Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Фонд БЭА - Сборник статей по современ. эк. состоянию России

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 154
Размер файла: 669 Кб
Страницы: «« « 126   127   128   129   130   131   132   133   134  135   136   137   138   139   140   141   142   143   144  » »»

законодательства России. Право  определяет  также  место  органа  страхового
надзора  в  системе  исполнительной   власти,   принципы   организации   его
деятельности,   самостоятельности   в   осуществлении   надзорных   функций,
подотчетности и источники финансирования.

   С  точки  зрения  результативности  надзора  за  деятельностью  страховых
организаций необходимо соблюдение следующих принципов:

      отправление надзорных функций;
   надзора задачам, установленным в законодательстве;
   исполнительной   власти,   а   также   законодательной   власти   в    целях
совершенствования законодательства;

   законодательством санкций.

   Начиная с 1992 г. название, функции федерального  органа  по  надзору  за
страховой деятельностью,  его  юридический  статус,  подчиненность,  система
финансирования изменялись четыре  раза,  что  в  конечном  счете  привело  к
ослаблению контрольного  органа,  неэффективности  исполнения  им  надзорных
функций и его изоляции от международных органов надзора как в  рамках  стран
СНГ, так и всего международного сообщества.

   Сложившееся положение может быть выправлено путем  принятия  федерального
закона о страховом надзоре, устанавливающего юридический статус контрольного
органа, структуру, функции, источники финансирования, закрепляющего основные
положения  осуществления  всех  стадий  контроля,  систему  санкций  и  мер,
применяемых к страховым организациям. Такие  законы  специального  действия,
или соответствующие разделы в других общих законах, приняты  практически  во
всех странах ЕС.

   В  Российской  Федерации  современная  система   надзора   за   страховой
деятельностью опирается  на  Департамент  страхового  надзора  за  страховой
деятельностью Министерства финансов РФ. Департамент,  помимо  лицензирования
страховой   деятельности   и   последующего   контроля   за    деятельностью
страховщиков, готовит  предложения  по  изменению  и  дополнению  страхового
законодательства, а  также  законов  и  законодательных  актов,  оказывающих
влияние на целостность страхового рынка и его дальнейшее развитие. При  этом
надзор лишен самостоятельности в принятии решений и а  может  лишь  готовить
такие решения для их последующего принятия Минфином. Такая процедура снижает
оперативность, эффективность надзора, делает  его  еще  более  формальным  и
бюрократическим. Кроме того, финансирование деятельности надзорного  органа,
регулирование  численности  персонала,  определение  задач,  стоящих   перед
страховым надзором также отнесено к компетенции Министерства  финансов,  что
вносит противоречивость в осуществление надзорных  функций.  Одна  из  задач
Минфина   -    регулирование    налогообложения    деятельности    субъектов
хозяйствования и граждан, что находится в противоречии с  функцией  контроля
за формированием в достаточном размере страховых резервов страховщиками.

   В рамках общей структуры и организации  страхового  надзора  существенную
роль  играет  деятельность  территориальных   инспекций   надзора,   которые
функционируют параллельно с финансовыми органами  Министерства  финансов  на
местах.  Одновременно  с  определением  их  статуса   необходимо   серьезное
финансовое,  материальное  укрепление  их  положения.  Наряду  с  повышением
квалификации сотрудников целесообразно передать  территориальным  инспекциям
некоторые контрольные функции, в частности, осуществление  текущих  проверок
деятельности страховщиков.

   Структура  органов  страхового  надзора  должна  формироваться  с  учетом
национальных  традиций,  системы  государственной  исполнительной  власти  в
целом,  целей  надзора  и  сложности  исполняемых  функций.   Мировой   опыт
показывает,  что  в  основе  страхового  надзора  должны  лежать   следующие
принципы:

   1) финансирование деятельности органов  надзора  осуществляется  за  счет
отчислений  от  страховой  премии,  собираемой  страховщиками  по  всем  или
определенным видам  страхования,  на  основании  утверждаемой  Министерством
финансов сметы;
   2) уровень оплаты труда сотрудников  надзорного  органа  должен  быть  не
ниже, чем средний сложившийся в отрасли;
   3)  орган  надзора   должен   действовать   как   самостоятельный   орган
государственного управления;
   4) надзор наделен функциями осуществления проверок деятельности страховых
организаций "на местах" и осуществляет их как по мере необходимости, так и в
плановом порядке (наглядный пример - система "надзорных  бригад"  в  системе
страхового надзора Франции);
   5) органы надзора имеют право применять к  страховщикам  санкции  в  виде
штрафов за установленные  правонарушения,  в  том  числе  за  несвоевременно
представленную или недостоверную  отчетность,  за  несоблюдение  нормативных
требований. Функция надзора, как правило, отделена от функции  подготовки  и
принятия нормативных документов,  а  также  предложений  по  принятию  новых
законов или изменению уже действующих;
   6) функция лицензирования, а также отзыв лицензии обыкновенно исполняются
вышестоящим органом (во Франции,  Германии  -  Министерством  финансов,  при
котором, но  не  в  структуре  которого,  действует  страховой  надзор)  или
совещательным органом при органе страхового надзора,  действующим  в  рамках
полномочий,   установленных   для    него    законодательными    документами
(Португалия);
   7) в своей деятельности  надзор  опирается  на  сформировавшиеся  системы
дополнительного контроля, связанного со страховой деятельностью:

   страховых  резервов  и  соответствием  их  размера  принятым  по   договорам
страхования обязательствам;

   

Страницы: «« « 126   127   128   129   130   131   132   133   134  135   136   137   138   139   140   141   142   143   144  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Фонд БЭА, Сборник статей по современ. эк. состоянию России