Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 » »» "Руслане", Г. менее прибегает к народным мелодиям; а сам создает чисто славянскую музыку. В этом периоде удивительная способность русск, художника к воспроизведены самых разнообразных народных типов в музыке является в полной силе и блеске. Оркестр Г. достигает самого блестящего развития; в его формах оригинальность, свежесть, новизна. Деятельность Г. не представляет ряда случайных, более или менее удачных проявлений таланта. Напротив, в ней видно беспрерывное, прогрессивное развитие, стремление к новым горизонтам - стремление, свойственное великим художникам, которым. суждено обозначать собою поворотные пункты в искусстве. Ср. автобиографию Г. (изд. "Русской Старины", 1871), вторичное издание записок, с присоединением переписки (издание Суворина, 1888); статья В. В. Стасова, "Михаил Иванович Глинка" ("Русский Вестник", 1857); "Глинка и его значение в истории музыки", Лароша ("Русский Вестник", 1868); "Воспоминания Ф. М. Толстого, по поводу записок М. И. Глинки" ("Русская Старина", 1871); "Воспоминания о Михайле Ивановиче Глинке", А. Н. Серова ("Искусство", 1860, јј 1, 2, 3, 4, 5); "Руслан и русланисты", А. Н. Серова ("Музыка и Театр", 1867); "Подробный разбор оперы "Жизнь за Царя"", Ростислава (СПб., 1854); "Первоначальный план оперы "Руслан и Людмила", В. В. Стасова ("Русская Старина", 1871); "План первых трех действий оперы "Жизнь за Царя", с подлинной рукописи М. И. Глинки" ("Музыкальный Сезон", ј 8, 1870); "Письма М. И. Глинки" (СПб., 1872): "Биографический лексикон русских композиторов", А. И. Рубца (1886); "Биография Глинки" (Смоленск, 1885); "М. И. Глинка", очерк Оболенского и Веймарна (СПб., 1885); "Очерк истории оперы "Жизнь за Царя", Веймарна (1886); "Пятидесятилетие опере "Жизнь за Царя"", Загоскина (Казань, 1887); "Памяти М. И. Глинки", В. В. Стасова (СПб., 1887); "Glinka", par Octave Fouque (П., 1870); "Glinka", Prof. Carozzi (Милан, 1874). Н. Соловьев. Глинка (Федор Николаевич), брат С. Н. Глинки (1786 - 1880); воспитание получил в первом кадетском корпусе. В 1805 - 06 г., состоял адъютантом при Милорадовиче, участвовал в походе против французов и был при Аустерлице. В 1807 г. был сотенным начальником дворянского ополчения, а в 1812 г. опять поступил в армию адъютантом к Милорадовичу и находился в походе до конца 1814 г. Вернувшись в Россию, он издал "Письма русского офицера" (М., 1815 - 16, 2-е изд. М. 1870). Эти письма доставили ему литературную известность. В 1816 г. Ф. Н. переведен в гвардию, в измайловский полк, с прикомандированием к гвардейскому штабу. В это время при штабе образовались библиотека и "Общество военных людей", а вскоре начал выходить и "Военный журнал", которого Г. был редактором. Большое участие он принимал и в "Вольном обществе любителей российской словесности" состоял то вице-председателем, то председателем его. Упражняясь в стихотворстве, Глинка писал и книги для народа: "Лука да Марья", пов. (СПб., 1818), "Подарок русскому солдату" (Спб., 1818), "Зиновий Богдан Хмельницкий" (СПб., 1819). Совершенное им в 1810 - 11 г. путешествие по России дало ему повод написать "Мечтания на берегах Волги" (СПб.) 1821). В это время своей деятельности Ф. Н., вместе с М. Ф. Орловым и А. Н. Муравьевыми, основали "Союз благоденствия северных рыцарей", но Глинка, скоро отстал от общества. Тем не менее 14 декабря отразилось и на нем: в 1826 г. он был исключен из военной службы и сослан в Петрозаводск. Здесь он тотчас же был определен советником олонецкого губернского правления; в 1830 г. переведен в Тверь, где женился на А. П. Голенищевой-Кутузовой, а в 1832 г. - в Орел. В 1835 г. он вышел в отставку и поселился в Москве. За это время определился и талант Г. как духовного поэта, талант небольшой, но оригинальный, направление которого, как определил его Белинский, было "художественно и свято". Еще в 1826 г. он издал "Опыты священной поэзии" (СПб.), а в 1839 г. вышли его "Духовные стихотворения". В этих сборниках попадаются очень грациозные стихотворения, дышащие искренним чувством. Гораздо скучнее его поэма: "Карелия или заточение Марфы Иоанновны Романовой" (СПб., 1830). В 1853 г. Г. переселился в Петербург и в 1854 г. напечатал известное в свое время патриотическое стихотворение "Ура! На трех ударим разом", с воинственным направлением. В Спб. период своей жизни О. Н. стал интересоваться спиритизмом и впал в мистицизм, к которому имел несомненную наклонность и ранее. Плодом такого настроения были "Иов, свободное подражание книге Иова" и поэма "Таинственная капля" (Б., 1861 и М. 1871), не имеющая художественных достоинств. В 1862 г. Г. переселился в Тверь занимался там археологией, и принимал участие в общественных делах. См. А. К. Жизневский, "О. Н. Глинка" (Тверь, 1890) и "Беседы в общ. люб. росс. слов. " I, 1867 г. (оценка его трудов - Н. Путяты и А. Котляревского). М. Мазаев. Глиптотека, в тесном смысле слова - собрание резных камней (гемм и интальи), в широком - собрание произведений пластики вообще, преимущественно же античной. Под этим названием в особенности известен музей в Мюнхене, сооруженный в 1816 - 1830 гг. архитектором Л. фон Кленце и заключающий в себе скульптурные памятники, собранные в 1805 - 1816 гг. баварским королем Людвигом I, тогда еще наследником престола. Мюнхенская Г. - обширное здание квадратного плана, с наружностью ионического стиля. Средину главного фасада занимает портик о восьми колоннах, поддерживающих трехугольный фронтон, поле которого украшено скульптурною группою "Минервы, покровительницы пластических искусств" (работы Шванталера и др. художников), воспроизводящей композицию Вагнера; по обе стороны портика стоят в стенных нишах шесть мраморных статуй (три справа и три слева). В боковых фасадах имеются также по шести ниш с подобными статуями. Статуи, вырубленные по моделям Вагнера, изображают покровителей искусства Перикла, имп. Адриана и знаменитых ваятелей древности и новейшего времени. Внутри мюнхенская Г. представляет ряд зал, расположенных вокруг квадратного двора и освещаемых выходящими на него окнами (за исключением двух угловых зал заднего корпуса, окна которых выходят наружу). Залы отделаны в римском стиле; одна из них, так наз. "зала богов", украшена любопытными фресками Корнелиуса. Среда памятников пластики, хранящихся в этом музее, особенно замечательны: статуя архаического периода, греческого искусства: "Аполлон Тенейский", фрагменты двух скульптур, украшавших собою храм Минервы на о-ве Эгине (так назыв. "Эгинские мраморы"), статуя Аполлона Кифареда, "Медуза Рондини", торс одного из сыновей Ниобы и мн. друг. А. С - в. Глухарь или глухой тетерев, мошник, моховик, моховой тетерев (Tetro Urogallus) - самый крупный из тетеревов; от других тетеревов он отличается сильно округленным хвостом и удлиненными перьями на горле. Страницы: «« « 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |