Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 724   725   726   727   728   729   730   731   732  733   734   735   736   737   738   739   740   741   742  » »»

"Personengemeinschaften und Vermogensinbegriffe in. dem Entwurfe"  и  т.
д. В этих последних сочинениях  современные  гражданско-правовые  идеалы
неосновательно смешиваются с национальными особенностями герм. народного
духа; но, помимо этого недостатка, критика Г. - очень заметное явление в
современной  литературе.  Кроме  названных  сочинений,  Г.  принадлежат:
"Naturrecht  u.  deulsches  Recht"  и  "Johannes   Althuslus   und   die
Entwickelung  der  naturrechtlichen   Staatstheorien".   Издаваемые   им
"Untersuchungen zurdeutschen Staats-  und  Rechtsgesch.  "  представляют
собрание монографий по истории германского права. В  русской  литературе
изложение воззрений Г. сделано было Бруном в "Русской Мысли" 1890  г.  ј
10 и Гервагеном в "Юридическом Вестнике" 1891 г. јј 7 - 8.  Критику  его
теории обществ. союзов  см.  у  Sobm'a,  "Die  dentsche  Genossenschaft"
(1889). В. Н.
   Гирландайо  (Ghirlandaio)  -  прозвище  нескольких  итал.  (флорент.)
художников, из которых особенно известны два: 1)Доменико Г, (1449 - 94).
Его отец Томазо Бичарди славился в свое время, как искусный золотых  дел
мастер; сохранилась легенда, что ювелирные гирлянды,  которые  он  делал
для головного убора девушек, были в большой моде и что  вследствие  того
было дано ему прозвище "гирляндщик" (ghirlandaio), перешедшее и  на  его
сыновей и внука. Доменико Г. первоначально готовился быть также  золотых
дел мастером, но рано обнаружил замечательные  способности  к  живописи.
Учителем его в ней был А. Бальдовинетти. К  самым  ранним  произведениям
этого мастера принадлежат фрески, исполненные им  в  Риме,  но  от  этих
работ сохранилось только "Призвание к апостольству св. Петра и  Андрея";
затем, фресковый лик блаженного Иеронима в црк. Оньисанте во  Флоренции,
на котором  все  окружающее  блаженного  Иеронима  представляет  картину
полнейшего  домашнего  затишья,   в   манере   тогдашних   нидерландских
художников; наконец "Тайная  Вечерь"  в  трапезе  Оньисанте,  в  которой
заметно удачное стремление придать каждому лицу отдельный индивидуальный
характер. Гораздо выше является Г. в фресках часовни Сассетти, в  церкви
Санта-Тринита во Флоренции, изображающих события из жития св. Франциска.
Лучшее  из  этих  изображений  -  смерть  св.  Франциска.  Торжественное
расположение целого, строгость отдельных фигур,  мужественное  выражение
сострадательного  участия   в   лицах,   и   совершенство   технического
выполнения, - все эти качества ставят эту картину высоко. В изображениях
на дисках своеобразная манера Доменико Г. не так заметна; при том в  них
неприятно поражает глаз известная пестрота и преобладание  ярко-красного
цвета.  Тем  не  менее,  в  числе   этих   картин   встречаются   весьма
замечательные, как, напр., "Поклонение волхвов" в церкви  флорентийского
воспитательного дома (agli Innocenti). Две Мадонны его работы  находятся
в флорентийской акд. Одна из картин, помеченная 1485 годом,  "Поклонение
пастырей" с языческим саркофагом, заменяющим ясли. "Посещение св.  Девы"
находится в Лувре. "Мадонна" в сиянии с четырьмя святыми,  в  берлинском
музей.  Доменико  Г.  довел  направление  искусства  своего  времени  до
особенной степени совершенства: портрет, в обширном смысле этого слова -
вот что преимущественно выдается в произведениях Г., а именно  помещение
в  церковно-исторических  изображениях   портретов   современников   для
увековечения памяти о них. Просто и спокойно стоят эти лица  в  качестве
зрителей или свидетелей по сторонам священного события. Их  отношение  к
главному предмету  можно  сравнить  с  значением,  какое  имели  хоры  в
греческой трагедии. Г. обыкновенно облекает фигуры зрителей в  тогдашний
обычный костюм и окружает их богатой флоретийской  архитектурою  с  умно
рассчитанной перспективой. Формы  всегда  прекрасно  переданы,  особенно
природа  схвачена  с  поразительной  правдой.   Технические   приемы   в
стенописных   работах   Г.   обличают   небывалое    совершенство.    Г.
усовершенствовал передачу воздушной перспективы. Кроме того он считается
основателем школы, создавшей Микеланджело Буонаротти. - 2)  Ридольфо  Г.
(1488 - 1661), сын предыдущего, живописец, ученик своего дяди, Давида Г.
и ФраБартоломмео, подвергшийся потом влиянию Л. да-Винчи и  Рафаэля.  По
манере он во многом напоминает этого последнего во флорентийский  период
его деятельности, как то особенно видно в двух  картинах,  хранящихся  в
Уффициях: "Воскрешение св. Зиновием умершего отрока" и "Перенесение тела
св. Зиновием в Флорентийский собор". Картины замечательны в  особенности
по экспрессии  голов.  Из  других  произведений  Ридольфо  Г.  известны:
"Увенчание Пресвятой Девы" (Лувр), женская  головка  (Питти),  в  церкви
Санта-Спорито во Флоренции, "Несение Креста". В  петербургском  Эрмитаже
находятся две сомнительные картины Ридольфо Г. : "Св. Семейство" (ј  30)
и "Богоматерь с Младенцем" (Кроу и Ковальказелле приписывают  их  скорее
Микеле да-Ридольфо или Мариано да-Пешиа). В. Ч.
   Гистология - наука о тончайшем, микроскопическом строении животных  и
растений. Так как предметом Г. является изучение строение организмов, то
она не может быть резко отграничена от  анатомии;  обе  науки  переходят
друг в друга, когда речь идет об  изучении  строения  таких  организмов,
которые стоят на границе изучаемых при  помощи  микроскопа  и  изучаемых
невооруженным глазом. Хотя еще  в  XVII  столетии  Левенгук  и  Мальпиги
занимались уже изучением тончайшего строения  животных  и  растений,  но
настоящее значение Г.  получила  лишь  со  времени  Шванна  и  Шлейдена,
которые установили (в 80-х годах настоящего столетия) учение о клеточке.
Развитие этой науки шло параллельно с усовершенствованием микроскопов  и
вспомогательных приборов к ним,  с  другой  стороны  чрезвычайно  важное
значение имело для Г. применение в ней физических и  химических  методов
исследования, породившее особые отрасли ее:  гистофизику  и  гистохимию.
Изучение отношения  живой  клеточки,  основного  элемента  организма,  к
физическим (тепловым, электрическим и т. д.) и химическим  воздействиям,
а также отношение мертвых клеточек к  различным  реагентам  позволили  с
значительной подробностью исследовать жизнь и строение как клеточки, так
и слагающихся из них  тканей  и  органов.  Способы  изолирования  клеток
позволяют получить отдельно составные части тканей  и  органов,  способы
фиксирования позволяют сохранить гистологические элементы  в  том  виде,
какой они имели при  жизни;  различные  красящие  вещества,  неодинаково
относящиеся к различным составным частям клеточек  и  тканей,  позволяют
заметить многочисленные подробности их строения; просветляющие  вещества
делают предмет прозрачным и доступным для  изучения  под  микроскопом  в
целом  виде;  методы  инъекций  позволяют  ближе  изучить   расположение
различных полостей сосудов и  тела  и  т.  д.  В  последние  десятилетия
получило огромное значение в Г. применение методов приготовления  тонких
разрезов  с  помощью  микротомов;  исследуемый  организм  или  отдельный
кусочек ткани подвергают действию фиксирующих веществ  для  того,  чтобы
гистологические элементы  сохранили  по  возможности  свое  естественное
строение, затем объект уплотняют с помощью различных  реактивов  (спирт,

Страницы: «« « 724   725   726   727   728   729   730   731   732  733   734   735   736   737   738   739   740   741   742  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь