|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 » »» "Жизни за Царя". Окончив оперу, Г. не без труда добился ее постановки на
императорской сцене. Дирекция обязала Г. подпискою не требовать
вознаграждения за свое произведение. В пятницу, 27 ноября 1836 г.,
состоялось первое представление "Жизни за Царя". Успех оперы был
громадный. Спрос на номера оперы, изданной Снегиревым, был так велик.
что недоставало экземпляров для продажи. В период времени от 1830 до
1836 г., кроме оперы, Г. написал несколько вариаций на разные темы, трио
для фортепиано, кларнета и фагота (1833), романсы: "Дубрава шумит", "Не
называй ее небесной", "Только узнал я тебя" и пр. К 1836 - 1838 г.
относятся: "Ночной смотр" для пения, польский с хором, романсы: "Где
наша роза", "Сомнение", "В крови горит огонь желанья".
Вскоре после "Жизни за Царя" Г. принялся за оперу "Руслан и Людмила";
но сочинение ее шло не так быстро, как сочинение первой оперы. "Руслан"
был дан в первый раз также в пятницу, 27 ноября 1842 г. Ход работы
замедлялся составлением либретто, которое делалось коллективно (стихи
для либретто, кроме взятых из поэмы Пушкина, писали Ширков, Кукольник,
Гедеонов и автор оперы), занятиями в певческой капелле, куда Г. был
назначен в 1837 г. капельмейстером, уроками в театральной школе,
болезнью, разрывом с женой. Энергию в Г. до некоторой степени
поддерживала своим сочувствием к его таланту "брат" - кружок литераторов
и художников, образовавшийся у Кукольника. Первыми номерами из
"Руслана", сочиненными Г., были: большая часть номеров 1-го действия;
персидский хор "Ложится в поле мрак ночной", марш Черномора и баллада
Финна (1838). Первое представление не оправдало ожиданий Г. Успех
"Руслана" был слабее успеха "Жизни за Царя". Новая опера Г. вызвала в
публики и критике самые разнообразные и противоположные суждения. После
32-х представлений "Руслан" не появлялся на сцене; водворение
итальянской оперы было причиной прекращения деятельности русской труппы
в СПб. Только в шестидесятых годах началось движение в пользу "Руслана".
В настоящее время эта опера всеми считается перлом русского музыкального
искусства. Между 1838 и 1842 г., кроме "Руслана", Г. написал музыку к
драме Кукольника "Князь Холмский", вальс фантазию (1839), тарантеллу с
хором (по просьбе Мятлева, в 1842 г.), выпускной хор e-dur для девиц
Екатерининского института (1841) и пр. В 1843 г. Г. почти не сочинял; им
написаны только два романса: "Люблю тебя", "К ней" и тарантелла a-moll
для фортепиано. Прекращение деятельности русской оперы в Петербурге, а с
ней и представлений "Руслана", было сильным ударом для Г., имевшим
большое влияние на его дальнейшую композиторскую деятельность. В 1844 г.
Г. надолго отправился заграницу. В Париже Г. дебютировал, как
композитор, в двух концертах-монстр, под управлением Берлиоза, большого
почитателя Т. На этих концертах были исполнены лезгинка из "Руслана" и
рондо Антониды из "Жизни за Царя". Ободренный успехом, Г. сам дал
концерт, в котором познакомил публику с некоторыми своими
произведениями, в том числе и с маршем Черномора. Но гораздо больший
успех в то время имели сочинения Г. в Петербурге: ария Гориславы из
"Руслана", трио из "Жизни за Царя" в исполнении итальянцев приводили
публику в восторг. Переселившись в Испанию, Г. пытался познакомить
публику с своими произведениями, но эти попытки остались безуспешными.
Уже в Париже у Г. возникла мысль сочинить несколько концертных пьес для
оркестра, под названием "Fantaiaies pittoresques". В Испании Г.
намеревался писать оперу в испанском роде. Он внимательно изучал и
записывал народный песни. Плодами его пребывания в Испании являются
увертюра "Аррагонская хота" и интересная коллекция испанских народных
мелодий. До 1854 г. Г. постоянно менял свое жительство: жил в Смоленске,
Варшаве, Петербурге, Париже. Во время этих странствований им написано
несколько романсов, как напр. : "Слышу ли голос твой", "Заздравный
кубок", "Песнь Маргариты", "Финский залив", затем вторая испанская
увертюра ("Ночь в Мадриде") и знаменитая "Камаринская". В 1852 г. Г.
начал симфонию "Тарас Бульба", но оставил ее. В 1854 г. Г. возвратился в
Петербург, где и пробыл около двух лет. По просьбе сестры своей Л. И.
Шестаковой и друзей, Г. начал свою биографию, которую и окончил в 1855
г. Она доведена до возвращения в Россию, в 1854 г. В последние годы Г.
оркестровал несколько своих и чужих вещей. В 1855 г. Г. опять воспрянул:
им задумана была новая опера "Двумужница" (по драме князя Шаховского).
Но медленность работы либреттиста охладила Г., который перешел к новому
предприятию - сообщить православной церковной мелодии настоящую, вполне
ей свойственную гармонизацию. В 1856 г. Г. положил на три голоса эктению
обедни "Да исправится". К выдающимся церковным произведениям Г.
относится "Херувимская". Сознавая, что гласы, на которых построены
песнопения православной церкви, находятся в прямой связи с церковными
ладами зап. церкви, Г. поехал в 1856 г. в Берлин к Дену с целью
основательно изучить новый для него предмет. Занятия с Деном шли
успешно. К несчастию, они были последними; Г. простудился и умер. В 1885
г. в Смоленске ему поставлен памятник. 50-тилетия опер "Жизнь за Царя"
(1886) и "Руслана" (1892) Россия достойно чествовала. В день юбилея
"Руслана" в Петербурге улица, ведущая от Поцелуева моста к Никольской
церкви, мимо Мариинского театра, названа улицею Глинки.
Деятельность Г. полна беспредельного творчества, богатого развит. Он
опередил современные ему музык, вкусы и понятия; потому то он
своевременно и не был понят. Если сравнить деятельность Г. в
количественном отношении с деятельностью многих весьма известных
композиторов, писавших оперы дюжинами, то она окажется не обширною. Но
если посмотреть на нее с точки зрения качественной, то она громадна.
Национальную оперу он довел до такой художественной высоты, до которой
ни один русский композитор не достигал после Г. Характер произведений Г.
в высшей степени разнообразен. Типичность его музыкальн. образов
удивительна; мелодические и гармонические стороны его творчества
одинаково поражают своим богатством. Сосредоточилось оно, главн. обр., в
вокальных сочинениях; но и как симфонист Г. выдается необычайной
самобытностью, колоритом и гибкостью. Деятельность Г., по степени
развития его творческой способности, можно разделить на три периода. К
первому (1822 - 1834) относится ряд более или менее удачных работ,
свидетельствующих о задатках таланта. Это период приготовительный.
Второй период (1834 - 1837) представляет плоды трудов предшествовавших
лет. В "Жизни за Царя" Г., при всей своей гениальности, не отличается
еще вполне самостоятельным характером в вокальных и симфонических
формах. Но в этой опере встречается в первый раз художественная
обработка русской песни, которая легла в основе всей оперы. Благодаря
Г., создалась русская опера. В этом же периоде написаны самые
замечательные романсы Г. Уже в начали третьего периода (1837 - 1857), в
Страницы: «« « 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |