Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 772   773   774   775   776   777   778   779   780  781   782   783   784   785   786   787   788   789   790  » »»

ans",  1859).  Но  его   романы,   описания   путешествий,   критические
произведения  и,  главным  образом,  его  стихотворения  обеспечили  ему
первостепенное  место  во  французской  литературе.  Его   благоговейное
преклонение  пред  чистотой  и  законченностью  формы,  его  терпеливое,
тщательное отделывание  каждой  строчки  стихов  или  прозы  делают  его
родоначальником сменившей во Франции романтизм школы  парнасцев.  "Emaux
et Camеes" Г. принадлежат к одной категории с "Poemes Barbares"  Леконта
де Лиля, "Bonheur" Сюлли Прюдома и др. Беззаветно преданный  поэзии,  он
мог заниматься  ею  только  в  часы  досуга  и  всю  жизнь  стеснен  был
материальными заботами и ненавистное ему журнальной работой.  Это  клало
отпечаток грусти на его произведения;  в  его  автобиографических  вещах
видно постоянное отчаяние от невозможности исполнить теснившиеся  в  нем
поэтические  замыслы.  Ср.  Emile  Bergerat,  "Theophile  G."   (1879);.
Feydeau, "Theophile G." (1874). На русск. яз. перев.  романы  "Без  вины
виноват" и "Малитона" (в "Библ. для Чтения", 1877).
   З. Венгерова.
   Гофман (Эрнст Теодор Вильгельм Амадей  Hoffmann)  -  знаменитый  нем.
романтик, род. в 1776 г. в Кенигсберге.  Мать  его  была  очень  нервная
женщина, отец - человек очень способный, но беспорядочный.  Родители  Г.
разъехались, когда ребенку  было  всего  3  года;  он  воспитывался  под
влиянием своего дяди юриста, человека умного и талантливого, но фантаста
и  мистика.  Г.  рано  выказал  замечательные  способности  к  музыке  и
живописи, так что считался чудо-ребенком; в школе учился прекрасно, хотя
и тратил много времени на рисованье и  музыку.  Прекрасно  окончил  курс
юрид. наук в кенигсбергском унив., хотя не  чувствовал  к  юриспруденции
особого расположения и продолжал усердно заниматься искусствами. Сдав  в
1800 г. блистательно свой последний экзамен, он получил место  ассессора
в Познани, где широкое гостеприимство поляков  впервые  приучило  его  к
кутежам. Г.  всюду  был  желанным  гостем,  как  остроумный  собеседник,
отличный  музыкант  и  талантливый   карикатурист.   Карикатуры   сильно
повредили его служебной карьере. Благодаря  им,  он  попал  в  Плоцк  на
гораздо худшее место. Вследствие женитьбы на очень  доброй  и  преданной
польке, Г. в скучном Плоцке снова  сделался  "порядочным"  человеком.  К
этому же времени относятся его первые литературный  попытки  в  журнале.
Коцебу: "Freimutiger". В 1804 г. Г. был переведен советником в  Варшаву;
здесь он сошелся с Гитцигом, своим будущим  биографом,  и  с  романтиком
Захариею  Вернером;  здесь  же  он  основал  музыкальное  общество,  зал
которого украсил своей живописью. Вскоре  после  иенского  сражения  все
прусские чиновники в Варшаве были уволены от службы. Г. поехал в Берлин,
с партитурами нескольких опер в портфеле и с намерением всецело отдаться
искусству; но он не нашел  ни  сбыта  своим  произведениям,  ни  уроков.
Наконец, ему удалось получить вместо капельмейстера в Бамберге; но  дела
театра шли так плохо, что Г. принужден был бросить  его  и  перебиваться
частными уроками и музыкальными статьями. В 1810 г. один  его  знакомый,
Гольбейн, взялся восстановить бамбергский театр; Г. помогал ему, работая
как композитор, дирижер, декоратор,  машинист,  архитектор  и  начальник
репертуара; но через два года Гольбейн отказался от антрепризы, и  театр
закрылся. Г. снова начал бедствовать. 26  ноября  1812  г.  он  пишет  в
дневнике: "продал сюртук, чтоб пообедать". С начала  1813  г.  дела  его
пошли лучше: он получил маленькое наследство и предложение занять  место
капельмейстера в Дрездене. Страшные дни августовских битв Г.  пережил  в
Дрездене: он испытал на себе все ужасы войны, но был бодр духом  и  даже
весел,   как   никогда;   он   около   этого   времени    собрал    свои
музыкально-поэтические очерки, написал несколько  новых,  очень  удачных
вещей  и  приготовил  к  печати  род  сборника  своих  произведений  под
заглавием:  "Phantasiestucke  in  Callot's  Manier.  Blatter   aus   dem
Tagebuche eines  reisenden  Enthusiasten"  (Бамберг,  1814  -  1815;  на
русском языке из этого сборника переведена очень характерная повесть:  "
Золотой горшок", в "Московском Наблюдателе" за  1839  г.,  1).  Жан-Поль
Рихтер нашел в Г. сродный себе талант и написал предисловие  к  1  тому;
книга имела значительный успех. Скоро Г. потерял  место  капельмейстера,
переехал в Берлин и  снова  поступил  в  гражданскую  службу.  Здесь  он
встретился с Гитцигом, который познакомил его с берлинскими романтиками,
поэтами  и  художниками.  Место  советника  в  камергерихте  вполне  его
обеспечивало и в то же время оставляло ему много  досуга,  так  что  его
творческий талант, поддерживаемый  успехом,  мог  развернуться  во  всей
силе. Но он слишком привык к цыганской жизни и губил себя  излишествами.
Чувствуя отвращение к чинным "чайным"  обществам,  Г.  проводил  большую
часть вечеров, а иногда и часть ночи в винном погребке, где  около  него
всегда собиралась веселая компания. Расстроив себе вином  и  бессонницей
нервы, Г. приходил  домой  и  садился  писать;  ужасы,  создаваемые  его
воображением, иногда приводили в страх его самого; тогда он будил  жену,
которая присаживалась с чулком к его письменному столу. А в  узаконенный
час, если это был служебный день, Г. уже сидел в суде и усердно работал.
Более крупные произведения Г. быстро следуют  одно  за  другим  в  таком
порядке:  "Чертов  эликсир.  Бумаги,  оставшиеся  после  брата   Медарда
капуцина" (1816 -  1816);  "Ночные  повести"  (1817,  "Nachtstucke";  на
русский язык переведена "Иезуитская церковь в Г.", "Московский Вестник",
1830, VI); "Удивительные страдания одного директора театра.  Из  устного
предания" (1819; в основе ряд фактов из деятельности Гольбейна); "Крошка
Цахес, прозванный Киноварь"  (1819,  пер.  в  "Отечественных  Записках",
1844, т. ХХХVI); "Серапионовы братья" (1819 - 21; перев. на русск. языки
два раза - во второй раз Гербелем и Соколовским, СПб., 1873 - 1874,  как
первые 4 книги "Полного собрания сочинений Г.", которое, к сожалению, не
пошло далее); "Жизненные воззрения кота Мурра,  вместе  с  фрагментарной
биографией Иоганна Крейслера в случайно  собранных  макулатурных  лист."
(1820 - 22; перев. Н.  Кетчером  1840);  "Принцесса  Брамбилла"  (1821);
"Мейстер Фло, сказка в семи приключениях двух друзей"  (1822,  перев.  в
"Отеч. Зап." 1840 г., т. XIII). В 47 лет от роду силы Г.  были  истощены
окончательно; у него развилось нечто вроде сухотки спинного мозга; но  и
на смертном одре он сохранил силу воображения и  остроумие.  Он  ум.  26
июня 1822 г.
   Если б одна напряженность и богатство фантазии делали поэта,  Г.  был
бы первым поэтом в мире; но так как  от  поэта  требуется  еще  глубокое
понимание действительности и художественно верное воспроизведение ее, то
Г. - только первый из немецких  романтиков  чистого  типа.  Он  подводит
итоги немецкому романтизму и является самым  полным  выразителем  лучших
его стремлений, которым  он  придал  небывалую  до  тех  пор  яркость  и
определенность. Самое ненавистное для Г.  понятие  -  филистерство.  Это
понятие  очень  широкое,  целое  мировоззрение;  в  нем  заключается   и

Страницы: «« « 772   773   774   775   776   777   778   779   780  781   782   783   784   785   786   787   788   789   790  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь