Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 753   754   755   756   757   758   759   760   761  762   763   764   765   766   767   768   769   770   771  » »»

народных  певцов,  а  также  собственные   наблюдения,   размышления   и
выношенные в душе образы и положения; но во все это  свято  верил  поэт,
верили и его слушатели. Каким же образом мы можем требовать от подобного
певца, чтобы  он  преследовал  только  задачи  поэтического  творчества,
обособившегося  от  прочих  видов  умственной  деятельности  лишь  много
времени спустя? Древний поэт, верный служитель муз, направлял силы ума и
фантазии не на то, главным образом, чтобы произведения его  были  тесно,
до мельчайших подробностей, согласованы во всех частях своих, а  на  то,
чтобы сообщить слушателям, по преданы ли, со  слов  свидетелей,  или  по
личному опыту, наиболее  верные  представления  о  предметах,  достойных
внимания. Руководствоваться здесь  нашими  понятиями  о  поэзии,  значит
заподазривать подлинность или древность  таких  стихов  и  частей  поэм,
которые были особенно дороги и для древнего поэта, и  для  его  публики.
Путеводною нитью в Гомеровском вопросе должен служить тот  непререкаемый
факт, что, начиная с первых лет VIII в. до Р. Х., "Илиаде" и "Одиссея" в
течение ряда веков были предметом восхищения и восторгов или осуждения в
критики, как произведения цельные, созданные одним или, наибольше, двумя
гениальными поэтами.
   Открывая собою историю европейских литератур, "Илиада" и "Одиссея", в
свою  очередь,  подготовлены  была   многочисленными   опытами   певцов,
типическими представителями коих являются в Гомеровских поэмах  Фамирис,
Демодок, Фемий; имя Г., таким образом, завершает продолжительный  период
творчества, в котором сложились образы богов  и  героев,  составились  в
большом числе песни о современных и прошлых событиях  и  личностях,  был
разработан язык для литературных целей, установлены стихотворные  размер
и разнообразные принадлежности и особенности так называемого  эпического
вида поэзии. Из  множества  сказаний  троянские  пользовались  особенною
любовью народа и вниманием певцов;  они  же  были  чаще  и  старательнее
прочих обработаны. На готовой основе хорошо известных эпизодов и любимых
в народе песен Г. впервые задумал  и  исполнил  обширные  повествования,
каждое из них объединено главной темой, последовательной характеристикой
действующих  лиц,  одинаковыми,  в  сущности,  представлениями  о   ходе
событие, о поведении богов в людей. Аристарху  были  прекрасно  известны
важнейшие возражения  против  принадлежности  "Одиссеи"  Г.,  но  он,  в
сочинении против Ксенона, находил возможным рассматривать обе поэмы, как
произведения одного Г. Если новая критика и склоняется в сторону древних
"разделителей", то все же  нельзя  забывать  главного  довода  в  пользу
единства автора - единства языка и характеристики  героев.  Относительно
особенностей каждой поэмы, исчисленных  критикою  с  большим  старанием,
следует  помнить,  что  отличие  по  сюжету  и  всей  обстановки  героев
обязывало поэта  пользоваться  сказаниями  и  песнями  иного  характера,
выражавшими иное настроение певцов и иную точку зрения на  предметы.  Не
забудем, что одни и те же афинские трагики  сочиняли  и  шуточные,  т.н.
сатирские драмы, что в "Одиссее" и  "Илиаде"  изображаются  две  стороны
идеального гражданина-эллина: сила и мужество, мудрость  и  находчивость
во всяком положении. Зачатки гомеровского эпоса сложились до переселения
ионян в М. Азию, еще в европейской Элладе, преимущественно в Фессалии  и
Аргосе;  быть  может,  с  этого  времени  в  эпическом  языке  ионийском
сохранилось значительное число эолийских форм. Однако, создание "Илиады"
и "Одиссеи" совершилось в  М.  Азии,  вероятнее  всего  -  в  Смирне,  с
смешанным, эоло-ионийским населением.  Время  жизни  Г.  определялось  в
древности различно, начинаясь 1193 г. до Р. Х. и кончая  эпохою  Кира  и
Креза. Пели находит возможным приурочивать Г. ко  времени  Пелопонесской
войны. Вероятнее всего, что Г. жил в  Х  -IX  в.  до  Р.  Х.  Древнейшие
киклические поэты, писавшие свои поэмы с 1-ой олимп., имели перед  собою
"Илиаду"  и  "Одиссею"  приблизительно  в  теперешнем  виде.  Поворот  в
Гомеровском вопросе к античной традиции виден и из того, что  некоторыми
из новых критиков допускается весьма раннее существование письменности у
греков (с начала XI в. до Р. Х.), хотя  первое  установление  текста,  с
изготовлением официальных списков, имело место только при  Пизистрате  в
Афинах. Эта же редакция легла в основу критических работ александрийских
грамматиков. В римскую эпоху особенно важные труды о Гомере принадлежали
Аристонику, Дидиму, Геродиану, Никандру.
   Ф. Мищенко.
   Гомилетика  -  учение  о  христианском  церковном   проповедничестве.
Главный вопрос, которым прежде всего  занимается  Г.,  -  это  вопрос  о
существе, или природе проповеди. Одно ли и  то  же,  по  своей  природе,
проповедь  церковная  и  ораторское  искусство  вообще,  составляет   ли
церковная проповедь лишь вид ораторства вообще? В каком  взаимоотношении
находятся естественные  способности  к  ораторству  и  благодать  -  при
проповеди? Когда древняя христианская церковь отказывалась  принимать  в
свою среду риторов и даже к крещению допускала их не  иначе,  как  после
формального торжественного отречения их от ораторства, - значит ли  это,
что Церковь безусловно отрицала ораторское искусство вообще, или  только
осуждала софистов и так называемых сикофантов? Когда Церковь, начиная  с
половины III в., дозволяет проповедь только священникам и  не  допускает
до проповеднической кафедры мирян, сколько бы они ни были благочестивы и
учены в богословии, - значит ли это, что Церковь считала  проповедь  для
не священников невозможною? Такие и подобные вопросы ставятся  в  первой
части Г. фундаментальной  или  принципиальной  Г.  Вопрос  о  нормальном
содержании проповеди, рассматривается во 2-й части Г. - Г. материальной.
Еще апостолы предупреждали  основанные  ими  Церкви  против  лжеименного
разума против  чуждых  Церкви  учений  и  приемов  учения.  Подобные  же
предостережения делали отцы Церкви II в. Особенное значение этот  вопрос
получил в конце средних веков, когда  увлечение  философами  и  поэтами,
греческими и латинскими в Западной Церкви было так велико, что  темы  из
Аристотеля  или  Овидия  в  проповедях  стали   предпочитаться   текстам
Евангелия. Дошло до того, что, как  говорит  Лютер,  стали  стыдиться  в
проповеди произносить самое имя Христа. В эпоху Петрарки и Боккаччо темы
для проповедей охотнее всего  брали  из  народных  и  уличных  песен,  и
проповеди принимали характер  прямо  скабрезный.  Из  биографии  Виклефа
известен факт, что  архиепископ  кентерберийский  говорил  проповедь  на
слова из уличной песни  о  прекрасной  Алисе.  В  XVIII  ст.  в  Гермами
находились  гомилеты  (Шпальдинг,  Штейнбарт,  Рейнгардт),   требовавшие
удаления из  церковной  проповеди  христианского  учения  и  замены  его
философскими доктринами. Во Франции в  эпоху  Лиги  с  церковных  кафедр
слышались политические памфлеты, оправдание от имени религии цареубийств
и т. п. Против всех подобных  увлечений  и  направлена  материальная  Г.
Третью часть составляет формальная или конструктивная Г.,  трактующая  о
построении  проповеди  и  ее  изложении,  о   произношении,   о   мимике

Страницы: «« « 753   754   755   756   757   758   759   760   761  762   763   764   765   766   767   768   769   770   771  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь