Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 739   740   741   742   743   744   745   746   747  748   749   750   751   752   753   754   755   756   757  » »»

хорошим, приятным, ежели его желают самого по себе,  -  полезным,  ежели
его "желают ради какого-либо иного предмета" ("De homine", XI, 5).
   Рассматривая человека с этической в политической точек зрения,  Гоббс
следует той же дедуктивной, математической методе, как и в физике. Этика
и политика тесно связаны, ибо все этические понятия  начинаются  лишь  с
перехода людей из состояния природы в состояние государства. По  природе
все люди равны между собой. Из этого естественного  состояния  равенства
всех людей должна возникнуть  война  всех  против  всех  (bellum  omnium
contra omnes). Люди не по природе общительны,  как  учил  Аристотель,  а
стремятся лишь к властвованию одного над другими, что и ведет  к  войне.
Но состояние войны  есть  состояние  страха  и  опасности,  из  которого
необходимо выйти;  поэтому  мир  есть  первое  требование  естественного
закона, выражающего правило воздержания каждого отдельного лица от того,
что ему вредно. Для достижения мира необходимо каждому  лицу  отказаться
от неограниченного его права на все. Этот отказ может быть сделан или  в
форме отречения, или же в форме перенесения прав одного лица на  другое.
Вторым способом, т. е. перенесением прав всех на одно или несколько лиц,
и создается государство. Все права без исключения переданы  государству,
которое является неограниченным.  Подчинение  государственной  власти  -
безусловное, ибо неповиновение государственной власти повело бы вновь  к
войне всех против  всех.  Перечислив  права  государства  (охрана  мира,
цензура   учений,   установление   законов,   суд,   объявление   войны,
установление  администрации,  награды),  Г.  приписывает  их   верховной
власти.  Государства  бывают  трех  родов:  демократия,  аристократия  и
монархия. Из этих трех форм государства  одна  лишь  монархия  достигает
своей цеди
   - безопасности граждан, и есть, таким образом, наилучшая. Обязанность
монарха - общественное благо (salus publica suprema lex). Для его охраны
верховная  власть  обладает  всемогуществом,  поскольку   оно   доступно
человеку, а отдельный гражданин по отношению к верховной власти является
вполне бесправным  и  ничтожным.  Представитель  верховной  власти,  как
источник законов, стоит выше их; он определяет понятие  справедливого  и
несправедливого, честного и бесчестного, моего и твоего. Он ответственен
только перед Богом. Лишь в том случае, когда верховная власть неспособна
охранять мир против внутренних или внешних врагов, граждане  не  обязаны
ей повиноваться. Верховная власть определяет и  религиозные  догматы,  и
культ. Духовная и светская власть  соединены  в  одном  лице  церковь  и
государство составляют неразрывное целое.
   Многое в политической истории Г. казалось и кажется несправедливым  и
отталкивающим;  но  нельзя  не  признать  последовательности  проведения
выставленного Г. принципа, нельзя  не  видеть  в  его  теории  зародышей
многих важных мыслей, напр. отделение нравственности от теологии.  О  Г.
см. Бершадский, "Очерки истории философии права" (СПб., 1892, стр. 169 -
207); Чичерин, "История  политических  учений";  Серебренников,  "Учение
Локка о прирожденных началах" (СПб., 1892, стр. 139 - 188); Aubrey, "Vie
de Thomas Hobbes";  Lyon,  "La  philosophie  de  Hobbes"  (Пар.,  1893);
Robertson, "Hobbes" (Эдинбург, 1886).
   Э.P.
   Гобелены  (Gobelins)  -  тканые  ковры  ручной  работы,  на   которых
разноцветною шерстью и отчасти шелком воспроизведены картины  и  нарочно
приготовленные картоны более или менее известных художников. Эти изящные
изделия, служащие для украшения  стен  и  иногда  для  обивки  роскошной
мягкой мебели, ведут свое начало от коврово-ткацкого мастерства  Средних
веков и эпохи Возрождения, процветавшего сперва в  Аррасе,  во  Фландрии
(appaccкие  ковры,  аррацци),  производившегося  потом,   в   XVI   ст.,
преимущественно в Брюсселе и, наконец, доведенного  до  высокой  степени
совершенства во Франции. Свое название Г.  получили  от  семейства,  имя
которого перешло к принадлежавшей ему фабрике в местности, где она  была
устроена, и к ее изделиям.  Родоначальник  этого  семейства,  красильщик
Жилль Гоббелен, прибыв, в царствование  франц.  короля  Франциска  I  из
Реймса в Париж, основал неподалеку  от  этого  города,  на  ручье  Бьевр
(Biеvre), красильню для шерсти. Его  наследники  в  XVI  ст.  продолжали
содержать это заведение и прибавили в нему ковровую ткацкую в роде  тех,
какими славилась тогда Фландрия.  По  представлению  великого  Кольбера,
Людовик XIV купил красильню и ткацкую  в  казну,  наделил  их  статутом,
богатыми материальными  средствами  и  новым  зданием  и  создал,  таким
образом, "Королевскую гобеленовскую мануфактуру", произведения  которой,
вследствие своей  дороговизны,  шли  почти  исключительно  на  убранство
королевских дворцов и на подарки, и лишь в редких  случаях  поступали  в
продажу.  Несмотря  на   значительность   расходов,   требовавшихся   на
содержание мануфактуры  и  не  вознаграждавшихся  никаким  доходом,  она
продолжала существовать при всех сменявшихся с  тех  пор  правительствах
Франции  и  существует  до  настоящего   времени,   как   художественное
учреждение, составляющее гордость этой страны. В механическом отношении,
техника гобеленовского производства очень проста, но требует от  мастера
много терпения, опытности в художественных познаний: хорошим  ткачом  Г.
может  быть  только  образованный  артист,  в  своем   роде   живописец,
отличающийся от настоящего только тем, что средства  его  состоят  не  в
полотне, палитре с красками и кистях, а в  нитяной  основе,  шпульках  с
разноцветною  шерстью  и  искусных  пальцах;  так  как  ему   приходится
воспроизводить оригиналы, писанные масляными или фресковыми красками,  и
притом  почти  всегда  оригиналы  первоклассные,  то  для  того,   чтобы
копировать их с достаточною точностью, он должен быть сведущ в  рисунке,
колорите и светотени не  меньше  настоящего  живописца,  а  сверх  того,
обладать еще и полным знанием  своих  специальных  средств.  По  способу
исполнения, Г. бывают двоякого рода: одни ткутся на  станке,  в  котором
основа натянута в отвесном положении; это  более  дорогой,  трудный,  но
вместе с тем  и  совершеннейший  сорт  ковров,  называемый  haute-lisse;
другие ковры, при ткании которых основа имеет горизонтальное  положение,
чрез  что  труд  работающего  значительно  облегчается,  носят  название
basse-lisse. Парижская национальная мануфактура  с  1826  г.  занимается
изготовлением исключительно ковров первого рода.  По  переводе  контуров
оригинала, при помощи кальки и угля, на основу, ткач  ковра  haute-lisse
помещается с задней стороны  своего  будущего  произведения  и  начинает
работать  маленькими  шпульками,  на  которые   намотана   шерсть   всех
разнообразных цветов и оттенков,  встречающихся  в  колорите  оригинала.
Пропуская шпульку с шерстью какого-либо цвета чрез основу и опутывая  ею
последнюю, он повторяет  эту  операцию  потребное  число  раз,  а  затем
бросает прежнюю шпульку  и  принимается  за  другую  с  шерстью  другого
нюанса, с тем, чтобы возвратиться к первой  шпульке,  когда  потребуется

Страницы: «« « 739   740   741   742   743   744   745   746   747  748   749   750   751   752   753   754   755   756   757  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь