Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 774   775   776   777   778   779   780   781   782  783   784   785   786   787   788   789   790   791   792  » »»

Schriften, mit Federzeichnungen v. Theod. Hosemann" (Б., 1871
   - 73). Прекрасная биография Г. написана его  другом,  J.  E.  Hitzig:
"Aus H's Leben and Nachlass" (Б.,  1823).  Ср.  Funck,  "Aus  dem  Leben
zweier Dichter. Ernst Theod. Wilb. Н. und Fr.  Grottlob  Wetzel"  (Лпц.,
1836).  Ср.  также  биографию  Г.,  написанную  Rochlitz'ем  при  франц.
переводе его "Contes posthumes, par Champtlenry" (П., 1856).
   А. Кирпичников.
   Гоцци (Карл, граф Gozzi) -  итальянский  драматург  и  поэт  Венеции.
Написал несколько стихотворных романов и  сатир,  одиннадцать  новелл  в
прозе  и  автобиографические  записки:  "Memoire  inutili"  (бесполезные
записки); но все это давно забыто  и  известность  Г.  зиждется  на  его
деятельности, как драматурга. И в  этом  отношении,  однако,  авторитет,
которым он долго пользовался в Италии и  особенно  в  Германии,  в  пору
процветавшей там романтической школы, сильно понизился, и значение его в
настоящее  время  -  исключительно  историколитературное.  Драматическая
деятельность Г. выразилась, главным  образом,  в  энергетическом,  можно
даже сказать озлобленном противодействии реформе  Гольдони,  которой  он
усмотрел только рабскую французоманию и (умышленно  или  по  недомыслию)
совершенно упустил из виду все что было чисто национального  в  комедиях
Гольдони. Точно так же враждебно отнесся  он  к  стремлениям  последнего
возвысить  первобытную  и  грубую  "Commedia   dell'arte"   на   степень
художественной  "комедии  характеров",  увидев   и   здесь   еретическое
посягательство на наследие итальянской старины. Но если  исходная  точка
Г. была отчасти верна, то  применение  ее  оказалось  в  высшей  степени
фальшивым. Г. осуждал Гольдони, напр., за то,  что  он  "представлял  на
сцене только ту правду, которая была у него перед  глазами,  копируя  ее
осязательно  и  грубо,  а  не  подражая  натуре  с  подобающим  писателю
изяществом.... и исходил из принципа, что правда  сама  по  себе  всегда
нравится...". В противодействие Гольдониевской "комедии характеров",  Г.
ввел  новый  род  пьес,  которые  он  назвал  fiabe  (басни)  -  старое,
малоупотребительное итальянское слово
   - и  которые  представляют  собой  соединение  старого  "балаганного"
элемента с романтическим: первого - в виде  сохранения,  но  в  довольно
изуродованном  виде,  старых  "стоячих  масок",  второго   -   в   массе
волшебно-сказочных  подробностей,  приближающих  эти  пьесы   скорее   к
пантомимам,  балетам  и  т.  п.  Ко  всему  этому  надо  присоединить  и
полемические тенденции автора, выразившиеся особенно резко в  первой  же
из этих  пьес  ("L'amore  delle  tre  Melarance"),  направленной  против
Гольдони; за нею последовали "Ворон",  "Турандот"  (впоследствии  перев.
Шиллером), "Король Олень", "Женщина  Змея",  "Зеленая  птичка",  которую
автор назвал "философской сказкой" и в главных действующих лицах которой
- двух новых философах - ополчился против новой  французской  философии.
Гельвеций, Руссо и Вольтер вызывали с его  стороны  яростно-фанатические
нападки.  Fiabe  Г.  в  течение  десяти  пятнадцати   лет   пользовались
значительным успехом  в  массе  публики,  благодаря  их  чисто  внешнему
интересу, но вызывали оппозицию серьезных и литературно развитых  людей.
Уступая этому давлению, он перешел впоследствии к новому  роду  "комедий
или трагикомедий", которых написал больше двадцати и большинство которых
имеет  образцами  пьесы  испанского  репертуара.   Из   этой   категории
произведений Г. в настоящее время не  появляется  на  итальянской  сцене
почти ни одно, хотя Симонд де Сисмонди, относясь к  ним,  как  к  пьесам
вообще "не хорошим", находит в  них  постоянное  присутствие  "интереса,
жизни  и  веселости".  Между  тем  как  часть  современной  Г.   критики
признавала его изумительнейшим  после  Шекспира  явлением,  новейшая  (и
притом  итальянская)  критика  произнесла  ему  строгий,  но  во  многих
отношениях справедливый приговор: "Гоцци", - говорит Угони
   - "обладал большим  талантом  и  фантазиею,  но  это  был  враждебный
культуре писатель, с ничтожным образованием, стремившийся в своих  Fiabe
принизить  умственное  развитие  своих  зрителей,  запечатлевая  в   них
принципы полного обскурантизма". Наиболее полное собрание соч. Г. изд. в
Венеции 1802 г. Ср. Margini, "Carlo G. e ie fiabe" (1876).
   П. В - рг.
   Гош (Лазарь Hoche) - франц. полководец (1768 - 97). 14 лет  от  роду,
не получив почти никакого образования, он поступил стременным к  королю,
а через 3 года был переведен в пешую гвардию,  из  которой  вышел  перед
началом революции. В 1792  г.  Г.  поступил  в  арденскую  армию,  потом
назначен был комендантом Дюнкирхева,  и  за  мужественную  оборону  этой
крепости против англичан и  австрийцев  произведен  (1793)  в  генералы.
Получив начальство над мозельскою армиею, одержал  над  австрийцами  ряд
побед и очистил от них Эльзас (1793  и  1794).  Несогласие  с  депутатом
конвента Сен-Жюстом едва было  не  погубили  его;  он  был  арестован  и
привезен  в  Париж,  но  после   падения   Робеспьера   снова   назначен
главнокомандующим  армии,  действовавшей  против  роялистов  сначала   в
Нормандии и Бретани, потом в Ванде. В конце 1796 г. на Г. возложена была
экспедиция в Ирландию, которая, вследствие  противных  ветров,  осталась
без результата. В начале 1797 г. Г. начальствовал самбр-маасскою армиею,
с  которою  нанес  австрийцам  несколько  поражений;  только  леобенское
перемирие остановило его наступление за Рейном. Затем  Г.  был  назначен
главнокомандующим соединенных армий самбр-маасской и рейнмозельской,  но
скоропостижно умер,  оставив  по  себе  репутацию  рыцарски  честного  в
бескорыстного воина.
   Граб (бот.), грабина, белый  бук,  Carpinus  Betalus  L.  -  красивое
дерево из сем. Березо-образных, со светло-серой гладкою  корою  в  белой
древесиной.  Листья  эллиптические   или   удлиненно-яйцевидные,   почти
гладкие, по краям двоякопильчатые, т. е. их крупные зубцы сами разрезаны
еще на несколько мелких зубцов. Цветы раздельные, однодомные, появляются
одновременно с молодыми  листьями;  тычиночные  или  мужские  собраны  в
довольно плотные повислые сережки в углах  листьев  на  средине  молодых
веток; каждый цветочек состоит из 4 - 12 коротких тычинок и  1  широкого
буро-зеленого прицветника, по краям ресничатого; пестичные  или  женские
цветки в небольшом числе, редкими сережками  на  концах  ветвей  (как  у
березы);  каждый  состоит  из  двугнездой  завязи   с   2   рыльцами   в
трехлопастного 3-нервного прицветника, сильно разрастающегося ко времени
созревания плода  и  остающегося  при  нем;  каждая  пара  таких  цветов
снабжена   длинным   кроющим   прицветником,   рано   отпадающим.   Плод
односемянный (по недоразвитию другого семени) орешек. Г.  (распространен
в южной и средней Европе в Азии) до Афганистана;  попадается  в  Англии,
Швеции, Дании. В России начинает встречаться с Курляндии  и  Гродненской
губ. и весьма обычен в Киевской,  Подольской  губ.,  вообще  в  Юго-Зап.
краю, в Крыму, а всего более на Кавказе  и  Закавказье,  где  его  можно

Страницы: «« « 774   775   776   777   778   779   780   781   782  783   784   785   786   787   788   789   790   791   792  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь