|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 » »» "Руслане", Г. менее прибегает к народным мелодиям; а сам создает чисто
славянскую музыку. В этом периоде удивительная способность русск,
художника к воспроизведены самых разнообразных народных типов в музыке
является в полной силе и блеске. Оркестр Г. достигает самого блестящего
развития; в его формах оригинальность, свежесть, новизна. Деятельность
Г. не представляет ряда случайных, более или менее удачных проявлений
таланта. Напротив, в ней видно беспрерывное, прогрессивное развитие,
стремление к новым горизонтам - стремление, свойственное великим
художникам, которым. суждено обозначать собою поворотные пункты в
искусстве. Ср. автобиографию Г. (изд. "Русской Старины", 1871),
вторичное издание записок, с присоединением переписки (издание Суворина,
1888); статья В. В. Стасова, "Михаил Иванович Глинка" ("Русский
Вестник", 1857); "Глинка и его значение в истории музыки", Лароша
("Русский Вестник", 1868); "Воспоминания Ф. М. Толстого, по поводу
записок М. И. Глинки" ("Русская Старина", 1871); "Воспоминания о Михайле
Ивановиче Глинке", А. Н. Серова ("Искусство", 1860, јј 1, 2, 3, 4, 5);
"Руслан и русланисты", А. Н. Серова ("Музыка и Театр", 1867); "Подробный
разбор оперы "Жизнь за Царя"", Ростислава (СПб., 1854); "Первоначальный
план оперы "Руслан и Людмила", В. В. Стасова ("Русская Старина", 1871);
"План первых трех действий оперы "Жизнь за Царя", с подлинной рукописи
М. И. Глинки" ("Музыкальный Сезон", ј 8, 1870); "Письма М. И. Глинки"
(СПб., 1872): "Биографический лексикон русских композиторов", А. И.
Рубца (1886); "Биография Глинки" (Смоленск, 1885); "М. И. Глинка", очерк
Оболенского и Веймарна (СПб., 1885); "Очерк истории оперы "Жизнь за
Царя", Веймарна (1886); "Пятидесятилетие опере "Жизнь за Царя"",
Загоскина (Казань, 1887); "Памяти М. И. Глинки", В. В. Стасова (СПб.,
1887); "Glinka", par Octave Fouque (П., 1870); "Glinka", Prof. Carozzi
(Милан, 1874).
Н. Соловьев.
Глинка (Федор Николаевич), брат С. Н. Глинки (1786 - 1880);
воспитание получил в первом кадетском корпусе. В 1805 - 06 г., состоял
адъютантом при Милорадовиче, участвовал в походе против французов и был
при Аустерлице. В 1807 г. был сотенным начальником дворянского
ополчения, а в 1812 г. опять поступил в армию адъютантом к Милорадовичу
и находился в походе до конца 1814 г. Вернувшись в Россию, он издал
"Письма русского офицера" (М., 1815 - 16, 2-е изд. М. 1870). Эти письма
доставили ему литературную известность. В 1816 г. Ф. Н. переведен в
гвардию, в измайловский полк, с прикомандированием к гвардейскому штабу.
В это время при штабе образовались библиотека и "Общество военных
людей", а вскоре начал выходить и "Военный журнал", которого Г. был
редактором. Большое участие он принимал и в "Вольном обществе любителей
российской словесности" состоял то вице-председателем, то председателем
его. Упражняясь в стихотворстве, Глинка писал и книги для народа: "Лука
да Марья", пов. (СПб., 1818), "Подарок русскому солдату" (Спб., 1818),
"Зиновий Богдан Хмельницкий" (СПб., 1819). Совершенное им в 1810 - 11 г.
путешествие по России дало ему повод написать "Мечтания на берегах
Волги" (СПб.) 1821). В это время своей деятельности Ф. Н., вместе с М.
Ф. Орловым и А. Н. Муравьевыми, основали "Союз благоденствия северных
рыцарей", но Глинка, скоро отстал от общества. Тем не менее 14 декабря
отразилось и на нем: в 1826 г. он был исключен из военной службы и
сослан в Петрозаводск. Здесь он тотчас же был определен советником
олонецкого губернского правления; в 1830 г. переведен в Тверь, где
женился на А. П. Голенищевой-Кутузовой, а в 1832 г. - в Орел. В 1835 г.
он вышел в отставку и поселился в Москве. За это время определился и
талант Г. как духовного поэта, талант небольшой, но оригинальный,
направление которого, как определил его Белинский, было "художественно и
свято". Еще в 1826 г. он издал "Опыты священной поэзии" (СПб.), а в 1839
г. вышли его "Духовные стихотворения". В этих сборниках попадаются очень
грациозные стихотворения, дышащие искренним чувством. Гораздо скучнее
его поэма: "Карелия или заточение Марфы Иоанновны Романовой" (СПб.,
1830). В 1853 г. Г. переселился в Петербург и в 1854 г. напечатал
известное в свое время патриотическое стихотворение "Ура! На трех ударим
разом", с воинственным направлением. В Спб. период своей жизни О. Н.
стал интересоваться спиритизмом и впал в мистицизм, к которому имел
несомненную наклонность и ранее. Плодом такого настроения были "Иов,
свободное подражание книге Иова" и поэма "Таинственная капля" (Б., 1861
и М. 1871), не имеющая художественных достоинств. В 1862 г. Г.
переселился в Тверь занимался там археологией, и принимал участие в
общественных делах. См. А. К. Жизневский, "О. Н. Глинка" (Тверь, 1890) и
"Беседы в общ. люб. росс. слов. " I, 1867 г. (оценка его трудов - Н.
Путяты и А. Котляревского). М. Мазаев.
Глиптотека, в тесном смысле слова - собрание резных камней (гемм и
интальи), в широком - собрание произведений пластики вообще,
преимущественно же античной. Под этим названием в особенности известен
музей в Мюнхене, сооруженный в 1816 - 1830 гг. архитектором Л. фон
Кленце и заключающий в себе скульптурные памятники, собранные в 1805 -
1816 гг. баварским королем Людвигом I, тогда еще наследником престола.
Мюнхенская Г. - обширное здание квадратного плана, с наружностью
ионического стиля. Средину главного фасада занимает портик о восьми
колоннах, поддерживающих трехугольный фронтон, поле которого украшено
скульптурною группою "Минервы, покровительницы пластических искусств"
(работы Шванталера и др. художников), воспроизводящей композицию
Вагнера; по обе стороны портика стоят в стенных нишах шесть мраморных
статуй (три справа и три слева). В боковых фасадах имеются также по
шести ниш с подобными статуями. Статуи, вырубленные по моделям Вагнера,
изображают покровителей искусства Перикла, имп. Адриана и знаменитых
ваятелей древности и новейшего времени. Внутри мюнхенская Г.
представляет ряд зал, расположенных вокруг квадратного двора и
освещаемых выходящими на него окнами (за исключением двух угловых зал
заднего корпуса, окна которых выходят наружу). Залы отделаны в римском
стиле; одна из них, так наз. "зала богов", украшена любопытными фресками
Корнелиуса. Среда памятников пластики, хранящихся в этом музее, особенно
замечательны: статуя архаического периода, греческого искусства:
"Аполлон Тенейский", фрагменты двух скульптур, украшавших собою храм
Минервы на о-ве Эгине (так назыв. "Эгинские мраморы"), статуя Аполлона
Кифареда, "Медуза Рондини", торс одного из сыновей Ниобы и мн. друг. А.
С - в.
Глухарь или глухой тетерев, мошник, моховик, моховой тетерев (Tetro
Urogallus) - самый крупный из тетеревов; от других тетеревов он
отличается сильно округленным хвостом и удлиненными перьями на горле.
Страницы: «« « 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |