Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 732   733   734   735   736   737   738   739   740  741   742   743   744   745   746   747   748   749   750  » »»

"Жизни за Царя". Окончив оперу, Г. не без труда добился ее постановки на
императорской  сцене.  Дирекция  обязала  Г.  подпискою   не   требовать
вознаграждения за свое произведение.  В  пятницу,  27  ноября  1836  г.,
состоялось  первое  представление  "Жизни  за  Царя".  Успех  оперы  был
громадный. Спрос на номера оперы, изданной Снегиревым,  был  так  велик.
что недоставало экземпляров для продажи. В период  времени  от  1830  до
1836 г., кроме оперы, Г. написал несколько вариаций на разные темы, трио
для фортепиано, кларнета и фагота (1833), романсы: "Дубрава шумит",  "Не
называй ее небесной", "Только узнал я тебя" и  пр.  К  1836  -  1838  г.
относятся: "Ночной смотр" для пения, польский  с  хором,  романсы:  "Где
наша роза", "Сомнение", "В крови горит огонь желанья".
   Вскоре после "Жизни за Царя" Г. принялся за оперу "Руслан и Людмила";
но сочинение ее шло не так быстро, как сочинение первой оперы.  "Руслан"
был дан в первый раз также в пятницу,  27  ноября  1842  г.  Ход  работы
замедлялся составлением либретто, которое  делалось  коллективно  (стихи
для либретто, кроме взятых из поэмы Пушкина, писали  Ширков,  Кукольник,
Гедеонов и автор оперы), занятиями в  певческой  капелле,  куда  Г.  был
назначен  в  1837  г.  капельмейстером,  уроками  в  театральной  школе,
болезнью,  разрывом  с  женой.  Энергию  в  Г.  до   некоторой   степени
поддерживала своим сочувствием к его таланту "брат" - кружок литераторов
и  художников,  образовавшийся  у  Кукольника.   Первыми   номерами   из
"Руслана", сочиненными Г., были: большая часть  номеров  1-го  действия;
персидский хор "Ложится в поле мрак ночной", марш  Черномора  и  баллада
Финна (1838).  Первое  представление  не  оправдало  ожиданий  Г.  Успех
"Руслана" был слабее успеха "Жизни за Царя". Новая опера  Г.  вызвала  в
публики и критике самые разнообразные и противоположные суждения.  После
32-х  представлений  "Руслан"  не   появлялся   на   сцене;   водворение
итальянской оперы было причиной прекращения деятельности русской  труппы
в СПб. Только в шестидесятых годах началось движение в пользу "Руслана".
В настоящее время эта опера всеми считается перлом русского музыкального
искусства. Между 1838 и 1842 г., кроме "Руслана", Г.  написал  музыку  к
драме Кукольника "Князь Холмский", вальс фантазию (1839),  тарантеллу  с
хором (по просьбе Мятлева, в 1842 г.), выпускной  хор  e-dur  для  девиц
Екатерининского института (1841) и пр. В 1843 г. Г. почти не сочинял; им
написаны только два романса: "Люблю тебя", "К ней" и  тарантелла  a-moll
для фортепиано. Прекращение деятельности русской оперы в Петербурге, а с
ней и представлений "Руслана",  было  сильным  ударом  для  Г.,  имевшим
большое влияние на его дальнейшую композиторскую деятельность. В 1844 г.
Г.  надолго  отправился  заграницу.  В  Париже   Г.   дебютировал,   как
композитор, в двух концертах-монстр, под управлением Берлиоза,  большого
почитателя Т. На этих концертах были исполнены лезгинка из  "Руслана"  и
рондо Антониды из "Жизни  за  Царя".  Ободренный  успехом,  Г.  сам  дал
концерт,   в   котором   познакомил   публику   с   некоторыми    своими
произведениями, в том числе и с маршем  Черномора.  Но  гораздо  больший
успех в то время имели сочинения Г.  в  Петербурге:  ария  Гориславы  из
"Руслана", трио из "Жизни за Царя"  в  исполнении  итальянцев  приводили
публику в восторг.  Переселившись  в  Испанию,  Г.  пытался  познакомить
публику с своими произведениями, но эти попытки  остались  безуспешными.
Уже в Париже у Г. возникла мысль сочинить несколько концертных пьес  для
оркестра,  под  названием  "Fantaiaies  pittoresques".  В   Испании   Г.
намеревался писать оперу в  испанском  роде.  Он  внимательно  изучал  и
записывал народный песни. Плодами  его  пребывания  в  Испании  являются
увертюра "Аррагонская хота" и интересная  коллекция  испанских  народных
мелодий. До 1854 г. Г. постоянно менял свое жительство: жил в Смоленске,
Варшаве, Петербурге, Париже. Во время этих  странствований  им  написано
несколько романсов, как напр.  :  "Слышу  ли  голос  твой",  "Заздравный
кубок", "Песнь  Маргариты",  "Финский  залив",  затем  вторая  испанская
увертюра ("Ночь в Мадриде") и знаменитая "Камаринская".  В  1852  г.  Г.
начал симфонию "Тарас Бульба", но оставил ее. В 1854 г. Г. возвратился в
Петербург, где и пробыл около двух лет. По просьбе сестры  своей  Л.  И.
Шестаковой и друзей, Г. начал свою биографию, которую и окончил  в  1855
г. Она доведена до возвращения в Россию, в 1854 г. В последние  годы  Г.
оркестровал несколько своих и чужих вещей. В 1855 г. Г. опять воспрянул:
им задумана была новая опера "Двумужница" (по драме  князя  Шаховского).
Но медленность работы либреттиста охладила Г., который перешел к  новому
предприятию - сообщить православной церковной мелодии настоящую,  вполне
ей свойственную гармонизацию. В 1856 г. Г. положил на три голоса эктению
обедни  "Да  исправится".  К  выдающимся  церковным   произведениям   Г.
относится "Херувимская".  Сознавая,  что  гласы,  на  которых  построены
песнопения православной церкви, находятся в прямой  связи  с  церковными
ладами зап. церкви, Г. поехал  в  1856  г.  в  Берлин  к  Дену  с  целью
основательно изучить  новый  для  него  предмет.  Занятия  с  Деном  шли
успешно. К несчастию, они были последними; Г. простудился и умер. В 1885
г. в Смоленске ему поставлен памятник. 50-тилетия опер "Жизнь  за  Царя"
(1886) и "Руслана" (1892) Россия  достойно  чествовала.  В  день  юбилея
"Руслана" в Петербурге улица, ведущая от Поцелуева  моста  к  Никольской
церкви, мимо Мариинского театра, названа улицею Глинки.
   Деятельность Г. полна беспредельного творчества, богатого развит.  Он
опередил  современные  ему  музык,  вкусы  и  понятия;  потому   то   он
своевременно  и  не  был  понят.  Если  сравнить   деятельность   Г.   в
количественном  отношении  с  деятельностью  многих   весьма   известных
композиторов, писавших оперы дюжинами, то она окажется не  обширною.  Но
если посмотреть на нее с точки зрения  качественной,  то  она  громадна.
Национальную оперу он довел до такой художественной высоты,  до  которой
ни один русский композитор не достигал после Г. Характер произведений Г.
в  высшей  степени  разнообразен.  Типичность  его  музыкальн.   образов
удивительна;  мелодические  и  гармонические  стороны   его   творчества
одинаково поражают своим богатством. Сосредоточилось оно, главн. обр., в
вокальных  сочинениях;  но  и  как  симфонист  Г.  выдается  необычайной
самобытностью,  колоритом  и  гибкостью.  Деятельность  Г.,  по  степени
развития его творческой способности, можно разделить на три  периода.  К
первому (1822 - 1834) относится  ряд  более  или  менее  удачных  работ,
свидетельствующих  о  задатках  таланта.  Это  период  приготовительный.
Второй период (1834 - 1837) представляет плоды  трудов  предшествовавших
лет. В "Жизни за Царя" Г., при всей своей  гениальности,  не  отличается
еще  вполне  самостоятельным  характером  в  вокальных  и  симфонических
формах.  Но  в  этой  опере  встречается  в  первый  раз  художественная
обработка русской песни, которая легла в основе  всей  оперы.  Благодаря
Г.,  создалась  русская  опера.  В  этом  же  периоде   написаны   самые
замечательные романсы Г. Уже в начали третьего периода (1837 - 1857),  в

Страницы: «« « 732   733   734   735   736   737   738   739   740  741   742   743   744   745   746   747   748   749   750  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь