Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 768   769   770   771   772   773   774   775   776  777   778   779   780   781   782   783   784   785   786  » »»

юридических норм, установленных законодателем для определения  отношений
между  администрацией  и   гражданами.   В   Германии   Verwaltungsrecht
представляет собою учение об организации органов управления и  входит  в
состав  Г.  права,  но  вопрос  о  способах   управления,   о   способах
осуществления целей государства составляет предмет особой  дисциплины  -
полицейского права (Polizeiwissenschaft). Так  излагает  свое  учение  о
способах управления Моль.  Этой  терминологии  (усвоенной  и  в  России)
противопоставляется  теперь   взгляд   Лоренца   Штейна,   по   которому
Verwaltungsrecht обнимает и устройство органов управления, и определение
их компетенции, и способы осуществления государственных задач.
   Выяснением общих начал, необходимых признаков и свойств  государства,
не приуроченных к данному, конкретному государству, занимается теория Г.
права или общее Г. право (allgemeines Staatsrecht).  История  общего  Г.
права совпадает с историей взглядов на государство, на его происхождение
и цели . При всем разнообразии  этих  взглядов,  в  основании  их  лежит
убеждение, что государство существует для человека, для его  блага.  Уже
Бодэн выставил принцип, что "Г. власть, как власть общественная, находит
себе границу в существовании частного права". По  учениям  естественного
права,  частное  право  в  смысле  право   человека,   существовало   до
государства; государство призвано было  к  жизни  (путем  договора)  для
хранения частных прав, не созданных им, а только признанных. Характерный
пример  приложения  этих  принципов  к  изучению  положительного   права
представляет Блэкстон. Свой знаменитый труд об  английском  праве  он  -
согласно доктрине естественного права, как ее формулировал в Англии Локк
-  начинает  с  того,  что  в  эпоху  догосударственную  люди   обладали
безграничной свободой, но,  вступая  в  гражданское  общество,  они  для
общего блага отказались от частицы своей свободы, при чем сохранили  три
основных права: на безопасность, свободу и собственность. Из последнего,
между  прочим,  выводится  право  парламента  вотировать  налоги.  Кроме
основных  прав,  английское  государство  предоставило   еще   подданным
"некоторые подчиненные вспомогательные права", которые служили бы им для
охранения трех главных прав; сюда  Блэкстон  относит  все  парламентские
учреждения,  ограничения  королевской  прерогативы,  право  на  судебную
защиту  и  право  петиции.  Первые  три  французские  конституции  также
начинаются "декларацией прав человека и гражданина"; и в них государство
рассматривается как аппарат, созданный для охранения  этих  прав.  Самые
права выводились из общих свойств человека. Теория Г. права сводилась  к
политическим  идеям,  осуществление  которых  привело  бы  к  такому  Г.
устройству, при котором вполне были  бы  обеспечены  естественные  права
человека. В  качестве  такой  основной  идеи  Монтескье,  следуя  Локку,
выставил принцип разделения властей .  Практическое  осуществление  этой
идеи, обставленное конституционными гарантиями ,  на  континенте  Европы
оказалось,  однако,  недостаточным  для  обеспечения   правомерности   в
управлении, т. е. такого порядка вещей, при котором всякий акт Г. власти
имел бы основание в законе .  Для  того,  чтобы  создать  такой  порядок
вещей, одной лишь организации властей в том или ином виде  недостаточно.
В  последнее  время  как  на  средство  к  упрочению  право  мерности  в
управлении указывают на  административную  юстицию,  с  помощью  которой
каждый гражданин  мог  бы  бороться  с  незаконными  действиями  органов
управления. Соответственно  этому,  со  времени  Гнейста,  учению  о  Г.
управления отводится в теории Г. права место  столь  же  видное,  как  и
учению  о  Г.  устройстве.  Стремление   придать   управлению   характер
юрисдикции выражается и в зарождающемся в Германии новом  направлении  в
изучении Г. права. Главными представителями этого  направления  являются
Лабанд в Иеллинек. Новая школа выдвигает на первый план юридический  или
цивилистический    метод,     которым     она     восполняет     прежний
историкополитический или публицистический. Политические идеи, основанные
на  начале  целесообразности,  она   стремится   заменить   юридическими
понятиями, применение которых в жизни должно  иметь  в  своем  основании
логический процесс  подведения  частного  понятия  под  общее  начало  и
отличаться такою же устойчивостью  и  неуклонностью,  как  и  приложение
начал гражданского  права.  Впервые  попытку  систематической  обработки
нового учения дал  Иеллинек,  в  "System  der  subjectiven  offentlichen
Rechte" (Фрейбург, 11893), Подобно  цивилистам,  Интеллинек  исходит  из
общих понятий о лице и праве. Лицо в  юридическом  смысле,  т.  е.  лицо
правоспособное, создано правом. Раб, с точки зрения биологической,  есть
человек
   - но для права он не лицо, а вещь. Вне права нет лица; лицо  не  есть
нечто осязаемое, а только  отношение  одного  субъекта  к  другому  и  к
правовому порядку. В качестве лиц право признает отдельных людей,  союзы
и, наконец, государство. Лишь в качестве члена государства (а в  широком
смысле современное государство признает своим членом  всякого  человека,
который находится в области его господства) человек есть носитель  прав,
и  лишь  постольку,   поскольку   такая   квалификация   придается   ему
государством. Государство, которое совершенно бы не признавало за своими
подданными прав лица (т. е. правоспособности), логически мыслимо, хотя в
действительности никогда не существовало: это было бы государство рабов,
с одним правоспособным во главе, по отношению к которому  народ  был  бы
абсолютно бесправен,  имел  бы  только  обязанности,  но  не  права.  Но
господство  государства  (особенно  современного)  есть  господство  над
людьми свободными, т. е.  над  лицами.  Поскольку  государство  признает
лицо, оно само себя  ограничивает.  Это  самоограничение  имеет  двоякое
значение. Прежде всего государство проводить границу между собою и лицом
подданного, признает известную сферу свободы, изъятую из его господства.
Прямое  признание  такой  сферы  есть  продукт   новейшего   культурного
развития;  в  античном  государстве  она  существовала  фактически,   но
признана не была. Но государство определяет свою деятельность не  одними
отрицательными  чертами.  Считая   себя   призванным   к   положительной
деятельности в индивидуальных интересах, оно  предоставляет  лицу  право
требовать  содействия  государственной  власти  и  принимает   на   себя
обязанность удовлетворять  подобным  требованиям.  Наконец,  государство
предоставляет большему или меньшему кругу лиц способность к деятельности
в интересах государства; предполагается, что в воле этих лиц проявляется
воля  Г.  Различным  отношениям  человека  к  государству  соответствуют
различные юридические ею состояния (status), числом четыре:  1)  Основою
всякой Г. деятельность является подданство, т.  е.  подчинение  человека
господству   государства.   Это   есть   пассивное   состояние   (status
subjectionis). Здесь способность человека к самоуправлению  не  находить
себе места; здесь, следовательно, нет лица: человек  является  субъектом
обязанностей (воинская повинность, напр.), но  не  прав.  Таким  образом

Страницы: «« « 768   769   770   771   772   773   774   775   776  777   778   779   780   781   782   783   784   785   786  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь