Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 892   893   894   895   896   897   898   899   900  901   902   903   904   905   906   907   908   909   910  » »»

президентство  была  приобретена  Луизиана.  В  противовес   объявленным
Наполеоном I и Великобританией декретом  о  блокаде,  Д.  для  охранения
сев.-амер. торговли наложил всеобщее амбарго, но эта мера была не  менее
чувствительна его отечеству, чем врагу. Третье избрание в  президентство
Д. отклонил и жил с тех  пор  в  имении  своем  в  Виргинии,  предаваясь
научным занятиям. Он известен и как отличный юридический  писатель.  Его
"Manual of parliamentary practice" не  потеряло  значения  и  теперь.  В
последние  годы  жизни  он  перевел  на  англ.  язык  "Commentaire   sur
Montesquieu"  Дестюта-де  Траси.  Собрание  его  сочин.,  вместе  с  его
автобиографией, изд. конгрессом в 1853 -  55  г.  Биографию  Д.  писали:
Тукер (Филад. 1837), Рандаль (Нью-Йорк, 1857 - 59), Партон (Вост.  1874)
и Морс (Вост. 1886).
   Джихад  (араб.)   -   название   религиозной   войны   у   мусульман.
Первоначально Д. означало только воззвание к  неправоверным  о  принятии
ислама. Д. недозволен против тех, с кем  магометанский  государь  прежде
заключил мирный договор. В Д. обязан участвовать всякий способный носить
оружие мусульманин. Павший в бою почитается мучеником, которого  ожидают
в раю награды, подробно описываемые в Коране и  народных  легендах.  Ср.
Baillie. "Of Jihad in Mohammedan law" (1871).
   Джонка - своеобразное китайское судно; отличительная особенность  его
постройки заключается в очень широкой,  высоко  поднятой  корме,  всегда
разрисованной изображением гор, облаков, драконов и т. п.; в  соединении
с  низким  носом,  имеющим  форму  скорее  четырехугольника,  чем  форму
обыкновенных  правильных   носовых   обводов,   получается   чрезвычайно
оригинальный вид. Внутренность джонки разделена на несколько  кают.  При
очень  небольшом  углублении,  Д.  вооружаются  тремя  мачтами  и  имеют
прямоугольные паруса, обыкновенно драночные,  связанные  горизонтальными
жердями. Суда эти очень легки на ходу и, при всей  оригинальности  своей
постройки, могут быть отнесены к морским  судам.  Военные  Д.  достигают
длины до 40 метров и вооружаются пушками небольших размеров;  купеческие
Д. имеют иное  устройство  своих  трюмов,  приспособленное  к  перевозке
грузов. На  Д.  малых  размеров  обыкновенно  гнездится  бедное  рабочее
население Китая,  которое,  располагаясь  правильными  линиями  вдоль  и
поперек больших рек, составляет  кабы  продолжение  населенных  городов;
население таких плавучих городов доходит в иных случаях до очень крупных
размеров; так в Кантоне его насчитывается около 80000 чел., в Гонконге -
12000 и т. д.
   Джонсон (Бенжамин, обыкновенно назыв. Бэн-Д. Jonson) - личный друг  и
драматический противник Шекспира (1574 - 1637). Он  был  на  десять  лет
моложе Шекспира и вступил на литературное поприще, когда  Шекспир  стоял
уже во главе  английской  народной  драмы.  Жизнь  его  была  бурная.  В
противоположность Шекспиру, он вышел из народа. Второй  муж  его  матери
был простой  каменщик,  которому  он  помогал  в  работах.  На  средства
какого-то  знатного  покровителя,  который   заинтересовался   даровитым
ребенком, Джонсон был определен в  классическую  вестминстерскую  школу,
откуда поступил в кэмбриджский унив. Потом он служил наемным солдатом во
Фландрии,  прославился  своей  физической   силой   в   храбростью;   по
возвращении в Англию поссорился с актером Спенсером и убил его на дуэли.
По поводу постановки своей первой комедии Д. познакомился  с  Шекспиром,
который,   по   преданию,   содействовал   постановки   ее   на    сцене
Блек-фрайерского театра. Так произошло их сближение, скоро перешедшее  в
тесную дружбу, не прерывавшуюся до самой смерти Шекспира. Приятели стали
сходиться в основанной сэром Вальтером Ралеем  таверне  Сирены  (Mermaid
Tavern) и, придерживаясь различных художественных принципов,  устраивали
друг с другом настоящие словесные турниры,  описание  которых  оставлено
современниками. Есть предание, что Д. посетил своего друга в Стратфорде,
незадолго до его смерти, и что самая болезнь Шекспира  была  результатом
устроенной  по  этому  поводу  пирушки.  Памяти  Шекспира  Д.   посвятил
превосходное стихотворение, предпосланное первому полному  собранию  его
произведений (Editio princeps, 1623). В то время, как  Шекспир  удалился
навсегда из Лондона в  Стратфорд,  Д.  достиг  большой  известности  как
драматург, преимущественно в придворных кругах; он был возведен  Иаковом
I в сан поэталауреата и по случаю придворных  празднеств  писал  феерии,
называвш. тогда масками. При Карле I  Д.,  по  наветам  врагов,  впал  в
немилость, лишился своего звания и умер в  бедности.  В  то  время,  как
Марло,  Грин,  Шекспир,  Вебстер  и  др.   довели   до   художественного
совершенства драматическую хронику, трагедию и романтическую комедию, Д.
задумал повернуть драматическое искусство в сторону античной трагедии  и
бытовой комедии, образцы которых он видел в комедиях Плавта и  Теренция.
Он  был  глубоко  убежден,  что  английская  народная  драма,  с  своими
трагическими, превышающими действительность, страстями и  фантастическим
ходом действия, идет по  ложному  пути;  что  истинный  путь  есть  путь
простоты, правильности и естественности, завещанный классической драмой.
"Я буду", говорит он в прологе к одной из своих комедий: "изображать  на
сцене только такие действия и  употреблять  только  такие  слова,  какие
встречаются в жизни; я буду рисовать картину своего времени  и  смеяться
над человеческой глупостью". По мнению Д., герой пьесы  не  должен  быть
чудовищем страсти  или  порока,  но  одним  из  тех  людей,  которых  мы
ежедневно  встречаем  на  улице.  Таких  героев  он  и  дает   в   своих
многочисленных бытовых комедиях: "Every Man in his Humour",  "Every  man
out ot his Humour", "Volpone", "Alchemist",  "Bartolomew  Fair"  и  др.,
представляющих  верную  и  потому  драгоценную  в  культурном  отношении
картину пороков  современного  ему  общества.  Но  эта  верность  скорее
внешняя, чем внутренняя. Д.  не  обладал  способностью  создавать  живых
людей; в большинстве случаев его герои не более, как олицетворение общих
понятий и пороков - хитрости, чванства, жадности, шарлатанства и т.  п.;
в них нет того слияния типического с индивидуальным, которое  составляет
главное достоинство героев Шекспира. Сказанное  о  комедиях  Джонсона  в
полной мере  применяется  и  к  двум  его  трагедиям:  "Сеян"  (1603)  и
"Катилина" (1611), сюжеты которых заимствованы из жизни  древнего  Рима.
Благодаря своей громадной начитанности в классических  авторах,  Д.  мог
прекрасно перенести на английскую сцену  обстановку  римской  жизни,  со
всеми ее особенностями; но ему не удалось воскресить дух древнего Рима в
такой степени, как это сделал Шекспир  в  "Юлии  Цезаре"  и  "Антонии  и
Клеопатре".  Положенный  в  основу  его  первой   трагедии   эпизод   из
царствования  Тиверия  изучен  Д.  на  основании  Тацита   в   Светония,
повидимому, в пьесе нет слова,  которое  автор  не  мог  бы  подтвердить
ссылкой на источник, - но это обилие материала подавляет фантазию автора
и  лишает  пьесу  драматического  движения.  Чтобы  вполне  наслаждаться
"Сеяном",  нужно  иметь  хорошую  классическую  подготовку;   но   такой

Страницы: «« « 892   893   894   895   896   897   898   899   900  901   902   903   904   905   906   907   908   909   910  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь