Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 737   738   739   740   741   742   743   744   745  746   747   748   749   750   751   752   753   754   755  » »»

полною  последовательностью.  Итак,  Г.   характеризуется   непримиримым
разделением между Божеством и миром, между образующими  началами  самого
мира, наконец между составными частями в человеке  и  человечестве.  Все
идейные и исторические элементы, входящие в христианство, содержатся и в
Г., но только в разделенном состоянии, на степени антитез.
   III. Классификация гностических учений. Указанный. основной  характер
Г. по  степени  своего  проявления  может  служить  руководством  и  для
естественной классификации гностических систем. Неполнота  источников  и
хронологических данных  с  одной  стороны  и  значительная  роль  личной
фантазии в умозрении гностиков - с  другой,  допускают  лишь  крупные  и
приблизительные  деления.  В  предлагаемом   мною   делении   логическое
основание совпадает с этнологическим. Я различаю три главные группы:  1)
существенная для Г. непримиримость между абсолютным  и  конечным,  между
Божеством и миром является, сравнительно, в скрытом и  смягченном  виде.
Происхождение мира объясняется неведением  или  ненамеренным  отпадением
или отдалением от божественной полноты,  но  так  как  результаты  этого
отпадения  увековечиваются  в  своей  конечности,  и  мир  с  Богом   не
воссоединяется, то основной характер Г. остается и здесь во  всей  силе.
Творец неба и земли - Димиург, или Архонт, - является и здесь совершенно
отдельным от верховного Божества, но  не  злым,  а  только  ограниченным
существом.  Этот  первый  вид   представляется   Г.   египетским,   сюда
принадлежат как зачаточная форма Г., и учение Керинфа (современника  ап.
Иоанна Богослова и "наученного в Египте", по свидетельству св.  Иринея),
так и самые богатые содержанием,  наиболее  обработанные  и  долговечные
учения, а именно системы Валентина и Василида  -  Платона  и  Аристотеля
гностицизма, с их многочисленными и разнообразно разветвленными школами;
сюда же должно отнести египетских офитов, оставивших вам памятник своего
учения, на коптском языке, в книге: "Пистис София".
   2) Гностическое раздвоение выступает с  полною  резкостью,  именно  в
космогонии:    мир    признается    прямо    злонамеренным     созданием
противобожественных сил. Таков гнозис сиро-халдейский, куда  принадлежат
азиатские офиты  или  нахашены,  ператы,  сифиане,  каиниты,  элкесаиты,
последователи  Юстина  (не  смешивать  со  св.  Иустином   философом   и
мучеником), затем Сатурнил и Вардесан; связующим звеном между египетским
и сиро-халдейским гнозисом могут служить последователи Симона  Волхва  и
Менандра.
   3) Гнозис малоазийский, представляемый, главным образом,  Кердоном  и
Маркионом;  здесь  гностические  антитезы   выступают   не   столько   в
космогонии, сколько в религиозной истории; противоположность - не  между
злым и добрым творением, а между злым  и  добрым  законом  (антиномизм),
между ветхозаветным началом формальной правды и  евангельской  заповедью
любви.
   IV. Источники и литература:  "PistiV  Sojia",  изд.  Петерманна;  св.
Иринея Лионского пять книг  против  ересей  (многократно  издавались  со
времен Эразма Роттердамского: есть  русский  перевод  священника  П.  А.
Преображенского, М. 1871); Ипполита, "›Elegcox  kata  paston  airesewn",
первое  изд.  Е.  Miller  (Оксфорд,  1851;  англ.  перевод  в   собрании
"Antenicene   Christian   library");   Климента   Александрийского,    в
"Строматах"  и  в  "›Epitomai  ek  tvn   Qeodotou   ktl".   -   Значение
второстепенных источников имеют сочинения против гностиков  Тертуллиана,
св. Епифания и  блаж.  Феодорита.  Важнейшие  сочинения  о  Г.  с  конца
прошлого века:  Munter,  "Versuch  uber  die  christi.  Alterthumer  der
Gnostiker"; Neander, "Genetische Entwickelung d. gnost. Syst. "; Matter,
"Histoire critique du Gn. "; J. J. Schmidt, "Verwandschaft der gn. Lehre
mit den Rignssyst. des Or. "; Mohler, "Ursprung des Gn.  ";  Baur,  "Die
christi. Gnosis". Все эти сочинения значительно  устарели.  Из  новейших
исследователей Г. следует назвать Hilgenfeld'a и в особенности Harnack'a
("Zur Quellenkritik der Gesch. d. Gn. " и др.). На. русском  языке  есть
замечательное сочинение прот. А. М. Иванцова-Платонова: "Ереси и расколы
первых трех веков", посвященное преимущественно  Г.,  но,  к  сожалению,
остановившееся  на  первом  томе  (исследование  источников).   Владимир
Соловьев.
   Гну (Catoblepas) - род животных из подсемейства антилоп (Antilopina),
сем.  полорогих,  Cavicornia,  подотряда  жвачных   Ruminantia,   отряда
парнокопытных  млекопитающих,  Artiodactyla.  Туловище   Г.   напоминает
лошадь, голова похожа на бычачью. Ноздри прикрыты как  бы  крышечкой;  у
обоих полов сжатые, широкие, покрытые рубцами рога, загнутые вперед и  в
стороны, с концами загнутыми вверх; хвост  покрыт  длинными  волосами  и
напоминает лошадиный; над носом щетка длинных волос; на шее и  на  щеках
волоса удлинены в виде гривы; на остальном теле гладко  лежащие  волоса.
На месте слезных ямок железистые бородавки. Один из видов этого рода Г.,
Catoblepas gnu Sund., достигает общей длины тела (вместе с  хвостом)  до
2, 8 м.; длина хвоста без волос 50 см., вместе с волосами 80 - 90  стм.;
высота в плечах 1,2 м. Основной цвет темный серо-бурый; грива на затылке
беловатая; длинные волосы над носом, на горле и груди бурые; венец щетин
вокруг каждого глаза белый; волоса хвоста у корня серо-бурые, на  концах
беловатые. Самка по окраске ничем не отличается, но ростом меньше и рога
ее слабее; новорожденные телята безрогие, но уже имеют гриву. Г. живет в
южной  Африки  большими  стадами,  предпринимает   по   степям   большие
странствования; в  южн.  Африке  нет  животного  быстрые  Г.  Они  очень
любопытны и приближаются ко всякому предмету, возбудившему их  внимание.
Их поведение и движения крайне странны и забавны; они напоминают то осла
или лошадь, то корову. Бегут иноходью. Самки приносят одного детеныша, к
кот. нежно привязаны. Пойманные Г. в неволе  не  приручаются.  Охота  на
ними довольно трудна, вследствие чрезвычайной  быстроты  их  бега;  мясо
очень вкусно. Второй вид этого рода, полосатый Г., Catoblepas taurina Н.
Sm., заметно крупнее первого: общая длина тела доходит до 3 м.,  выс.  в
плечах 1, 6 м. Отличается также более покатой  спиной  и  более  длинной
гривой. Основной цвет  темный  пепельно-серный,  с  явственными  черными
поперечными полосами; грива и хвост черные. Полосатый Г. живет  также  в
южной Африке, но идет далее на С, до  области  Верхнего  Нила.  Держится
преимущественно в травянистых равнинах. По образу жизни не отличается от
обыкновенного.
   Г.
   Гоббс (Фома Hobbes) - знаменитый английский философ, род. в  1688  г.
Отец его, английский священник, познакомил сына с  древними  писателями:
8-ми лет Г. перевел  "Медею"  Еврипида  латинскими  стихами;  15-ти  лет
поступил в оксфордский университет, изучал  схоластическую  философию  и
научался  презирать  Аристотеля.   В   качестве   воспитателя   молодого
Кавендиша, впоследствии гр. Девонширского, путешествовал  по  Франции  и

Страницы: «« « 737   738   739   740   741   742   743   744   745  746   747   748   749   750   751   752   753   754   755  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь