Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 757   758   759   760   761   762   763   764   765  766   767   768   769   770   771   772   773   774   775  » »»

население стало считать парию  Г.  истинною  носительницею  национальных
интересов.  Поддержанию  в  стране  широкого  сочувствия  и  постоянного
движения не мало способствовало то, что Парнелль и его  партия  признали
необходимым политическую реформу Ирландии связать с борьбою  за  реформу
земельную .  Гомрулерам  удалось,  наконец,  вызвать  резкий  поворот  в
отношении к ирландскому вопросу со стороны  Гладстона  и  многих  других
представителей либеральной партии в Англии. 6 апреля 1886 г. Гладстон  в
ней билль о Г. для Ирландии, не имевший, однако, успеха . В  последующие
годы вопрос о Г. продолжал стоять в числе  главных  пунктов  либеральной
программы. Новое  министерство  Гладстона,  образовавшееся  в  1892  г.,
включило в свою программу билль о Г. В тронной речи, кот.  была  открыта
сессия парламента, он был назван "биллем об улучшении системы управления
Ирландии",  составленным  для  того,  "чтобы  доставить   удовлетворение
ирландскому  народу,   необходимое   облегчение   парламенту   и   новое
обеспечение могущества и единства  империи".  Главным  предметом  билля,
внесенного в палату  общин  14(2)  февр.  1893  г.  является  учреждение
законодательного  собрания  для   заведования   делами   Ирландии,   без
нарушения,  однако,  принципа   верховенства   британского   парламента.
Проектируемый ирландский парламент (Irish Legislature)  составляется  из
двух  палат  -  "законодательного  совета"   (Legislative   Council)   и
"законодательного   собрания"   (Legislative   Assembly),   Обе   палаты
представляют собою учреждения выборные.  "законодательный  совет"состоит
из 48 членов, избираемых  на  8  лет.  Чтобы  участвовать  в  выборах  в
законодательный совет, нужно обладать цензом свыше 20 фн. стерл. годовой
доходности от имущества, находящегося в собственности  или  арендуемого;
при такой системе число избирателей  законодательного  совета  достигает
приблизительно  170  тыс.  "Законодательное  собрание"  состоит  из  103
членов, избираемых на 5 лет по той же системе,  которая  существует  для
выборов  в  английскую  палату  общин.  Дублинскому   парламенту   билль
предоставляет "право издавать законы для спокойствия, порядка и хорошего
управления Ирландией в отношении к делам,  исключительно  касающимся  ее
или какой-нибудь ее части". Ведению ирландского парламента  не  подлежат
вопросы,  касающиеся  короны,  регентства,  наместнической   власти   (в
Ирландии), мира и войны, обороны, договоров и внешних отношений,  званий
и титулов, законодательства о государственной измене, внешней торговле и
монетной  системе.  Если  какой-нибудь  билль   принят   законодательным
собранием вторично и если между обоими решениями  прошло  два  года  или
последовало  распущение  парламента,  то  в  случае   отклонения   билля
законодательным советом, обе палаты образуют одно соединенное  собрание,
которое и решает судьбу билля. Инициатива финансовых биллей  принадлежит
исключительно законодательному собранию.  Очередные  сессии  дублинского
парламента должны происходить ежегодно. Высшая исполнительная  власть  в
Ирландии всецело делегируется от монарха к вицекоролю Ирландии  .  Чтобы
освободить должность вице-короля от партийного  характера,  который  она
носила до сих пор, билль проектирует, чтобы назначение на эту  должность
производилось  на  6  лет,  с  сохранением,  однако,  за  короной  права
совершать, в случай надобности, перемены и до истечения этого срока. При
ирландском тайном совете проектируется учредить "исполнительный комитет"
(Executive Committee of the Prive Council), который будет, так  сказать,
кабинетом  вице-короля  и  с  советами   которого   вице-король   должен
сообразоваться при пользовании своим правом  veto.  Ирландия  сохраняет,
однако, представительство и в  общеимперском  парламенте  (это  одно  из
наиболее существенных отличий билля 1893 г. от  билля  1886  г.).  Число
ирландских членов британского парламента определяется  в  80,  сообразно
относительному положению Ирландии, по числу ее  жителей,  в  соединенном
королевстве. По отношению к их  праву  голосования  в  общем  парламенте
билль предлагает ряд  ограничений,  необходимость  которых  вытекает  из
учреждения особого ирландского парламента: ирландские депутаты не  могут
голосовать ни по какому биллю или предложению, действие  которого  прямо
ограничено  Великобританией,  ни  по  какому  налогу  не  взимаемому   в
Ирландии, ни по такому назначению денежных сумм, кроме  определенных  на
имперские  потребности,  ни  по  какому   предложению   или   резолюции,
исключительно касающимся Великобритании или лиц, находящихся в ней.  Эти
ограничения  касаются  только  права  голосования,   но   не   устраняют
ирландских депутатов от участия в прениях по всем вопросам,  обсуждаемым
в палате общин. Внося этот  билль  в  палату  общин,  Гладстон  произнес
длинную речь,  в  которой,  между  прочим,  сказал,  что  "задача  билля
заключается  в  восстановлении  доброго  имени,  чести   Англии   и   ее
политического гения, запятнанных  старинным  позором,  и  в  укреплении,
возвеличении и подъеме могущества, блеска, славы и единства империи".  -
Под текстом билля к подписи  Гладстона,  как  главного  инициатора  его,
присоединены подписи Джона Морлея, Асквита и сэра Чарльза Росселя.
   Важнейшие  доводы,  приводимые  против  и  в  пользу  Г.,  следующие.
Противники Г. указывают, что дарование его грозить целости  государства.
Эта уступка может быть истолкована  в  смысле  признания  Англией  своей
слабости и явиться первым шагом на пути  к  разложению  государства;  Г.
легко может оказаться средством к достижению полного отделения Ирландия.
Между тем Англия никогда не  допустила  бы  этого  отделения,  и  всякая
попытка в этом направлении неизбежно вызвала бы  кровопролитную  борьбу.
Существование в Ирландии самостоятельного управления, объединяющего всех
недовольных, составит серьезную опасность для Англии, особенно в  случае
внешней войны. Не будучи настолько сильною, чтобы создать себе положение
самостоятельного государства, Ирландия может отдать себя под протекторат
Франции  или  Соединенных  Штатов  и  этим  вызвать  новые   осложнения,
вследствие неизбежного протеста со стороны Англии. Противника Г. находят
также, что по своей крайней впечатлительности  и  непредусмотрительности
ирландцы вообще  неспособны  к  политическому  самоуправлению.  Когда  в
Ирландии был свой парламент,  он  оказался  неудовлетворительным;  образ
действий ирландского народа за последние десятилетия  свидетельствует  о
том, что в нем нет достаточного уважения  к  личности,  собственности  и
общественному порядку, т. е.  главного  условия  к  водворению  хорошего
управления. Неудача Г.  будет  приписываться  Англии,  и  в  результате,
вместо удовлетворения и успокоения страны, в ней  могут  лишь  усилиться
стимулы в полному отделению. К тому же Великобритания не может отдать  в
жертву католическому большинству  Ирландии  протестантское  меньшинство,
бывшее всегда лояльным  элементом  населения.  Протестантское  население
Ульстера  несомненно  оказало  бы  упорное  сопротивление   преобладанию
дублинского  парламента,  и  легко  могло  бы  возникнуть   междоусобие.
Дарование Ирландии Г.  не  разрешит  ирландского  вопроса,  который,  по
существу   своему,   представляется   вопросом   экономическим,   а   не

Страницы: «« « 757   758   759   760   761   762   763   764   765  766   767   768   769   770   771   772   773   774   775  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь