Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 726   727   728   729   730   731   732   733   734  735   736   737   738   739   740   741   742   743   744  » »»

Числу глав над русскою церковью придается символическое  значение:  одна
глава устраивалась во славу Единородного Сына Божия, три - во имя Пресв.
Троицы, пять - обозначало Христа, главу церкви, и четырех  евангелистов,
семь  -  семь  таинств  или  семь  вселенских  соборов,  девять  -  чины
ангельские, тринадцать - Христа  и  апостолов.  До  XVII  ст.  в  России
строились также пирамидальные Г.,  но  они  были  запрещены  патриаршими
грамотами. Т.
   Глагол  -  в  индоевропейских  языках  часть  речи,   означающая   не
постоянное качество или свойство  предмета  (как  имя  прилагательное  и
существительное),   а,   наоборот,   известный    преходящий    признак,
свойственный предмету в известный  ограниченный  промежуток  времени.  В
морфологическом (формальном) отношении  Г.  разнится  от  имени  личными
окончаниями,   различением   залогов   (действительного,   среднего    и
страдательного:  activum,  medium,  passivum),  обозначением  наклонений
(modus) и времен. Таким образом отличительных морфологических  признаков
у Г. довольно много, вследствие  чего  могут  быть  такие  формы  Г.,  у
которых есть только часть этих признаков, а так известные как  формы  Г.
могут иметь и характеристические морфологические признаки  имен,  т.  е.
означение падежей и различение грамматического рода, то отсюда  следует,
что резких,  абсолютных  границ  между  Г.  и  именем  провести  нельзя.
Вследствие этого есть полная возможность различных переходов и  смешений
между этими  двумя  главными  грамматическими  категориями.  Обыкновенно
главным морфологическим признаком  Г.  считают  личные  окончания,  хотя
имеются глагольные формы и без них (напр., 2 лицо повелит,  греч.  jere,
санскр. bhara,  где  находим  чистую  основу  настоящего  времени).  Для
вышеуказанного различия в значении между Г. и именем  прилагательным  (а
также   именем   существительным,   употребленным    предикативно    или
атрибутивно) личные окончания не имеют особого значения: так нет  особой
разницы между я царь и я царствую. Имя прилагательное также иногда может
быть употреблено  для  обозначения  известного  преходящего  признака  и
поэтому приближается к Г. Наоборот, иногда и Г. может употребляться  для
обозначения  состояния  (продолжительного).  До  известной  степени  эта
взаимная близость Г. и имени  объясняется  их  общим  происхождением  из
одних корней. Г. возник в праиндоевропейскую эпоху, путем слияния в одно
целое (агглютинации) известных словесных форм с  личными  местоимениями.
Первоначально на месте Г. было, таким образом,  предложение,  в  котором
форма слова служила сказуемым, а местоимение подлежащим.  После  слияния
их в одно целое, местоимения, стоявшие всегда после  слова,  низошли  на
степень простых окончаний (так называемых личных). Из этого, однако, еще
не  следует,  чтобы  все  личные  окончания  индоевропейских  Г.   имели
местоименное происхождение.  После  того,  как  указанный  выше  процесс
агглютинации закончился, в глагольные системы могли попадать формы иного
образования и сживаться с  ними  так  ж  хорошо,  как  и  исконные.  Так
латинское  окончание  2-го  лица  множ.  -  mini  (например,   amamini),
представляет  собой  простой  суффикс   причастия,   как   в   греческом
lego-meno-V, множ. lego-menoi и т.д. Обыкновенно различают два рода форм
Г. : 1) глагольные формы в собственном смысле, так назыв. verbum finitum
(происходящие именно из слияния основ с местоимениями, т. е. из  простых
предложений), и 2) отглагольные имена или verbum  infinitum.  К  первому
классу принадлежат формы изъявительного  (indicativus),  сослагательного
(conjuctivus),  инъюнктива,  желательного  (optativus  и  precativus)  и
повелительного (imperativns) наклонений; ко  второму  -  так  называемое
неопределенное  и  достигательное  наклонены   (infinitivns,   supinum),
герундий и различные причастия (participium). Формы  так  назыв.  verbum
infinitum  представляются  именными  формами,  большею  частью   именами
действующего лица или действия (nomina agentis.  и  actionis),  которые,
однако,  отличаются  от  имен  в  действительном  значении  этого  слова
известными характеристическими свойствами Г.  (оттенки  времени  и  рода
действия, управлении зависящими словами  и  т.  д.).  Причастия,  весьма
разнообразные по  своему  образованию,  имелись  уже  в  индоевропейском
праязыке приблизительно в таком же виде, как в отдельных индоевропейских
языках; напротив, большинство форм неопределенного  наклонения  возникло
уже   после   разделения   индоевропейского   праязыка   на    отдельные
самостоятельные языковые единицы. Г. в своих  различных  основах  входит
также в состав так называемых глагольных сложений (composita  verbalia),
в роде русск, водовоз, греч. anJropo-jagoV и т. д. Общия сочинения о  Г.
: Schleicher, "Die Unterscheidung von Nomen und Verbum in der lautlichen
Form" (1865); Ascoli, "Studj Ario-Semitici, Articolo 2"  (Милан,  1865);
Merguet,  "Die  Hilfsverba  als  Flexionsendungen"  (Meckeisen's  Jahrb.
1874); Westphal, "Das indogerm. Verbum" (1873); Grotemeyer,  "Ueber  die
Verwandtschaft der idg.  und  semit.  Sprachen.  3  Theil.  Das  Verbum"
(Кемпен, 1876); J.  Schrammen,  "Ueber  die  Bedeatung  der  Formen  des
Verbum"  (Гейлигенштадт,  1884)  и  др.  Подробная  библиография  Г.   у
Бругмана, "Grundriss der vergl. Grammatik d. indogerm. Sprachen" (т. II,
1890, стр. 836).
   С. Булич.
   Глаголица - одна из древнеславянских азбук. Она состоит из 40 знаков,
расположенных в таком же порядке как и в кириллице. Различие между этими
двумя  азбуками  состоит,  кроме  несходства  самих  начертаний,  еще  в
численном их значении, а также в том, что Г. имеет  отдельный  знак  для
мягкого г или д, а кириллица - знаки и . Перечисляя здесь знака Г.,  мы,
ставим при каждом соответствующее ему число и  кирилловскую  букву  тоже
вместе с численным ее значением:
   кроме того, в кириллице есть иотированные гласные: , . Когда и где  в
первый раз появилось название Г. - неизвестно, но во всяком  случае  оно
не может быть очень древним, т. как  ни  у  Храбра,  ни  в  греческих  и
латинских житиях св. Кирилла и  Климента,  славянская  азбука  не  носит
специального названия; по всей вероятности, Г. была названа  так  не  по
четвертой  букве  (глаголу);  а  потому,  что  она  составляет  собрание
знаменательных, говорящих знаков (ср. цел. глагол - слово;  глаголати  -
говорить).  Название  "кириллица"  более  древнее,  хотя  неизвестно,  к
которому  именно  алфавиту  оно  первоначально  было  приурочено.   Есть
некоторое основание думать, что оно обозначало  именно  то,  что  теперь
известно под названием Г., а именно  в  новгородской  рукописи  пророков
Упыря Лихого,  списанной  с  древней  глаголической  рукописи  1047  г.,
сказано в предисловии: "Яко сподоби мя написати книги си  ис  курилоце".
Если здесь сохранилась первоначальная традиция, в таком  случае  следует
признать, что  слово  "кириллица"  в  теперешнем  смысле  получило  свое
значение  уже  позже,  когда  Г.  вышла  совершенно  из  общеславянского
употребления.

Страницы: «« « 726   727   728   729   730   731   732   733   734  735   736   737   738   739   740   741   742   743   744  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь