Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 729   730   731   732   733   734   735   736   737  738   739   740   741   742   743   744   745   746   747  » »»

кормили (cena libera). В день игр они вступали торжественной  процессией
попарно на  арену  и,  приближаясь  к  императорской  ложе,  произносили
известное восклицание: "Ave Caesar morituri te salutant"! Начинался  бой
стычками с тупым оружием, разными упражнениями в ловкости и т. п.  Затем
трубой подавался сигнал к серьезному бою. Раненые могли просить пощады у
зрителей  или  у  императора,  поднятием   руки.   Неполучавшие   пощады
приканчивались победителями, а трупы  их  стаскивались  с  арены  в  так
называемый  spoliarium.  Г.,  удачно  выступившие  в  первый  раз  перед
публикой,  получали  таблички  (tesserae)  с  надписью   SP   (ectatus).
Отличавшиеся особою  храбростью  могли  быть,  по  требованию  зрителей,
освобождаемы от дальнейшего участия в играх, что выражалось вручением им
особого жезла - rudis, почему они  назывались  rudiarii.  Однако  и  эти
последние (равно как иногда свободные и  даже  знатные  люди)  выступали
снова на арену, за особо возвышенную плату. В таком  случай  они  должны
были давать клятву не щадить своей жизни. Г.  делились  на  ordinarii  и
meridiarii  или  bestiarii.   Эти   последние   боролись   без   всякого
оборонительного оружия, почти нагие, с дикими зверями, при чем масса  их
погибала.  Это  были  обыкновенно,  осужденные  на  смерть  преступники.
Ordinarii подразделялись на несколько  родов,  при  чем  в  каждой  паре
состязалось всегда два различных  Г.  Главные  роды  были:  1)  самниты,
названные по вооружению, заимствованному у соименного племени. Сражались
в  полном  вооружении.  В  имп.  время  они  назывались  opiomachi   или
secutores.  -  2)  Retiarii,  главными  атрибутами  которых  были  сеть,
набрасывавшаяся  на  голову  противника,  обыкновенно  из  secutores,  и
трезубец для его умерщвления.  Если  secutor  увертывался  от  сети,  он
должен был преследовать легкого на бегу, но  лишенного  тяжелого  оружия
противника. - 3)Фракийцы (Thraces)  -  в  полном  вооружении,  с  особым
кривым мечом. Им противопоставлялись 4) галлы или murmillones (от  рыбки
mormuloV, изображавшейся на их шлеме). См. J. P. Meier,  "De  gladiatura
Romana" (Бонн, 1881). А. Щ.
   Глазунов (Александр Константинович) - композитор, примыкающий к новой
русской  музыкальной  школе,  ученик  М.   А.   Балакирева   и   Н.   А.
Римского-Корсакова, род. в 1865 г. Написал несколько увертюр,  симфоний,
симфонических поэм, сюит, смычковых квартетов, песен. Подробный перечень
сочинений Г.  см.  в  "Каталоге  музыкальным  сочинениям",  изд.  М.  П.
Беляевым в Лейпциге. Г. выступал в  качестве  капельмейстера  в  русских
симфонических концертах в Петербурге. М. П.
   Гласные  звуки  -  образуются  из   музыкального   тона,   результата
деятельности  голосовых  связок  (так  называемого   голосового   тона),
модифицируемого различными положениями полости  рта,  которая  играет  в
данном случае роль надставной трубы у духовых инструментов, т.  е.  роль
резонатора. Таким путем образуются Г. звуки  обыкновенной  речи;  Г.  же
шопотные  отличаются  тем,  что  роль  голосового  тона  у  них   играет
немузыкальный шум происходящий от трения выдыхаемого воздуха о голосовые
связки, удаленные друг от друга дальнше, чем при образовании  голосового
тона.  Названные   факторы   являются   существенно   необходимыми   для
образования Г.  Случайное,  не  необходимое  условие  -  участие  второй
надставной трубы, полости носа,  которая  своим  резонансом  придает  Г.
звукам так называемый носовой оттенок  (vocales  nasales,  Г.  носовые).
Таким образом источником звука  при  Г.  являются  гортань  и  голосовые
связки,  а  полость   рта   (или   носа,)   имеет   роль   исключительно
звуковидоизменяющую. В  этом  заключается  акустическое  отличие  Г.  от
согласных, в образовани которых, кроме голосового тона (могущего быть  и
не быть), непременно участвует, в большей или меньшей степени,  тот  или
другой немузыкальный шум, образуемый различными частями полости  рта.  В
физиологическом отношении Г. звуки  отличаются  от  согласных  тем,  что
деятельность  надставной  трубы  (полости  рта)  имеет  при  них   более
пассивный характер: различные части ее никогда не образуют при Г.  таких
резких сужений или полных затворов, как при согласных. При классификации
Г. приходится принимать в соображение различные факторы их  образования.
А. Основания акустические - основной материал - голосовой тон  или  шум:
Г. обыкновенные и Г. шопотные. Б. Основания  физиологические:  1)  Г.  с
основной (ярко выраженной) надставной трубой: широкий а, узко-губной у и
узконебный и, Г. со средней надставной трубой, т. е. занимающей  средину
между двумя крайними надставными трубами - е, средний между а и и, и  о,
средний между а и у, Г. со смешанной надставной  трубой,  представляющие
как бы соединение половин двух различных артикуляций -  немецк.  ь  (фр.
u), при котором губы имеют то же положение, как для у, а язык - как  для
и; затем Г. русский ы (приблизительная  противоположность  немецкого  ь:
губы для и, язык для у), а также немецк. ц (фр. еп) = язык для  е,  губы
для о. 2) Г. с совершенной (определенной, постоянной формы и величины) и
Г. с несовершенной (неопределенной величины и формы) надставной  трубой:
Г. ясные и неясные. 3) Г. с одной надставной трубой (полость  рта)  -  Г
ртовые (orales) или чистые, и Г. с  двумя  надставными  трубами  (рот  и
нос): носовые (nasales). 4) По длительности  акустического  эффекта:  Г.
долгие и краткие. 5)  По  энергии  экспиративного  воздушного  тока:  Г.
ударенные   и   неударенные.    Весьма    разработана    физиологическая
классификация Г. у английских  фонетиков  (Bell,  oweet),  которые  дают
вполне своеобразную и точную систему, резко отличающуюся от принятой  на
материке немецкой школою фонетиков (см. об этом Sievers, "Grundzuge  der
Phonetik", 3 изд., Лпц., 1885, стр.  90).  Вся  совокупность  Г.  звуков
известного   определенного   языка   называется   вокализмом.   Вокализм
индоевропейского праязыка  в  общем,  как  это  теперь  доказали  работы
Бругмана, де  Соссюра,  Шмидта  и  др.,  был  очень  похож  на  вокализм
греческий или славянский, т. е. в нем была большая часть современных  Г.
звуков: а, е, о, u, i с соответствующими долгими : в, к, ф, ы, о,  а  не
три только Г. а, u, i, как это утверждалось до конца 70-х годов, начиная
с Боппа и кончая Шлейхером и Курциусом. В  русском  языке  Г.  звуки  во
многих говорах подвержены сильным изменениям  в  зависимости  от  места,
занимаемого ими в слове относительно слога ударенного: ясно произносятся
Г. только под ударением, а перед ним и после него
   - более или менее  неопределенно  (см.  Богородитский,  "Гласные  без
ударения в общерусском языке", Казань, 1884).  Носовых  и  долгих  Г.  в
русском нет, хотя они были в общеславянском языки; первые сохранились  в
польском и некоторых болгарских говорах, вторые - в чешском  и  сербском
(вторичная  долгота  Г.  имеется  и  в  словинском).  Самый  термин   Г.
представляет  собой  перевод  латинского  vocales  и,  при   современном
состоянии науки о языке, должен быть признан неточным и  неправильным  в
научном смысле. В основу его и соответствующего  ему  термина  согласные
(consonantes) положены не действительные,  существенные  признаки  самых

Страницы: «« « 729   730   731   732   733   734   735   736   737  738   739   740   741   742   743   744   745   746   747  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь