Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 735   736   737   738   739   740   741   742   743  744   745   746   747   748   749   750   751   752   753  » »»

балетов написано Г. более 50. Из многочисленных  сочинений  о  Г.  можно
назвать: Siegmeyer, "Ueber den Ritter Gluck und  seine  Werke"  (Берлин,
1825); Riedel, "Ueber die Musik des Ritters Christoph von Gluck"  (Вена,
1775); Schmid, "Christoph Willibald  Ritter  von  Gluck"  (Лпц.,  1854);
Solie,  "Notice   sur   Christophe   Gluck"   (Париж,   1840);   "Etudes
biographiques, anecdotiques et estetiques sur les compositeurs  qui  out
illustre la scene franсaise" (1853). Н.С.
   Гной (pus) - продукт действия на живую ткань  гноеродных  бактерий  и
некоторых химических агентов, вызывающих  изменение  и  даже  омертвение
отдельных клеточных элементов, затем размягчение  омертвевшего  очага  и
пропитывание  его   гнойными   тельцами,   лейкоцитами,   способными   к
размножению. Г. можно рассматривать также, как выпот  при  особого  рода
гнойном воспалении  ткани,  при  чем  последняя  под  влиянием  Г.  сама
разрушается. По  внешнему  виду  Г.  -  жидкость  густая,  непрозрачная,
совершенно белая или  с  желтоватым,  серым,  синим  оттенком,  тягучая,
довольно значительного уд. веса, чаще щелочной реакции.  По  химическому
составу - очень сложная смесь и раствор различных тел; содержит от 6  до
8 % белковых тел: сывороточный белок, глобулин, нуклеин,  пептон,  затем
лейцитин,  холестерин,  жиры;  при  разложении  Г.  развиваются  кислоты
муравьиная, валерьяновая и др. Солей до 1 %. Морфологически  Г.  состоит
из сывороточной плазмы и взвешенных в ней гнойных телец, жировых  капель
свободно плавающих или заключенных внутри клеточных элементов,  остатков
эпителиальных, железистых клеток и т. п. Гнойные  тельца  представляются
аналогичными белым кровяным шарикам; обыкновенно многоядерны;  в  свежем
Г. овальны, в старом Г. измененные, в различных состояниях перерождения,
жирового. Бактерии Г. -  шаровидны;  встречаются  в  форме  гроздевидных
скоплений цепочек и парно; введенные в ткань даже  в  чистом  виде,  они
способны вызвать нагноение. Признается несколько разновидностей  гнойных
бактерий. Другие организмы могут  также  вызвать  гнойное  воспаление  и
нередко были находимы в Г.; так  бугорковые  палочки,  лучистый  грибок,
пузыри эхинококков, плесневые  грибки,  амебы  и  пр.  В  старом  Г.,  в
замкнутых гнойниках, количество бактерий значительно уменьшается  и  они
даже могут совсем исчезнуть, вследствие изменения  состава  плазмы,  под
влиянием продуктов выделения самих же бактерий  и  путем  поглощения  их
белыми кровяными тельцами. Гноеродные бактерии распространены в  воздухе
и в  окружающей  обстановке  человека  очень  обильны,  почему  и  легко
попадают на открытые раны, обнаженные серозные оболочки и вызывают в них
нагноения
   Врачи-практики,    особенно    старого    времени,    различают    Г.
доброкачественный и злокачественный. Первый, по Рудневу, имеет следующие
характеристические черты: клетки его  отличаются  одинаковою  величиною,
шаровидною формою, резкими контурами, беловатым цветом  протоплазмы;  от
прибавления уксусной кислоты сперва делаются видимыми ядра клеток, потом
клетки делаются бледными и, наконец, растворяются. Сыворотка  прозрачна,
содержит только крупинки, растворимые в эфире или калийной  щелочи.  При
впрыскивании  в  кровь  не  вызывает  никаких   общих   изменений;   при
впрыскивании в подкожную клетчатку вызывает только местное нагноение. Г.
"злокачественный", пиэмический, имеет отличия: клетки  его  неодинаковой
величины, как будто изъедены, протоплазма их темна, зерниста. Количество
бактерий очень велико. Запах Г. своеобразный; он более  жидок,  содержит
кристаллы холестерина и жира и продукта гнилостного разложения  белковых
тел. При всасывании такого Г. получается пиэмия. Г. вообще или пролагает
себе путь наружу и изливается, или рассасывается, при чем гнойные тельца
распадаются  и  растворяются,  или  же  Г.  сгущается,  превращается   в
творожистую массу, которая пропитывается со временем известковыми солями
и,  как  всякий   посторонний   предмет   в   организме,   капсулируется
разрастающейся по окружности соединительною волокнистою тканью (. В.  В.
Подвысоцкий, "Осн. общ. патологии" т. I, 1891 г., СПб.). А. Л - ий.
   Гномы - духи, обитающие в недрах земли и гор и  охраняющие  подземные
сокровища. Они могут принимать разные  образы;  мужские  Г.  обыкновенно
безобразны, женские (гномиды) красивы.  Они  любят  дразнить  людей,  но
делают им больше добра, чем зла. Г. - любимые герои зап. европ. сказок.
   Гносеология или гнозеология  (более  употребителен  термин  учение  о
познании, Erkenntnisslehre) - философская дисциплина, исследующая вопрос
о возможности и условиях истинного знания.
   Гностицизм  (гностика,  гнозис   или   tuocwn)   -   так   называется
совокупность   религиозно-философских   (теософских)   систем,   которые
появились в течение двух первых веков нашей эры  и  в  которых  основные
факты и  учение  христианства,  оторванные  от  их  исторической  почвы,
разработаны  в  смысле  языческой  (как  восточной,  так  и   эллинской)
мудрости. От сродных явлений религиозно-философского синкретизма, каковы
неоплатонизм, герметизм, Г. отличается признанием христианских данных, а
от настоящего христианства -  языческим  пониманием  и  обработкою  этих
данных и отрицательным отношением к историческим корням  христианства  в
еврейской религии. В этом последнем отношении Г. стоит в особенно резкой
противоположность к иудействующим сектам в христианстве с одной стороны,
а с другой стороны - к каббале, которая представляет языческую обработку
специфически еврейских религиозных  данных.  Некоторые  писатели,  напр.
Баур, говорят об  "иудейской  гнозе"  (помимо  каббалы),  но  это  более
соответствует  априорным  схемам  этих  писателей,  нежели  исторической
действительности.
   I. Происхождение Г. Общие условия для возникновения Г., как и  других
сродных  явлений,  были  созданы  тем  культурно-политическим  смешением
различных национальных  и  религиозных  стихий  древнего  мира,  которое
начато было персидскими царями, продолжалось  македонянами  и  завершено
римлянами. Источник гностических идей в различных языческих  религиях  с
одной стороны и учениях греческих философов - с другой, ясно  сознавался
с самого начала и подробно указан  уже  автором  Filosojoumena,  хотя  в
частности не все его сближения одинаково  основательны.  Несомненно,  во
всяком случае, что те или другие  национальнорелигиозные  и  философские
факторы в различной мере участвовали в образовании тех  или  других  гн.
систем, а также то, что в различные комбинации уже  существовавших  идей
привходила, с большею или меньшею  силою  и  оригинальностью,  и  личная
умственная работа со стороны основателей и распространителей этих систем
и школ. Разобрать все это в подробностях тем менее возможно, что писания
гностиков известны нам только по немногим отрывкам и по  чужому,  притом
полемическому изложению. Это предоставляет большой простор гипотезам, из
которых одна заслуживает упоминания. В нынешнем  веке  некоторые  ученые
(напр., ориенталист И. И.  Шмидт)  ставили  Г.  в  специальную  связь  с
буддизмом. Достоверно тут только: 1) что со времени  походов  Александра

Страницы: «« « 735   736   737   738   739   740   741   742   743  744   745   746   747   748   749   750   751   752   753  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь