Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Фонд БЭА - Сборник статей по современ. эк. состоянию России

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 154
Размер файла: 669 Кб
Страницы: «« « 124   125   126   127   128   129   130   131   132  133   134   135   136   137   138   139   140   141   142  » »»

   Текущий контроль за деятельностью страховщика осуществляется как органами
государственного надзора, так и независимыми аудиторами. Предметом  контроля
при этом является ведение страховщиками  финансовых  операций,  связанных  с
формированием страховых резервов, размещением активов, обеспечением  наличия
свободных активов в размере не  менее  установленного  нормативом,  а  также
соответствие деятельности выданной лицензии.

   В условиях, когда  единые  правила  формирования  страховых  резервов  по
страхованию жизни не приняты, а система деятельности  независимых  актуариев
отсутствует, ставится под сомнение достоверность  расчетов  страховщиков  об
обоснованности и достаточности резервов, соответствия их  размеров  принятым
обязательствам по  страхованию  жизни.  Несмотря  на  неоднократные  попытки
разработать   закон   о   независимых   актуариях,   ввести   требования   к
лицензированию актуарной  деятельности,  к  подотчетности  и  обязательности
получения подтверждения независимого аудитора  при  предоставлении  годового
баланса страховой организации по страхованию жизни ситуация  по-прежнему  не
улучшается.

   В России  размещение  страховых  резервов  регламентируется  специальными
правилами в соответствии с теми же принципами, что  приняты  в  странах  ЕС.
Однако     применение     этих     принципов     существенно     осложняется
финансово-экономической ситуацией в Российской Федерации. Необходимо  четкое
определение видов финансовых  инструментов,  в  которые  могут  вкладываться
резервы, и соотношения между ними в целях соблюдения принципов  ликвидности,
возвратности и прибыльности. Более лояльным к  страховщикам  должно  быть  и
валютное законодательство. В частности,  необходимо  разрешить  страховщикам
приобретать валютные ценности в качестве способа размещения  активов,  и  не
препятствовать   защите    активов    страховщика    путем    международного
перестрахования.

   Платежеспособность страховых организаций контролируется на основе анализа
свободных активов страховщика. В этих целях применяется расчет  нормативного
соотношения  между  активами  и  обязательствами,  построенный  на  тех   же
принципах, что и исчисление маржи платежеспособности в странах ЕС - 16 %  от
объема поступления страховой премии по страхованию  иному,  чем  страхование
жизни,   с   учетом   поправки   на   коэффициент,    учитывающий    участие
перестраховщиков, и  5%  от  суммы  взносов  по  страхованию  жизни.  Однако
принятые в России методы основаны на  учете  размера  поступления  страховой
премии, а не страховых выплат. Это может приводить  к  неадекватности  маржи
платежеспособности и реальной потребности  в  свободных  активах  в  случаях
высокой убыточности проведения страховых операций по страхованию, иному  чем
страхование жизни.

   Последующий  надзор  осуществляется  на  основании  проверки   финансовой
отчетности,  предоставляемой  страховщиками  в  органы  страхового  надзора.
Состав и формы бухгалтерского отчета, принципы бухгалтерского учета  и  план
счетов соответствуют требованиям, принятым в странах ЕС. Страховщики обязаны
публиковать  годовую  отчетность  о  деятельности,  бухгалтерский  баланс  и
финансовые  результаты  деятельности  по   итогам   отчетного   года   после
подтверждения  достоверности  приведенных  в   них   сведений   независимыми
аудиторами.  Следует  отметить,  что  в  Российской  Федерации   сформирован
институт  независимых  страховых  аудиторов,   основанный   на   специальном
лицензировании их деятельности, проверке квалификации  и  знаний  страхового
законодательства.

   Однако ряд положений в этой  сфере  требует  изменений  и  дополнений.  В
частности,  согласно  одному  из  основных  принципов  бухгалтерского  учета
принятые обязательства должны соответствовать их  отражению  в  бухучете.  В
России  страховщик  имеет  право  при   заключении   договоров   страхования
устанавливать свои обязательства в соответствующем валютном эквиваленте, при
этом страховая премия уплачивается страхователем в  рублях  по  курсу  Банка
России на дату платежа. Страховые резервы рассчитываются в рублях без  учета
последующего  изменения  обязательств   и   реальной   стоимости   рубля   в
соответствии с изменением  валютного  курса.  Это  приводит  к  искажению  в
бухгалтерской отчетности реального  размера  обязательств  как  при  расчете
размера убытков, так и фактического размера не полученной премии.

   В странах ЕС используется принцип соответствия валюты обязательств валюте
активов,  покрывающих  страховые  резервы.  Российским  страховщикам   такая
возможность  не  предоставлена,   что   приводит   к   диспропорциям   между
обязательствами и активами и влечет за собой риск неисполнения  обязательств
по  договорам  страхования  и  неплатежеспособности  страховщика  даже   при
соблюдении установленных норм маржи платежеспособности.

   Одним  из  важных  инструментов  регулирования   является   контроль   за
надежностью перестраховочных операций,  особенно  если  перестраховщиком  по
договору перестрахования выступает зарубежная страховая или перестраховочная
организация. В  страховом  законодательстве  России  отсутствуют  какие-либо
нормы,  регламентирующие  контроль  за  международным  перестрахованием.   В
мировой практике для достижения этой цели  используются  различные  подходы,
однако  в  большинстве  случаев  право  выбора   надежного   перестраховщика
предоставлено страховщику, передающему риски  в  перестрахование.  Страховой
надзор имеет право в случае, если  зарубежный  перестраховщик  не  считается
финансово устойчивым, потребовать изменения в  организации  перестраховочной
защиты. В ряде стран СНГ (Украина, Белоруссия) были введены  ограничения  на
перестрахование у зарубежных перестраховщиков, что в  условиях  неразвитости
национальных рынков привело  к  резкому  ухудшению  финансовой  устойчивости
страховых организаций и невозможности динамичного развития страхового рынка.
Это  лишний   раз   доказало   неэффективность   введения   административных
ограничений на международное перестрахование.

   Вместе  с  тем,  в  условиях  формирующегося  страхового   рынка   вполне
закономерно установление более жестких требований к операциям международного
перестрахования, например, разрешение на операции по  перестрахованию  жизни
только у страховых и  перестраховочных  организаций,  имеющих  международный
рейтинг "Standard & Poor?s" не ниже "А", а по иным видам  перестрахования  -
не ниже  "ВВВ".  Такая  мера  обеспечит  предсказуемость  при  осуществлении
перестраховочных  операций,  их  финансовую   устойчивость   и   надежность,
транспарентность национального законодательства.


Страницы: «« « 124   125   126   127   128   129   130   131   132  133   134   135   136   137   138   139   140   141   142  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Фонд БЭА, Сборник статей по современ. эк. состоянию России