Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 771   772   773   774   775   776   777   778   779  780   781   782   783   784   785   786   787   788   789  » »»

ему не пришлось; 18 июля 1100 г. он умер и тело его было погребено рядом
с гробом Спасителя. Кипрское  продаже  XIII  в.,  сохранившееся  у  Жана
д'Ибелина  в  так  назыв.   "Иерусалимских   Ассизах"   Верхи,   палаты,
приписывает  Г.  кодификацию  "кутюмов"  крестоносцев,   под   названием
"ассиз"; эти записи хранились, будто бы, у Гроба Господня  ("Lettres  du
S. Sepulcre"). Указанное предание предполагает с самого начала  стройную
феодальную организацию ленников в коммунальный строй городов; но  такому
представлению об Иерусалиме противоречат рассказы Вильгельма Тирского  и
английского паломника Сеавульфа, посетившего Палестину в 1112 - 13  гг.;
они свидетельствуют, что страна обезлюдила и была разорена. К тому же  в
трактатах кипрских юристов упоминаются и излагаются ассизы, связанные  с
именами  королей  Амальриха  и  Балдуина,  но  имя  Г.  не  встречается.
Вероятнее, что "Письма гроба Господня" были собраны воедино лет 70 -  80
спустя после смерти Г. "Письма" погибли при взятии Иерусалима Саладином,
в 1187 г., и тогда феодальное право  на  Востоке  опять  превратилось  в
устное предание, в кутюмы. До нас  и  ассизы,  в  кутюмы  Иерусалимского
королевства дошли в смешанном пересказе  кипрских  юристов,  не  имевших
официального значения. Ср. v. Sybel, "Geschichte des  ersten  Kreuzzugs"
(Лпц,.,  1881);  Froboese,  "Gottfried  von  Bonillon"  (Берл.,   1879).
Некритическую попытку спасти  традицию  о  Г.  Бульон.  сделал  Monnier:
"Godefroi de Sooillon et les assises de Jerusalem" (П., 1874).
   E. Щепкин.
   Готье (Theophile Gantier)  -  знаменитый  франц.  поэт  романтической
школы, род. в Тарбе, близ испанское границы, 31 августа 1811 г. умер  23
окт. 1872 г. Рождение в южном климате  наложило  глубокий  отпечаток  на
темперамент  поэта,  сохранившего  во  всю  жизнь,   проведенную   почти
исключительно в Париже, тоску по югу и  то,  что  он  называет  в  своей
автобиографии  "un  fond  meridional".  Получив  блестящее  гуманитарное
образование, Г. начал с живописи и, состоя учеником  в  мастерское  Pиy,
сделался ревностным сторонником романтизма,  сосредоточивавшегося  около
идола  тогдашней  молодежи,  В.  Гюго.  В  баталиях,  происходивших   на
представлениях  "Hernani",  Г.  принимал  самое  энергическое   участие,
предводительствуя отрядом восторженной молодежи.  Тогдашний  костюм  Г.,
его  красный  жилет  и  длинные  волосы,  вошли  в  историю  романтизма;
воспоминанием о них преследовали Г. долго после того,  как  он  перестал
выражать свое литературное мировоззрение внешними признаками. В 1830  г.
вышел первый томик стихотвор. Г.: "Poesies",  внешнему  успеху  которого
сильно повредили политические  события.  Этим  сборником  он  вступил  в
романтический сеnacle,  как  называл  себя  кружок  молодых  энтузиастов
нового направления.  Ближайшими  друзьями  Г.  были  Жерар  де  Нерваль,
Селестен Нантейль и другие члены кружка, про которых говорили,  что  они
живут по поэзией, завтракая одой и обедая балладой. "Мы  верили  тогда",
писал  Г.  Сент-Беву,  вспоминая  об  этом  времени,  "мы   любили,   мы
восторгались, мы были опьянены прекрасным, у нас была божественная мания
искусства". К  периоду  1830  -  1886  гг.  относятся  многие  из  самых
известных произведений Г. - его поэма  "Albertus"  (1832),  романы:  "La
Jeane  France"  (1834),  "Mademoiselle  de  Maupin"  (1835),  "Fortanio"
(1838), "Une laime da diable" (1839), а также первая часть "Grotesques".
В "Albertns" Г. примкнул к самому крайнему романтизму, по выбору  сюжета
и   его   обработки,    представляющей    квинтэссенцию    романтической
приподнятости страстей, эксцентричности образов, антитез и  метафор.  Но
уже в "Jeune-France", сборник различных новелл,  Готье  вносит  в  общее
течение романтизма  свою  оригинальную  нотку  простоты  и  поэтичности,
умеряющую вычурность и резкость обычного романтического стиля;  одна  из
самых поэтичных и художественно прекрасных новелл сборника  -  известный
рассказ "Un nid de rossignols". В "Comedie de  la  Mort",  составляющей,
вместе   с   некоторыми   другими   стихотворениями,   второй    сборник
стихотворений Г., поэт блуждает  между  гробницами,  пытаясь  узнать  от
мертвых тайну жизни и смерти. Из других пьес,  сборника  некоторые,  как
напр., "Thebaide", "Tenebres", отмечены беспричинной мрачностью, которую
романтики любили вводить в поэзию ради красивых эффектов. Но на  ряду  с
ними есть грациозные и естественно поэтичные пьесы,  как  "Coquet  terie
posthnme", "La Caravane", "La Chimere", "Le  Sphini",  "Pastel".  В  них
сказывается  уже   необыкновенная   артистичность   и   отделка   стиха,
составляющая главную прелесть поэзии Г. и доставившая ему название "magi
cien es lettres franсaises",  как  гласит  Бодлэровское  посвящение  ему
"Flears da Маи". Самое законченное поэтическое  произведение  Г.  -  его
"Emaal et Cameep",  отводящие  ему  одно  из  самых  выдающихся  мест  в
французской поэзии. Сборник этот состоит из 55 пьес, над которыми поэт с
любовью работал в часы досуга последние 20  лет  жизни;  каждая  из  них
действительно отделана как драгоценный камень и вмести с тем  проникнута
искренностью;  все   стихотворения   связаны   с   каким-нибудь   личным
воспоминанием, с чем-нибудь пережитым.
   Забота о средствах к существованию сделала Г. журналистом, и  в  этом
он видел проклятие своей жизни. Начиная с 1836 г. и до самой  смерти  Г.
вел еженедельный драматически фельетон, сначала в "Presse" Б. Жирардена,
потом в "Journal Officiel".  Он  написал,  кроме  того,  нисколько  книг
критического  и  историколитературного  содержания,  из  которых   самая
выдающаяся - "Grotesques" (1844), в которых  автор  "открыл"  нескольких
давно забытых поэтов XV и XVI  вв.,  как  Биллона,  Скюдери,  Бержерака,
Сент-Амана, и обнаружил блестящий критический талант, уменье схватить  и
артистически передать духовный облик писателя;  стиль  книги  делает  ее
образцом законченно художественной французской прозы. Теми же качествами
отличаются его "Histoire du ro mantisme" и "Rapport snr les  progrеs  de
la poesie franсaise",  отличающиеся  к  тому  же,  как  и  "Grotesques",
беспристрастием  критических   суждений,   чуждых   всякого   партийного
фанатизма.
   Кроме поэта, критика  и  романиста  Г.  совмещал  в  своем  лице  еще
страстного любителя путешествий, объехавшего всю Европу -  в  том  числе
Россию, которой посвящены "Voyage en Russie" (1866) и "Trеsors d'art  de
la Rassie" (1860 - 63) - и Восток и описавшего свои путевые  впечатления
в ряде художественных очерков ("Voyage d'Espagne", "Italia",  "L'Orient"
и  др.).  Они  отличаются  необычной  для  большинства  путешественников
точностью и вместе с тем поэтичностью описаний природы. В общем Г.  -  в
истинном смысле слова полиграф, создавший в 40  лет  писательской  жизни
изумительную   массу   сочинений   на   самые   разнообразные    сюжеты.
Библиографический  перечень  написанного  им  (Spoelberch  de  Loveioul,
"Histoire des oenvres de T. G.", 1887), занимает 2  тома.  Конечно,  его
драматические фельетоны погибли, забытые в  старых  газетах  (часть  их,
впрочем, собрана в "Histoire de l'art dramatiqae  en  France  depuis  25

Страницы: «« « 771   772   773   774   775   776   777   778   779  780   781   782   783   784   785   786   787   788   789  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь