Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 725   726   727   728   729   730   731   732   733  734   735   736   737   738   739   740   741   742   743  » »»

хромовая кислота и др.), окрашивают, пропитывают каким  либо  твердеющим
веществом (напр. парафином) и  разрезывают  на  ряд  чрезвычайно  тонких
разрезов, которые и наклеиваются в последовательном порядки на стекла  и
изучаются под  микроскопом.  Иногда  ткани  для  приготовления  разрезов
замораживают; окраска не всегда применяется до приготовления разрезов, а
иногда красятся разрезы уже  наклеенные  на  стекло.  Микротомами  можно
данный объект разложить на последовательный ряд разрезов, весьма  тонких
(обыкновенно от 0,01 до  0,001  милл.)  и  проведенных  в  каком  угодно
направлении.   При   высоком   развитии    упомянутых    выше    методов
гистологической техники способ этот  в  чрезвычайной  степени  облегчает
решение  самых  трудных  гистологических  и  эмбриологических  задач  и,
несмотря на свою новизну, успел  уже  блестящим  образом  отразиться  на
развитии зоологии и в частности эмбриологии. Не меньшее  значение  имело
развитие гистологической техники и для медицины. Важнейшие сочинения  по
гистологии и гистологической технике: Leydig,  "Lehrbuch  d.  Histologie
des Menschen und d. Thiere" (Франкфурт, 1857);  Kolliker,  "Handbach  d.
Gewebelebre" (5  изд.,  1867);  Stricker,  "Lehrbuch  d.  Lebre  von  d.
Geweben" (1868 - 72, 2 изд.): Frey, "Handb. d. Hist und Histochemie  des
Menschen" (5 изд., 1876); "Grundzuge d. Histol.  "  (8  изд.,  1885;  на
русском языке: "Основания Гистологии", Москва, 1879); Ехzег,  "Leitfaden
bel der mikroskopischen Untersuchung" (2 изд., 1878; на  русском  яз.  :
"Руководство   к   микроскопическому   исследованию   тканей");   Klein,
"Grundzuge d. Hist. " (перев. с  англ.,  1886;  на  рус.  языке  "Основы
гистологии", 1890); Stohr, "Lehrbuch d. Hist. mit Einschluss d. mikrosk.
Technik" (1886): Ranvier, "Traite technique d'histologie" (Париж, 1875 -
1877; на русском языке "Технический учебник  гистологии",  два  перевода
1877  и  1883);  Лавдовский   и   Овсяников,   "Основания   к   изучению
микроскопической анатомии человека и  животных"  (1887  -  1888);  Arth.
Bollees Lee et F. Hennegay "Traitе des methodes techniques de l'anatomie
microscopique" (1886) -  содержит  весьма  полный  свод  гистологической
техники до 1886 г. Н. Кн.
   Гистрионы - так назывались у римлян актеры. Когда в 364 г. до Р.  Хр.
в Риме появилась чума, то. в  числе  других  средств  для  умиротворения
богов, обратились впервые к театральным представлениям  (ludi  scenici),
исполнителями  которых  были  приглашенные  из   Этрурии   актеры.   Эти
представления состояли только из танцев, под звуки  флейты.  Исполнители
были актеры по ремеслу и назывались заимствованным из  этрусского  языка
словом  histriones,  которое  и  вытеснило  местное   римское   название
ludiones. Когда около  240  г.  после  Р.  Хр.  Ливий  Андроник  положил
основание римскому драматическому искусству, название histriones перешло
на исполнителей (actores) этих новых драм, комедий и  трагедий;  оно  же
было присвоено исполнителям в пантомимах,  который  во  времена  империи
получила   большее   распространение,   чем   собственно   драматические
представления. Г. образовали из себя труппы  (greges),  кто  желал  дать
народу зрелища, тот обращался к лицу, стоявшему во главе  такой  труппы,
обыкновенно также актеру. Вознаграждено (inercedes) гистрионов поднялось
до такой высоты, что Тиверий счел  необходимым  сократить  его.  Женские
роли исполнялись мужчинами и только в позднейшие времена империи  в  них
начали выступать и женщины.  Народ  выражал  одобрение  Г.  хлопанием  в
ладоши (plausus), порицание - свистом (sibilus). Одним  из  известнейших
римских Г. был Росций, защитником которого выступил Цицерон в  одной  из
дошедших  до  нас  речей.  Г.  принадлежали  большею  частью  к   классу
вольноотпущенников, но между ними встречались и рабы.
   Гит (англ. heat) - скаковой прием в скачках  с  перескачками  (т.  е.
когда  лошадь  получает  приз,  если  приходит  определенное  число  раз
первой). "Мертвый гит" (Deadheat) -  случай,  когда  лошади  подходят  к
призовому столбу "голова в голову".
   Гитара  -  струнный  музыкальный  инструмент   с   ручкою   (грифом),
постоянными  ладами  и  резонансовым  ящиком,  имеющим  плоское  дно   и
вогнутости на боках, верхний и нижней деке инструмента. Г. имеет круглый
голосник на верхней деке и кишечные  струны,  из  которых  более  низкие
обмотаны металлической канителью. Сходство современной  Г.  с  испанскою
пятихоровою, т. е. десятиструнной, у которой по две  струны  строятся  в
унисон с кифарой (cythara), дает возможность придти к заключению, что Г.
распространилась по Европе из Испании. Некоторые  полагают,  что  кифара
была занесена в Испанию маврами. Г. была известна во Франции  уже  с  XI
в.,  под  названиями  guiterne,  guistеrne,  guihtern  и  т.д.  Название
guitarre, т. е. гитара, является уже после ХIII-го в. В конце XVIII века
Г. была любимым инструментом в Германии. К этому  же  времена  относится
изобретение клавишной  Г.  (TastenGuitarre).  По  словам  Штеллина,  Г.,
вместе с мандолиною, была занесена в Россию итальянцами  в  царствование
императрицы Елизаветы Петровны, но в это  время  не  распространилась  в
русском обществе. В конце 1790 г. известный  виртуоз  в  Вильне,  Андрей
Осипович Сихра, усовершенствовал Г., прибавив к ней седьмую струну;  его
же следует считать изобретателем кварт-гитары, которая строится  квартою
выше   семиструнной.   Семиструнная   Г.   Сихры   приобрела   особенную
популярность в России. В начале XIX ст. Сихра издавал в Москве  "Journal
pour la guitarre it sept cordes";кроме того,  он  издал  "Экзерсиции"  и
"Теоретическую  и   практическую   школу   для   семиструнной   гитары",
посвященную его ученику В. И. Маркову, автору  сочинения  "Полная  школа
для   семиструнной   гитары,    с    приложением    пьес    для    вновь
усовершенствованной десятиструнной гитары в указанием ее строя"  (1812).
Еще до появления десятиструнной Г., Ляхов  прибавил  восьмую  и  девятую
струну к Г. Сихры. Обширное описание Г., со  многими  рисунками,  см.  в
труде профессора. А. С.  Фаминцына:  "Домра  и  сродные  ей  музыкальные
инструменты русского народа. М. П.
   Глава (а также маковица) - верх церкви, крыша на стропильных  фермах,
устроенная над сводом увенчивающего здание барабана.  Эта  архитектурная
форма впервые встречается в индийских пагодах и мечетях, в которых имеет
вид луковицы, перешедшей потом в русский стиль. В романских в готических
храмах   -   Г.   конусообразные,   остроконечный,   четырехгранные    и
многогранные. В стилях классическом и  ренессанс  Г.  имеет  форму  полу
эллипсоида и снабжена  вверху,  так  назыв.  фонарем,  т.  е.  маленьким
барабаном,  с  окнами  для  освещения   купола   (напр.,   Казанский   и
Исаакиевский соборы  в  СПб.).  В  византийском  стиле  Г.  имеет  форму
шарового  сегмента,  часто  с  отогнутыми  наружу  краями.  В   арабской
архитектуре  -  форма  Г.  грушевидная,  в  грузинской  и  армянской   -
пирамидально-многогранная. Русский стиль  усвоил  себе  луковицеобразную
форму, иногда с шейкою (греческий Никольский монастырь в Москве), иногда
с сильным приплюснутием (Благовещенский  и  Троицкий  соборы,  там  же).

Страницы: «« « 725   726   727   728   729   730   731   732   733  734   735   736   737   738   739   740   741   742   743  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь