Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Фонд БЭА - Сборник статей по современ. эк. состоянию России

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 154
Размер файла: 669 Кб
Страницы: «« « 118   119   120   121   122   123   124   125   126  127   128   129   130   131   132   133   134   135   136  » »»

страховые полисы. В  нынешних  условиях  последнее  обстоятельство  является
главным. Поэтому  следовало  бы  предусмотреть  инвестирование  резервов  по
страхованию жизни и пенсий в специально выпускаемые  государственные  ценные
бумаги. Должны быть более жесткими лицензирование и контроль  за  операциями
по указанному виду страхования.
   2.4. Перспективы развития перестраховочной деятельности
   На операции по перестрахованию в России приходится около  13%  совокупной
страховой премии. В России действует 26 специализированных  перестраховочных
компаний. Доля российских компаний в  перестраховочных  операциях  не  очень
велика.  Крупные  риски  просто  не  могут  быть   перестрахованы   в   силу
недостаточности собственных средств. Перестраховщики не готовы гарантировать
обеспечение страхового покрытия  в  страховании  авиационных  и  космических
рисков, страховые суммы по которым сопоставимы по величине с емкостью  всего
российского перестраховочного рынка. Поэтому часть ответственности  по  этим
рискам передается иностранным перестраховочным компаниям.

   В отношении возможности и целесообразности регулирования  перестрахования
среди российских специалистов нет однозначного мнения.  Нам  представляется,
что существующие правовые нормы носят  слишком  общий  характер.  Необходимо
установление основных экономических требований к перестраховочным операциям,
которые   должны   касаться   деятельности   как   страховщиков,    так    и
перестраховщиков.

   В рамках  законодательного  регулирования  перестрахования  целесообразно
предусмотреть следующие меры:

   компании-страховщика;
      зарубежной) и в компаниях одной страны;
   для этого нет экономической необходимости.

   Установление размера минимального собственного удержания (в процентах  от
страховой суммы  или  денежном  выражении)  позволит  упорядочить  прием  на
страхование крупных рисков, исключит из этого процесса компании с небольшими
собственными ресурсами и резервами, послужит  стимулом  для  страховщиков  к
увеличению собственного потенциала.

   Обязательная   квота   перестрахования   на   внутреннем   рынке    будут
способствовать  повышению   его   емкости,   усилит   взаимодействие   между
национальными страховщиками и  перестраховщиками.  Величину  этой  квоты  (в
процентах от страховой суммы) целесообразно дифференцировать по видам рисков
или  объектам  страхования  и  в  соответствии  с  реальными   возможностями
внутреннего российского рынка покрывать соответствующие риски.

   Пока   потенциал    российских    перестраховщиков    невелик.    Широкое
распространение  получили  перестраховочные  операции   на   основе   обмена
взаимностью между самими страховщиками.  Учитывая  сложившуюся  ситуацию  на
рынке,  в  перспективе  целесообразно   создание   мощной   общенациональной
перестраховочной акционерной  компании  с  возможным  участием  государства.
Создание такой компании не  означает  обязательного  перестрахования  у  нее
какой-то части риска. Она  должна  действовать  в  обычной  рыночной  среде.
Установление предела перестрахования  в  одной  компании  (национальной  или
зарубежной)  и  у  компаний  одной  страны  обеспечит   большую   надежность
перестраховочной защиты, ограничит использование принципа  взаимности  между
российскими страховщиками и будет стимулировать расширение их  международных
связей.

   Правовое регулирование перестрахования  может  быть  дополнено  налоговым
механизмом   стимулирования   перестрахования   на   внутреннем   рынке   и,
соответственно, ограничения размеров  передачи  перестраховочных  рисков  за
рубеж. Принципиальное  решение  этого  вопроса  определено  в  Постановлении
Правительства РФ "О первоочередных мерах по  развитию  рынка  страхования  в
Российской Федерации". В нем предусматривается  ужесточение  налогообложения
российских страховщиков, передающих в перестрахование за границу  более  40%
собираемых премий (взносов). Однако постановление не имеет прямого действия,
некоторые его положения  изначально  необоснованны,  их  практически  нельзя
реализовать. Прежде всего, неправомерно устанавливать в  качестве  норматива
единую квоту (в размере 40%) для всех видов рисков и объектов страхования.

   По нашему мнению, возможно следующее решение. Исходя из квот минимального
собственного   удержания   (например,   5%   стоимости)   и    обязательного
перестрахования   на   внутреннем   рынке   (например,    15%    стоимости),
устанавливается повышенная квота внутреннего перестрахования,  стимулируемая
льготным налогообложением (также 15%). Премии по рискам свыше этих квот (35%
стоимости),  передаваемым  в   перестрахование,   исключаются   из   доходов
страховщиков и, следовательно, из налогооблагаемой базы. Если на  внутреннем
рынке  перестраховывается  меньшая  квота  (например,  25%),  а   за   рубеж
передается соответственно большая перестраховочная премия за эту часть риска
(в  данном  примере  10%),  которая  включается  в   налогооблагаемую   базу
страховщика.  Налог  с  этой  суммы  страховой  премии  будет  стимулирующим
фактором при решении вопроса о передаче риска  зарубежным  перестраховщикам.
Квоты целесообразно дифференцировать по видам рисков и объектам страхования.
Перестрахование у компаний, созданных с  участием  иностранного  капитала  и
имеющих  российскую  лицензию   рассматривается   как   перестрахование   на
внутреннем рынке.
   2.5. Общества взаимного страхования
   Структура  российского  страхового  рынка  может   претерпеть   серьезные
изменения в результате  развития  взаимного  страхования.  Создание  обществ
взаимного страхования может быть активизировано  благодаря  разрабатываемому
специальному закону. В настоящее время единственным  законодательным  актом,
которым руководствуются организаторы обществ взаимного страхования, является
гражданский кодекс  РФ  (статья  968).  Но  положения  Кодекса  нуждаются  в
уточнении и корректировке.

   Прежде  всего,  вряд  ли  правомерно,  что  кодекс   допускает   взаимное
страхование имущества и ответственности, но  исключает  личное  страхование.
Личное страхование, в том числе страхование жизни, должно  входить  в  сферу

Страницы: «« « 118   119   120   121   122   123   124   125   126  127   128   129   130   131   132   133   134   135   136  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Фонд БЭА, Сборник статей по современ. эк. состоянию России