Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 761   762   763   764   765   766   767   768   769  770   771   772   773   774   775   776   777   778   779  » »»

породы произошли Г. нормандские  артезианские  и  гасконские,  от  белой
разновидности - Г. сентонжские, пуатевенские и вандейские, от  различных
помесей тех и других  образовались  Г.  фарфоровые  (небольшого  роста),
арьежские и овернские. К типу Г. св.  Губерта  очень  подходят  польские
тяжелые Г., отличающиеся большим ростом, массивною головою,  с  надутыми
кровью глазами  и  веками  и  короткою  лоснящеюся  шерстью  черной  или
черно-пегой масти в подпалинах ярко или темно  красного  цвета.  Эти  Г.
очень красивы, чутьисты,  обладают  хорошими  голосами,  но  очень  пеши
(медленны) и мало выносливы: в последних двух отношениях их  значительно
превосходят   польские   паратые   (резвые)    Г.,    среднего    роста,
блестяще-черного  цвета,  в  ярко-красных  подпалинах.  От   скрещивания
польских Г. с восточными Г. произошли польские огары, огромного роста, и
курляндские Г, массивные собаки, небольшого роста. Кроме  них,  в  Литве
разводится польская маленькая или заячья Г., складом  и  отчасти  цветом
похожая на лисицу. Английские паратые Г., известные также. под названием
лисогонов  или  фоксгоундов   (Foxhound),   небольшого   роста   собаки,
разделяются на несколько отдельных пород. Все они употребляются только в
стаях и особенно годны для быстрого сганивания (ловли) зверя. Из  мелких
пород лисогонов наиболее известны харрьеры и  бигли  .  Много  общего  с
лисогонами имеют оленьи Г. (Sladbound), ростом до 16 врш. К западным  же
Г. должны быть причислены немецкие ищейки (Schweisshund),  употребляемые
для выслеживания раненого зверя. Брудастые Г. произошли от весьма давних
скрещиваний овчарок с различными  Г.  в  отличаются  круглым  черепом  с
сильно развитым затылочным гребнем, короткой мордою  и  круглыми  ушами;
все они более или менее пешие, но злобные, настойчивые в преследовании и
обладают  жалобными  голосами.  Во  Фрации  известны  следующие   породы
брудастых Г. (гриффонов): серые гриффоны св. Людовика, рыжие бретонские,
вандейские, бресские и нивернейские, собаки эти  среднего  роста,  имеют
жесткую шерсть, торчащие брови и усы и длинные уши. Русские брудастые Г.
встречаются  ныне  очень  редко  роста  крупного  (до  17  врш.),  масти
обыкновенно серой, характера свирепого, упрямого и сварливого;  обладают
хорошим чутьем, неутомимостью и "мертвою" злобою к зверю.  В  Англии  из
брудастых  Г.  особенною   известностью   пользуются   выдровые   собаки
(Otterhound), употребляемые специально для охоты на выдру; они  большого
роста и настолько выносливы, что могут плавать без  вреда  для  здоровья
даже при появлении льда.
   Охотничье назначение Г. состоит  в  том,  чтобы,  найдя  чутьем  след
четвероногой дичи, гнаться с лаем по этому следу и преследовать дичь или
до полного изнеможения ее или же до выставления (нагона) ее на охотника.
Свойства   хороших   Г.   заключаются   в   вязкости    (продолжительном
преследовании), верности (лае только по преследуемой дичи), полазистости
(умение  разыскать   дичь),   нестомчивости   (неутомимости   во   время
продолжительного преследования),  хороших  голосах  (сильном,  чистом  и
звонком лае), хорошем чутье, стайности  (способности  гонять  стаею,  не
отделяясь  друг  от  друга),  нозывистости  (послушании  к   вызову)   и
вежливости (повиновении охотнику, а также равнодушии к домашнему скоту).
Приучение Г. к тону (преследованию)  называется  наездкою,  наганиванием
или  нахаживанием  и  производится,  обыкновенно,  весною  и,  затем,  в
августе, перед началом охоты; раньше еще Г. приучают к смычку, т.  е.  к
смыканию их попарно короткою цепью за ошейники, к  рогу,  служащему  для
вызова их и к виду домашнего скота, чтобы они на него не  бросались.  Г.
употребляются для охоты псовой, парфорсной и  ружейной.  Ружейная  охота
заключается в том, что Г. заводят в остров (лесное отъемистое место, где
водится дичь), размыкают их (снимают смычки), и они, напав на след дичи,
с лаем гонять е„; охотники же размещаются на заранее определенных  лазах
- местах, удобных для прохождения зверя, или  же,  руководствуясь  лаем,
"перенимают" его на пути и затем стреляют  в  него.  С  Г.  охотятся  на
зайцев, лисиц, волков, оленей, диких коз, кабанов, иногда же на лосей  и
даже медведей. Ружейная охота с Г. распространилась у вас  из  Польши  и
получила  особенное  развитие  после  уничтожения   крепостного   права,
повлиявшего  на  уменьшение  псовых  охот.  Содержание  Г.  в   польских
губерниях обложено пошлиною по 6 руб. в год за каждую. Ср. Н.  Кишенский
"Записки охотника Тверской губ. о ружейной охоте  с  Г.  "  ("Природа  и
Охота", 1879 -  80);  "Описапие  типичных  признаков  охотничьих  собак"
(СПб., 1888); А. Дубинский, "Ружейная охота с Г."  ("Охотничья  Газета",
1890); Е. Артынов, "Собачий хор" (там же, 1891).
   Гор  -  древнеегипетское  божество,  сын  Изиды,  рожденный  ею,   по
большинству  сказаний,  без  участия  Озириса,  после  его   смерти,   и
усыновленный им. Представление об этом боге пережило три фазиса. Сначала
он - дитя, воспитанное Изидой и Нефтидой, в потаенном месте болоте Буто.
Затем он является "мстителем за  отца",  когда,  не  предупредив  Изиду,
покинул свое убежище и начал жестокую и продолжительную борьбу с  Сетом,
которого сделал бессильным, сам лишившись при этом  глаза.  Побежденному
Сету была оставлена жизнь и свобода; боги,  примирившись,  очистились  и
уврачевались от повреждений. Себя признал Г. наследником Озириса, а Сету
тоже дал часть во владычестве . Теперь представление  о  Г.  вступает  в
третий фазис: ему принадлежит всемирная власть, он "Гор богов-, "великий
Гор" (Горур). Царствование его продолжалось 300 л.; ему наследовал  Тот,
т. е. мудрость, затем  Маат  -  справедливость,  наконец  "шесу  Гор"  -
служители  Г.,  жрецы.  Почитание  Г.  в  различных  местностях   Египта
соответствовало тому, какой фазис его мифа выдвигался на первый план.  В
Дендерах, Эдфу в др. он носил специальное  название  "соединителя  обеих
земель" (сам-тауи); в Панополе и Конте его  представляли  в  фаллическом
виде, отождествляя с Хемом. Здесь он являлся, между  прочим,  защитником
Египта   от   восточных   варваров;   вообще   он    был    национальным
богом-покровителем, в противоположность Сету  -  покровителю  пустыни  и
азиатов. Особенная форма  Гора  -  Гармахис  .  На  счет  значения  мифа
существует несколько  мнений.  Большинство  ученых  (Бругш,  Эд.  Мейер,
Масперо, Ланцоне и др.)  считают  Г.  богом  солнца,  возродившегося  на
другой день после заката, и в борьбе с Сетом видят борьбу света с тьмой.
Видеманн различает двух одноименных богов: Гора, сына Озириса и Изиды, и
Гора, бога солнца, Гора-ура, который  еще  в  доисторическое  время  был
отождествлен с первым. По  мнению  Strauss  и  Torney  ("Entstehung  and
Geschichte d. altaegypt. Gotterglaubens"), Г. олицетворял собой небесную
лазурь, свет, и культ его явился следующим образом: по  смерти  Озириса,
г. е. после победы противников его культа,  приверженцы  его  продолжали
тайно служить ему; любовь к гонимому богу  была  Изидой,  в  которую  он
заронил семя - надежду на лучшие времена. Дело шло о борьбе с  богом,  а
ее мог начать только другой бог, который должен был  быть  возродившимся
Озирисом,  его  сыном.  Г.  явился  богом  будущего,  предметом  надежд,

Страницы: «« « 761   762   763   764   765   766   767   768   769  770   771   772   773   774   775   776   777   778   779  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь