Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 733   734   735   736   737   738   739   740   741  742   743   744   745   746   747   748   749   750   751  » »»

"Руслане", Г. менее прибегает к народным мелодиям; а сам  создает  чисто
славянскую  музыку.  В  этом  периоде  удивительная  способность  русск,
художника к воспроизведены самых разнообразных народных типов  в  музыке
является в полной силе и блеске. Оркестр Г. достигает самого  блестящего
развития; в его формах оригинальность, свежесть,  новизна.  Деятельность
Г. не представляет ряда случайных, более или  менее  удачных  проявлений
таланта. Напротив, в ней  видно  беспрерывное,  прогрессивное  развитие,
стремление  к  новым  горизонтам  -  стремление,  свойственное   великим
художникам,  которым.  суждено  обозначать  собою  поворотные  пункты  в
искусстве.  Ср.  автобиографию  Г.  (изд.  "Русской   Старины",   1871),
вторичное издание записок, с присоединением переписки (издание Суворина,
1888);  статья  В.  В.  Стасова,  "Михаил  Иванович  Глинка"   ("Русский
Вестник", 1857); "Глинка  и  его  значение  в  истории  музыки",  Лароша
("Русский Вестник", 1868);  "Воспоминания  Ф.  М.  Толстого,  по  поводу
записок М. И. Глинки" ("Русская Старина", 1871); "Воспоминания о Михайле
Ивановиче Глинке", А. Н. Серова ("Искусство", 1860, јј 1, 2, 3,  4,  5);
"Руслан и русланисты", А. Н. Серова ("Музыка и Театр", 1867); "Подробный
разбор оперы "Жизнь за Царя"", Ростислава (СПб., 1854);  "Первоначальный
план оперы "Руслан и Людмила", В. В. Стасова ("Русская Старина",  1871);
"План первых трех действий оперы "Жизнь за Царя", с  подлинной  рукописи
М. И. Глинки" ("Музыкальный Сезон", ј 8, 1870); "Письма  М.  И.  Глинки"
(СПб., 1872): "Биографический  лексикон  русских  композиторов",  А.  И.
Рубца (1886); "Биография Глинки" (Смоленск, 1885); "М. И. Глинка", очерк
Оболенского и Веймарна (СПб., 1885);  "Очерк  истории  оперы  "Жизнь  за
Царя",  Веймарна  (1886);  "Пятидесятилетие  опере  "Жизнь  за   Царя"",
Загоскина (Казань, 1887); "Памяти М. И. Глинки", В.  В.  Стасова  (СПб.,
1887); "Glinka", par Octave Fouque (П., 1870); "Glinka",  Prof.  Carozzi
(Милан, 1874).
   Н. Соловьев.
   Глинка  (Федор  Николаевич),  брат  С.  Н.  Глинки  (1786  -   1880);
воспитание получил в первом кадетском корпусе. В 1805 - 06  г.,  состоял
адъютантом при Милорадовиче, участвовал в походе против французов и  был
при  Аустерлице.  В  1807  г.  был  сотенным   начальником   дворянского
ополчения, а в 1812 г. опять поступил в армию адъютантом к  Милорадовичу
и находился в походе до конца 1814 г.  Вернувшись  в  Россию,  он  издал
"Письма русского офицера" (М., 1815 - 16, 2-е изд. М. 1870). Эти  письма
доставили ему литературную известность. В 1816  г.  Ф.  Н.  переведен  в
гвардию, в измайловский полк, с прикомандированием к гвардейскому штабу.
В это время  при  штабе  образовались  библиотека  и  "Общество  военных
людей", а вскоре начал выходить и  "Военный  журнал",  которого  Г.  был
редактором. Большое участие он принимал и в "Вольном обществе  любителей
российской словесности" состоял то вице-председателем, то  председателем
его. Упражняясь в стихотворстве, Глинка писал и книги для народа:  "Лука
да Марья", пов. (СПб., 1818), "Подарок русскому солдату"  (Спб.,  1818),
"Зиновий Богдан Хмельницкий" (СПб., 1819). Совершенное им в 1810 - 11 г.
путешествие по России дало  ему  повод  написать  "Мечтания  на  берегах
Волги" (СПб.) 1821). В это время своей деятельности Ф. Н., вместе  с  М.
Ф. Орловым и А. Н. Муравьевыми, основали  "Союз  благоденствия  северных
рыцарей", но Глинка, скоро отстал от общества. Тем не менее  14  декабря
отразилось и на нем: в 1826 г. он  был  исключен  из  военной  службы  и
сослан в Петрозаводск. Здесь  он  тотчас  же  был  определен  советником
олонецкого губернского правления; в  1830  г.  переведен  в  Тверь,  где
женился на А. П. Голенищевой-Кутузовой, а в 1832 г. - в Орел. В 1835  г.
он вышел в отставку и поселился в Москве. За  это  время  определился  и
талант Г.  как  духовного  поэта,  талант  небольшой,  но  оригинальный,
направление которого, как определил его Белинский, было "художественно и
свято". Еще в 1826 г. он издал "Опыты священной поэзии" (СПб.), а в 1839
г. вышли его "Духовные стихотворения". В этих сборниках попадаются очень
грациозные стихотворения, дышащие искренним  чувством.  Гораздо  скучнее
его поэма: "Карелия или  заточение  Марфы  Иоанновны  Романовой"  (СПб.,
1830). В 1853 г. Г. переселился  в  Петербург  и  в  1854  г.  напечатал
известное в свое время патриотическое стихотворение "Ура! На трех ударим
разом", с воинственным направлением. В Спб. период  своей  жизни  О.  Н.
стал интересоваться спиритизмом и впал  в  мистицизм,  к  которому  имел
несомненную наклонность и ранее. Плодом  такого  настроения  были  "Иов,
свободное подражание книге Иова" и поэма "Таинственная капля" (Б.,  1861
и  М.  1871),  не  имеющая  художественных  достоинств.  В  1862  г.  Г.
переселился в Тверь занимался там  археологией,  и  принимал  участие  в
общественных делах. См. А. К. Жизневский, "О. Н. Глинка" (Тверь, 1890) и
"Беседы в общ. люб. росс. слов. " I, 1867 г. (оценка  его  трудов  -  Н.
Путяты и А. Котляревского). М. Мазаев.
   Глиптотека, в тесном смысле слова - собрание резных  камней  (гемм  и
интальи),  в  широком   -   собрание   произведений   пластики   вообще,
преимущественно же античной. Под этим названием в  особенности  известен
музей в Мюнхене, сооруженный в 1816  -  1830  гг.  архитектором  Л.  фон
Кленце и заключающий в себе скульптурные памятники, собранные в  1805  -
1816 гг. баварским королем Людвигом I, тогда еще  наследником  престола.
Мюнхенская  Г.  -  обширное  здание  квадратного  плана,  с  наружностью
ионического стиля. Средину главного  фасада  занимает  портик  о  восьми
колоннах, поддерживающих трехугольный фронтон,  поле  которого  украшено
скульптурною группою "Минервы,  покровительницы  пластических  искусств"
(работы  Шванталера  и  др.  художников),   воспроизводящей   композицию
Вагнера; по обе стороны портика стоят в стенных  нишах  шесть  мраморных
статуй (три справа и три слева). В  боковых  фасадах  имеются  также  по
шести ниш с подобными статуями. Статуи, вырубленные по моделям  Вагнера,
изображают покровителей искусства Перикла,  имп.  Адриана  и  знаменитых
ваятелей  древности  и   новейшего   времени.   Внутри   мюнхенская   Г.
представляет  ряд  зал,  расположенных  вокруг   квадратного   двора   и
освещаемых выходящими на него окнами (за исключением  двух  угловых  зал
заднего корпуса, окна которых выходят наружу). Залы отделаны  в  римском
стиле; одна из них, так наз. "зала богов", украшена любопытными фресками
Корнелиуса. Среда памятников пластики, хранящихся в этом музее, особенно
замечательны:  статуя  архаического   периода,   греческого   искусства:
"Аполлон Тенейский", фрагменты двух  скульптур,  украшавших  собою  храм
Минервы на о-ве Эгине (так назыв. "Эгинские мраморы"),  статуя  Аполлона
Кифареда, "Медуза Рондини", торс одного из сыновей Ниобы и мн. друг.  А.
С - в.
   Глухарь или глухой тетерев, мошник, моховик, моховой  тетерев  (Tetro
Urogallus)  -  самый  крупный  из  тетеревов;  от  других  тетеревов  он
отличается сильно округленным хвостом и удлиненными  перьями  на  горле.

Страницы: «« « 733   734   735   736   737   738   739   740   741  742   743   744   745   746   747   748   749   750   751  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь