Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Фоменко А.Т. - Новая хронология

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 1042
Размер файла: 5316 Кб
Страницы: «« « 332   333   334   335   336   337   338   339   340  341   342   343   344   345   346   347   348   349   350  » »»

будущем). Простота этой идеи сопряжена  с  большими  вычислениями
(которые, тем не менее вполне можно  делать  "вручную").  Сегодня
существуют таблицы (различной точности),  определяющие  положения
планет по созвездиям зодиака  (таблицы  П.Нейгебауэра,  Ньюкомба,
Леверрье, Морозова и др.).  См.,  например,  [310].  Эти  таблицы
отвечают на вопрос: каково было в такой-то  день  такого-то  года
положение планет на зодиаке. Н.А.Морозовым  и  М.А.Вильевым  были
составлены также и обратные таблицы, показывающие - в каком  году
реализовывалось данное положение планет [141], т.4.
    Сегодня  мы   уже   смутно   представляем   стиль   мышления
средневекового   астронома-астролога.   Астрологическая   окраска
окружающего мира пронизывала мировоззрение  многих  средневековых
ученых,     и   не     только      астрономов.      Средневековые
астрономические книги (см., например, [268], [358], [296], [418],
[419], [333], [251], [299], [300], [240],  [420],  [354],  [260],
[341],   [340],   [286],   [342])   переполнены   астрологической
символикой, хотя описывают реально существующие небесные  явления
и закономерности. Все эти книги были для их авторов  и  читателем
не  шифром,  а  привычной  формой  записи   их   непосредственных
наблюдений за небом. Для нас же эта идеология уже утеряна  (часто
безвозвратно), а потому, для  прочтения  и  понимания  этих  книг
следует попытаться изучить этот специфический язык символов  (как
следует изучить,  например,  математический  язык  для  прочтения
математической статьи). Обзор идеологии средневековой  астрологии
дан в [199]. Религиозный историк Трельс-Лунд  дал  яркую  картину
научного  мировоззрения  средних  веков,  в  котором   астрология
занимала одно  из  ведущих  мест,  как  фундаментальная  наука  о
вселенной.
    О планетах: "Такие странные движения могли быть  истолкованы
лишь одним способом: как проявление  чего-то  произвольного,  как
доказательство самостоятельной жизни... Над всем  этим  вращается
непрозрачный  небесный  свод,  на  котором  "посажены  звезды   в
фигурах, имеющих сходство с животными"... Это было не  что  иное,
как астрономия, превращенная в религию... Так  возникла  наука  и
искусство, которое на протяжении многих веков (до  XVIII  века  -
Авт.) неотразимо приковывало к себе всеобщее внимание и считалось
венцом человеческого знания" [199],с.24-26.
    В книге [199] приведены фрагменты  из  Библии,  носящие,  по
мнению  Трельс-Лунда,  явно  астрологический  характер.  К  этому
вопросу мы вскоре вернемся.
    Расцвет научной астрологии неизбежно породил  и  ответвление
от нее - так  называемую  прикладную  астрологию,  т.е.  науку  о
предсказании судеб людей, государств, царей по движениям  планет,
"по  звездам".  На  протяжении веков  астрология   опиралась   на
государственную поддержку [199], как сказали бы мы сегодня, -  на
госбюджетное финансирование. Особое внимание  астрологии  уделяла
римская церковь, используя ее, в частности, для календарных целей
[199].  Например,  Региомонтану  был  обещан  даже  епископат  за
"расчет календаря" [199],с.165.
    "Астрология сделалась главной наукой того  времени,  основой
всех остальных. В наше время принято презрительно смотреть на все
это  движение.   Первое,   что   считают   долгом   сделать   для
знаменитейших  астрономов  той  эпохи,   это   очистить   их   от
подозрения, что они разделяли  суеверие  своего  времени.  Думают
даже подчас, что оказывают им услугу, выставляя  их  обманщиками,
лишь бы их не принимали за обманутых" [199],с.166.
    "Если  мы  в  настоящее  время  взглянем  беспристрастно  на
астрологию XVI века, не ослепляя себя  попытками  более  позднего
времени замаскировать или подделать истинное положение вещей,  то
первое, что мы испытаем, это - изумление по поводу той  громадной
роли, какую играла в ту эпоху вера во влияние  звезд.  Не  только
невежественная масса  верила  в  него,  ее  примеру  следовали  и
выдающиеся люди... Достаточно только обратить внимание  на  массу
сочинений по астрологии, которые появились  в  XV  и  XVI  веках.
Сочинения, которые сохранились в двух только главных  библиотеках
Копенгагена, составляют довольно объемистую груду...  Писали  эти
сочинения не какие-нибудь  неизвестные  люди,  а  выдающиеся  умы
своего времени. В Скандинавии XVI века, например, нет  ни  одного
имени, которое можно было  бы  поставить  на  ряду  с  величайшим
представителем  точной  науки,  Тихо  Браге,...   популяризатором
Генрихом  Рантцау,  штатгальтером   Шлезвиг-Голштинским"   [199],
с.169.
    О  Тихо  Браге:  "Вся  его  научная  деятельность  была   до
известной  степени  посвящена  ее  (т.е.   астрологии   -   Авт.)
развитию" [199],с.169.
    В Германии то же самое можно сказать о Меланхтоне и Кеплере.
Астрология процветала при дворах европейских монархов во Франции,
Англии, Италии. Карл V, Рудольф II,  Луиза  Савойская,  Екатерина
Медичи, Карл IX, Генрих IV, Фридрих II и другие правители активно
поддерживали астрологию [199],с.170-171.
    Меланхтон  утверждал,  что   Библия   прямо  указывает    на
божественное происхождение астрологии [199],с.175. В средние века
считалось   несомненным,   что   многие   фрагменты,    например,
пророческих книг Библии -  астрологичны,  содержат  зашифрованные
гороскопы [199],с.180.
    Астрология была убита Коперником, Ньютоном и Лапласом. "Весь
строй  мысли  потерял  устойчивость,   драма   потеряла   мировое
значение, будучи перенесена на  маленькую  провинциальную  сцену"
[199],с.202-203. Поэтому астрологичность многих  древних  текстов
забыта  и  уже  утеряна   для   современного   читателя.   Далее,
изобретение часов  и  других  инструментов  обесценило  житейские
наблюдения  за  звездным  небом.  Это  выбило  фундамент   из-под
астрологической идеологии. "Ни в одну эпоху не были так скудны  у
людей непосредственные впечатления неба (как  в  XIX-XX  веках  -
Авт.). В Лондоне, Париже, Копенгагене и т.д. едва ли один человек
из ста знает, полнолуние сегодня или новолуние или каково сейчсас
положение Большой Медведицы.  Свет  ночного  неба  получил  чисто
декоративное значение" [199],с.212-213.

               2. НОВЫЕ АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ДАТИРОВКИ

Страницы: «« « 332   333   334   335   336   337   338   339   340  341   342   343   344   345   346   347   348   349   350  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Фоменко А.Т., Новая хронология