Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 756   757   758   759   760   761   762   763   764  765   766   767   768   769   770   771   772   773   774  » »»

"Handbuch der Kathol. Kanzel beredsamkeit" (1851);  Эрнести,  "Anleitung
zur  geistlichen  Beredsamkeit"  (1882).  Единственная  научная   Г.   у
католиков  -   это   сочинение   Юнгмана:   "Theorie   der   geistlichen
Beredsamkeit" (1883).
   У нас в России Г., как теоретическое учение, долго не была  известна:
в древней Руси  пастыри  Церкви  проповедовали  вполне  безыскусственно,
руководясь единственно наставлениями и примерами,  содержащимися  в  св.
Писании и у отцов Церкви. Не ранее, как в  XVII  веке,  явился  в  Киеве
первый опыт Г. архимандрита Иоанникия Голятовского (умер в 1688): "Наука
албо способ сложенья казанья",  составленная  по  образцу  Г.  западных,
схоластического периода. Гораздо больше имела значения в истории русской
Г. "Риторика" Феофана Прокоповича, читанная им  в  бытность  профессором
киевской  академии,  а  особенно  его  же  "Наставление   проповеднику",
содержащиеся  в  "Духовном  Регламенте".   В   русских   духовно-учебных
заведениях в ХVIII  в.  Г.  преподавалась  по-латыни  по  схоластическим
учебникам, причем она трактовалась, как церковная риторика и содержала в
себе почти исключительно учение о видах проповеди по форме; о построении
и изложении в ней. Таково пользовавшееся большою известностью  сочинение
архиеп. Анастасия Братановского: "Tractatus de concionum dispositionibus
formandis" (1806). На русском языке первое сочинение, относящееся к Г. -
"Правила  высшего  красноречия"  М.  М.  Сперанского,  читанные   им   в
александро-невской главной семинарии в 1793 г. и изданные в 1844 году. В
1804 г. было издано "Руководство к церковному  красноречию",  перевод  с
латинского иepoмонаха I., которое и было учебником в духовных  академиях
и семинариях до 1820-х годов. Затем славился в 1820 -  1830  годах,  как
гомилет профессор церковного красноречия в киевской духовной академии А.
И. Пушнов, курс Г. которого остается доселе в рукописи.  Он  отчасти  по
служил пособием для сочинения Я. К. Амфитеатрова: "Чтения  по  церковной
словесности" (Киев, 1841 г.) - главного на русском яз. труда  по  Г.  По
истории христианской проповеди: обширный ряд монографий о  проповедниках
древней вселенской Церкви, профессора В. Ф. Певницкого,  напечатанных  в
журнале: "Труды Невской духовной академии",  и  Н.И.  Барсова,  "История
первобытн. христ. проповеди".
   Н. Барсов.
   Гоморра - город древней  Палестны,  близ  Мертвого  моря;  составлял,
вместе с другими четырьмя городами (из  них  особенно  известен  Содом),
цветущий союз пятиградия. Плодородие почвы и выгодное торговое положение
на главном тракте древних караванов способствовали  обогащению  жителей,
которое, в свою  очередь,  привело  к  крайнему  развитию  порочности  и
разврата, нашедшего себе характерное выражение в термине  содомщина  или
содомский грех. За это города были сожжены и истреблены  небесным  огнем
(Быт. XIX, 24). Страбон  записал  предание,  по  которому  Мертвое  море
образовалось вследствие какой-то необычайной  вулканической  катастрофы,
погубившей стоявшие в долине города. Новейшие исследования  в  некоторой
степени уясняют эту катастрофу. Близ  предполагаемого  места  ее  еще  и
теперь можно видеть целые груды  серы;  по  берегам  бьет  масса  серных
источников; со  дна  моря  большими  массами  всплывает  смола,  которая
просачивается в щели скал, перемешивается с песком на самом пл„се берега
и даже встречается с примесью серы. В виду всего  этого  нет  надобности
даже предполагать действия подземных вулканических сил. Все указывает на
воспламенение горючих веществ, которое могло произойти от молнии или  от
другой причины. А.Л.
   Гомофония (греч.). - У греков Г. наз. совокупное пение в  унисон  или
октаву. Позднее  Г.  стали  считать  прием  музыкальных  сочинений,  при
котором только один голос исполняет главную мелодию, а другие  голоса  -
гармонический аккомпанемент. Термин противоположный Г. -  полифония  (т.
е. многоголосие), при которой все голоса в музыкальном  сочинении  имеют
равно  самостоятельное  мелодическое  значение.  В  настоящее  время   к
гомофоническим музыкальным формам относятся все те, в  которых  один  из
голосов  имеет  преобладающее  значение,  как  то  формы  песни,  рондо,
сонатная и пр. К полифоническим относятся  формы  фигурованного  хорала,
имитации, канона, фуги и пр.
   Гомруль (англ. Home Rule) - термин, служащий для обозначения реформы,
к которой стремятся сторонники политической самостоятельности  Ирландии,
и движения, которое связано с историей борьбы за  эту  реформу.  Главною
целью ее является создание особого ирландского парламента  в  Дублине  и
ответственных   перед   ним    исполнительных    органов,    с    правом
самостоятельного управления внутренними делами (Home affairs)  Ирландии,
при чем лишь вопросы, имеющие  интерес  для  всего  королевства,  должны
оставаться в ведении британского парламента. Возникновение гомрулерского
движения в современном его виде (аналогичные  этому  движению,  с  целью
возвращения Ирландии  ее  политической  самостоятельности,  возникали  и
ранее; главным из них была так назыв.  Repeal  Agitation  -  движение  с
целью отмены унии между Ирландией и Англией, происходившие в 40-х  годах
текущего   столетия    под    предводительством    Даниеля    О`Коннеля)
приурочивается  к  митингу  65  представителей  ирландского  общества  в
Дублине, 19 мая 1870 г., где была принята резолюция,  что  "единственным
средством врачевания всех бедствий Ирландии является учреждение  особого
ирландского парламента, с правом полного заведования домашними  делами".
Через несколько времени основана была, в  видах  достижения  этой  цели,
"Ассоциация ирландского самоуправления" (The Home government Association
of Irelana). Обращаясь к содействию всех ирландцев, ассоциация заявляла,
что она  будет  пользоваться  "всеми  законными  средствами  влияния  на
общественное  мнение  Великобритании  и   Ирландии"   и   стремиться   к
объединению ирландцев всех  верований  и  классов  в  одно  национальное
движение в интересах  осуществления  великой  национальной  задачи".  Во
главе движения стоял Бутт. Первоначально на сторону гомруля  стали  лишь
10 из 103 ирландских депутатов; но после общих  выборов  1874  г.  число
гомрулеров поднялось до 60,  против  12  либералов  и  31  консерватора.
Несмотря  на  свою  относительную  численность,  партия  Г.  оставалась,
однако, без  особенного  влияния.  Хотя  в  каждую  сессию  от  лица  ее
вносилось  предложение  о  даровании  Ирландии  отдельного   парламента,
вызывавшее более или менее оживленные  прения,  но  это  не  производило
особого  впечатления  ни  на  парламент,  ни  на  Ирландию.  Большинство
ирландцев полагало, что конституционными приемами  парламентской  борьбы
Ирландия никогда не добьется  желательных  реформ.  Значение  и  влияние
партии Г. начало возрастать с тех пор, как во главе ее стал  Парнелль  ,
начавший свою парламентскую  деятельность  с  1875  г.,  а  после  общих
выборов 1880 года избранный руководителем партии Г., на место Шоу  (Бутт
умер в 1879 г.). Выборы 1885  г.  дали  уже  85  гомрулеров;  ирландское

Страницы: «« « 756   757   758   759   760   761   762   763   764  765   766   767   768   769   770   771   772   773   774  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь