Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 747   748   749   750   751   752   753   754   755  756   757   758   759   760   761   762   763   764   765  » »»

Некоторые имеют легкие и продольные амбулякральные сосуды  (Molpadidae),
другие - Synaptidae  -  не  имеют  ни  того,  ни  другого:  к  последним
относятся Synapta inhaerens и Chirodota.
   П. Книпович.
   Голубика  (Vaccinium  uliginosum),  называемая  также   голубицею   и
гонобобелем,  пьяницею  и  пьяничником".  Небольшой  кустарник  из  сем.
брусничных. Ветви Г. круглые, листья обратно  яйцевидные,  опадающие  на
зиму, венчики пятилепестных цветов яйцевидные, белой с  розовым  отливом
окраски, пыльники тычинок с двумя рожками  назади:  ягодообразные  плоды
черные с голубым налетом, внутри зеленые. Растет  на  торфяных  болотах,
способствуя  образованию  торфа,  в  холодных   и   умеренных   странах;
попадается у нас еще на Новой Земле. Ягоды Г. можно употреблять в  пищу,
но в большом количестве они производят головную боль.  Приписываемое  им
опьяняющее действие не верно.
   А. Б.
   Гольбах (Павел, барон Holbach, 1723 - 89) - философ материалист, род.
в Пфальце, воспитывался с раннего детства в Париже, где и остался  жить;
получил разностороннее образование; имея  большое  состояние,  занимался
естественными науками, поместил  в  энциклопедии  целый  ряд  статей  по
химии, фармации, физиологии и медицине; его салон  принадлежал  к  числу
наиболее посещаемых в Париже. С 1767 по 1776 г. вышел ряд соч.  Г.,  без
его имени: "Le christianisme devoile on  examen  des  principes  et  des
effets de la religion chretienne";  "Le  contagion  sacree  ou  histoire
nalurelle de la superstition"; "Systeme de la  nature  on  des  lois  du
monde physique et du monde moral", "Essai sur  les  prejuges";  "Le  bon
sens ou idees naturelles opposees aux idees surnaturelles"; "Le  systeme
social  ou  principes  naturels  de  la  morale  et  de  la  politique";
"L'ethocratie ou le  gouvernement  fonde  sur  la  morale";  "La  morale
universelle". Главное из них, "Systeme de la  nature"  (1770),  вышло  с
именем Мирабо, секретаря французской академии, умершего  в  1760  г.,  и
сопровождалось его жизнеописанием.  Долгое  время  не  знали  настоящего
автора приписывали книгу математику Лагранжу, Дидро, считали  ее  плодом
совместной работы целого кружка и только после издания переписки  Гримма
узнали настоящего автора. В этой книге  высказаны  взгляды  значительной
части  европейского  общества  конца  XVIII  в.,  с  такой  прямотой   и
последовательностью, что они возбудили возражения даже тех, кто принимал
участие в их развитии. "Система  природы"  состоит  из  двух  частей:  в
первой  высказаны  положительные  взгляды,   вторая   содержит   критику
религиозных понятий. Цель автора
   - вернуть человека природе и рассеять мрак, скрывающий от него путь к
счастью. Все идеи, все знание человек получает через посредство  органов
чувств; врожденных идей нет. Совокупность всего,  действующего  на  наши
чувства,  составляет  материю.  Материя  вечна   и   не   однородна,   а
представляет бесконечное множество  комбинаций  простейших  материй  или
элементов (огонь, воздух, вода и земля), которые  мы  познаем  только  в
соединении, но никогда в простом виде.  Сумму  всех  свойств  и  качеств
существа автор называет его эссенцией. Эссенция материи  есть  движение,
благодаря которому имеют место все явления вселенной. Движение  не  есть
нечто отдельное от материи; оно также вечно, как и материя. Цель  его  -
притягивать то, что благоприятно существу, и  отталкивать  то,  что  ему
вредно. Движение одного тела передается другому и т. далее. Наши чувства
указывают нам на два рода  движений:  движения  масс,  видимое  нами,  и
движение частиц материи, познаваемое нами только по его результатам.  Те
и другие движения называются приобретенными, когда причина их вне  тела,
и самопроизвольными, когда  причина  заключается  в  самом  теле.  Тела,
кажущиеся нам покоящимися, в  действительности  подвергаются  постоянным
воздействиям, на поверхности или внутри, от тел  их  окружающих  или  от
своих составных частей. Целое, представляющее собою результат  различных
соединений материи и различных движений, и есть природа в общем значении
этого слова, природа не каждого  отдельного  существа  есть  целое,  как
результат  соединений  и  движений  в  данном  существе.  Эти  отдельные
природы, составляющие единую природу, подчинены  ее  общим  законам;  им
подчинен и человек, составляющий часть  природы  и  отличный  от  других
существ только своей организацией. Род человеческий есть  продукт  нашей
планеты, зависящий  от  положения  ее  в  среде  других  светил,  и  нет
основания предполагать, что земля  перестала  вырабатывать  новые  типы.
Совершенно неосновательно различать в человеке две сущности: телесную  и
духовную. Такое разделение произошло  от  того,  что  причины  некоторых
движений и действий ускользают от нас, и поэтому мы переносим их  в  мир
нематериальный: причиной таких явлений в  природе  мы  считаем  Бога,  в
человеке - душу. Однако, душевные явления выражаются движениями  внешних
органов тела и вызываются  материальными  причинами;  каким  же  образом
нечто нематериальное, не протяженное может приводить в движение материю?
К тому же мы не можем отделить душу от тела; она  родится,  развивается,
болеет вместе с телом; следовательно, она постоянно идентична с ним. Так
назыв. душевные  или  интеллектуальные  способности  человека  -  только
особый род деятельности тела. Единственный источник возникновения в  нас
идей  -  чувства.   Сознанное   чувствование   становится   восприятием;
восприятие,  перенесенное  на  предмет,  возбудивший  его,  есть   идея.
Человеческий мозг способен не только к восприятию  внешних  воздействий,
но  и  к  самостоятельной  деятельности,  результат  которой  он   также
воспринимает;  эта  способность  называется  мышлением.   Страсти   суть
отталкивательные и притягательные  движения  по  отношению  к  предметам
полезным или вредным. Воля есть некоторое изменение, происшедшее в нашем
мозгу, вследствие которого он расположен  привести  в  движение  внешние
органы, с целью достигнуть чего-либо полезного  или  избежать  чего-либо
вредного. Мысли и поступки человека зависят  от  его  организации  и  от
воздействия внешних предметов, а так как ни то, ни другое не  во  власти
человека, то, следовательно, человек не свободен. Возможность выбора  не
доказывает свободы  воли,  ибо  человек  всегда  выбирает  то,  что  ему
представляется наиболее выгодным; свободен же выбор был бы в том случае,
если бы он не обусловливался никакими мотивами. Цель каждого существа  -
самосохранение; цель  природы  та  же,  и  все  существа  бессознательно
способствуют  ее  достижению.  В  природе,  поэтому,   нет   порядка   и
беспорядка, нет ни  случайного,  ни  чудесного.  Сознание  необходимости
всего совершающегося дает истинное основание нравственности, потому  что
оно указывает человеку на неизбежную зависимость его личного счастья  от
всей природы и, следовательно, от  тех  людей,  в  обществе  которых  он
живет. Отсюда понятие добродетели и порока:  добродетель  есть  то,  что
действительно и постоянно полезно существам человеческого рода,  живущим

Страницы: «« « 747   748   749   750   751   752   753   754   755  756   757   758   759   760   761   762   763   764   765  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь