун),  Алинджар,  Пянджшир  с
Ниджрой, и наконец верховья Кабула, а с южн. склонов хребта Кух-и-баба -
верховья Гильменда. Относительно ледников Г.-куша  никаких  определенных
сведений не имеется; снеговая  линия  находится,  по-видимому,  на  выс.
около 14 - 16 тыс. фт. (4250 - 4870 м.) н. ур.  м.  Перевалы  в  хребте,

Страницы: «« « 719   720   721   722   723   724   725   726   727  728   729   730   731   732   733   734   735   736   737  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь