Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Фонд БЭА - Сборник статей по современ. эк. состоянию России

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 154
Размер файла: 669 Кб
Страницы: «« « 111   112   113   114   115   116   117   118   119  120   121   122   123   124   125   126   127   128   129  » »»

(3 млн. руб.); для компаний, не занимающихся страхованием жизни, - 25  тысяч
МРОТ (2,1 млн. руб.); для специализированных перестраховочных компаний -  50
тысяч  МРОТ  (4,2  млн.  руб.).  Указанные  нормативы   уставного   капитала
применяются с момента их введения для вновь создаваемых страховых  компаний.
Действующим страховщикам необходимо было увеличить свои уставные капиталы до
нового норматива в течение 1998 г. У тех компаний, которые не  смогли  этого
сделать, предполагалось отзывать с 1 января 1999 г. лицензии.

   По данным Департамента страхового надзора Минфина РФ, на середину  1998г.
только 326  страховых  организаций  соответствовали  требованиям  закона  об
увеличении уставного капитала. Введение более жестких требований  к  размеру
уставного капитала, направленное на повышение надежности, платежеспособности
страховых организаций, призвано укрепить  страховой  сектор  в  целом  путем
ликвидации мелких нежизнеспособных компаний. Следует отметить, что  во  всех
странах Центральной и Восточной Европы, включая  СНГ,  установлены  подобные
требования, причем, как правило, на более высоком  уровне.  О  необходимости
таких мер свидетельствует отзыв лицензий  у  значительного  числа  страховых
компаний и их самоликвидация.  По  данным  Департамента  страхового  надзора
Минфина РФ, с 1994г. по 1997 г.  были  отозваны  лицензии  у  888  страховых
организаций, а только за 1998 г. - более чем у 400.

   В условиях острого финансового кризиса  Всероссийский  союз  страховщиков
предложил в законодательном порядке продлить срок для  увеличения  уставного
капитала страховых компаний на год до 1 января 2000 г.  Представляется,  что
подобное  продление  срока  для  всех  страховщиков  было  бы   неоправданно
длительным.  Предоставление  таких  льгот   всем   страховщикам   могло   бы
значительно затормозить процесс формирования устойчивого страхового  сектора
в России. В соответствии с принятым Госдумой в трех чтениях  новом  варианте
законопроекта предусматривается продление срока только на  6  месяцев  -  до
1.07.199г. Можно полагать,  что  подобные  компромиссные  решения  позитивно
скажутся на развитии страховых компаний.

   Предполагается, что увеличение уставного капитала будет происходить путем
выпуска  дополнительных  акций.  Страховые  компании  в  основном   сохранят
нынешний состав акционеров благодаря выкупу акций за  счет  нераспределенной
прибыли  прошлых  лет  или  оплаты  соответствующей  части  нового  выпуска.
Возможно привлечение новых акционеров, но оно не  будет  массовым,  так  как
большинство страховых компаний - это закрытые акционерные общества.  Следует
отметить, что увеличение уставного капитала представляет серьезную  проблему
для страховых компаний,  которые  нуждаются  в  значительном  притоке  новых
средств. Реальный путь к этому - продажа акций на открытом рынке. Однако  до
сих  пор  акции  страховых  компаний  не  котируются  нив  биржевой,  ни  во
внебиржевой  торговле,  что  существенно  сужает   возможности   привлечения
дополнительных ресурсов.

   Можно полагать, что структурные изменения на страховом рынке  будут  идти
преимущественно в следующих направлениях.  Во-первых,  создание  холдинговых
групп страховых компаний, остающихся юридически самостоятельными и связанных
между собой участием в уставных капиталах и в управлении. Во-вторых,  полное
объединение, создание в результате поглощений  небольших  компаний  филиалов
или дочерних фирм крупных страховщиков. В  частности,  Ингосстрах  заявил  о
готовности приобрести акции компаний, испытывающих сложности  с  увеличением
уставного капитала и преобразовать их в свои филиалы или дочерние  компании.
Консолидация  страхового  рынка  идет  преимущественно  за  счет  поглощения
московскими компаниями  небольших  региональных  страховщиков.  Формирование
путем слияния компаний  нового  юридического  лица,  станет,  видимо,  более
редким  вариантом  поскольку  это  вызовет  необходимость  получения   новой
лицензии, а, следовательно, временные потери в развитии.

   Темпы   реструктуризации   российского   страхового   рынка   оцениваются
экспертами неоднозначно. По  оперативной  информации,  около  270  страховых
организаций подали в Департамент  страхового  надзора  до  августа  1998  г.
предложения по увеличению своих  уставных  капиталов,  хотя  сделать  это  в
условиях финансового кризиса будет достаточно сложно. По некоторым  оценкам,
к 1 января 1999 г. удовлетворять новым условиям закона смогут около  400-500
компаний (их  доля  в  совокупной  страховой  премии  и  страховых  выплатах
приближается к 97-99%).

   Можно  прогнозировать  повышение  роли   на   страховом   рынке   системы
Росгосстраха, включая его  региональные  фирмы,  особенно  в  предоставлении
страховых услуг населению. Финансовый кризис  способствовал  потере  доверия
населения к частным финансовым институтам и переориентации на организации  с
государственным участием. Наиболее отчетливо  это  проявилось  в  банковской
системе. Росгосстрах будет  стремиться  использовать  эту  ситуацию  в  свою
пользу.

   В декабре 1998г. Госдума приняла  в  первом  чтении  проект  федерального
закона  "О  создании  открытого  АО   "Госстрах   России"   и   особенностях
распоряжения  его  акциями,  находящимися  в   федеральной   собственности".
Законопроект предполагает образование открытого АО "Госстрах  России"  путем
слияния АО "Росгосстрах" и его  филиалов  в  единое  юридическое  лицо.  Это
связано с тем, что подавляющее большинство дочерних организаций Росгосстраха
в регионах РФ  не  удовлетворяют  новым  финансовым  требованиям  к  размеру
уставного капитала  и  могут  потерять  лицензию.  Предлагаемая  мера  может
значительно усилить позиции государственного сектора на страховом рынке.

   Авторы законопроекта исходят из того, что Госстрах  России,  по-видимому,
должен  стать  стратегическим  партнером  государства  подобно  Сбербанку  и
ориентироваться   на    решение    задач,    поставленных    правительством.
Предполагается  увеличение  состава  Совета  директоров  компании  за   счет
включения помимо входящих в него представителей  Минфина,  Госналогслужбы  и
Мингосимущества дополнительных представителей Минэкономики и Государственной
Думы РФ. Одно из предложений состоит в том, что обязательное государственное
страхование будет осуществляться исключительно через ОАО "Госстрах России".
   1.4. Региональные страховые рынки
   В региональном распределении страховой премии  как  одного  из  важнейших
показателей страховой деятельности явно доминирует  Москва.  Размер  премии,
аккумулированной   московскими   страховщиками,   в   значительной   степени
складывается из поступлений от их региональных филиалов и  представительств.
Заметный  отток  страховых  средств  из  регионов   порождает   столкновение

Страницы: «« « 111   112   113   114   115   116   117   118   119  120   121   122   123   124   125   126   127   128   129  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Фонд БЭА, Сборник статей по современ. эк. состоянию России