Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Фонд БЭА - Сборник статей по современ. эк. состоянию России

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 154
Размер файла: 669 Кб
Страницы: «« « 130   131   132   133   134   135   136   137   138  139   140   141   142   143   144   145   146   147   148  » »»

будет уходить за границу, а потенциальные  страхователи  откажут  в  доверии
любым страховщикам, независимо от их национальности.

   Россия явно нуждается в  приходе  на  рынок  квалифицированных  страховых
организаций с длительным опытом работы. Национальные интересы состоят в том,
чтобы отсечь фирмы, преследующие в России конъюнктурные цели  и  не  имеющие
серьезных долгосрочных планов работы в области страхования. Но  предлагаемые
в  законопроекте  количественные  ограничения  оттолкнут  от  рынка  крупные
надежные компании, которые  ограничат  свою  деятельность  небольшим  кругом
операций. К чему это может привести - наглядно  показывает  опыт  российской
банковской  системы.   Отсутствие   иностранной   конкуренции   и   надежных
иностранных банков серьезно  затормозило  развитие  устойчивого  банковского
сектора в России. Учитывая это, приоритетной задачей должно  стать  развитие
страхового рынка, а не защита национальных компаний любой ценой.

   Вместе с тем, есть и более серьезные возражения  против  введения  сейчас
существенных  ограничений  на  деятельность  иностранных  страховщиков.  Эти
возражения касаются долгосрочной  политики  страны  в  отношении  страхового
рынка и международного сотрудничества в сфере страховых услуг.

   Первое возражение связано с вступлением в силу в июне 1999г. Соглашения о
партнерстве и сотрудничестве  между  Российской  Федерацией  и  Европейскими
Сообществами. Соглашение предусматривает а) отмену не  позднее  24.06.1999г.
для стран-участниц ЕС ограничения в 49%  на  участие  в  уставных  капиталах
страховых  организаций  в   России;   б)   применение   режима   наибольшего
благоприятствования    при    проведении    операций    по    международному
перестрахованию в режиме трансграничной торговли (не  требующего  учреждения
дочернего общества или  отделения),  в)  заключение  договоров  страхования,
связанных с движением товаров, транспортных средств  и  граждан  за  границу
Российской Федерации. Со своей стороны, страны ЕС предоставили  национальный
режим  для  деятельности  российских  страховщиков  на   своей   территории,
предусматривающий  необходимость  учреждения  дочерних  обществ   в   полном
соответствии с законодательством стран ЕС.

   Главное состоит в том, что соглашение с ЕС носит международный  характер.
Россия  признала  первенство  международных  договоров  перед   национальным
законодательством, поэтому после 24.06.1999г. (даты вступления соглашения  с
ЕС  в  силу)  ограничения  российского  закона  не  будут  действовать   для
страховщиков из стран-участниц ЕС. Впоследствии аналогичные нормы могут быть
распространены на компании других стран.

   Второй вопрос касается возможного вступления России в  ВТО.  Если  Россия
считает необходимым продолжить переговоры  о  присоединении  к  Генеральному
соглашению  в  сфере  услуг,  включая  страхование,  то  введение  серьезных
законодательных ограничений для иностранных страховщиков может  по  существу
блокировать дальнейшие переговоры. Речь идет не  о  том,  чтобы  уже  сейчас
полностью открыть рынок для  иностранных  страховщиков.  Вероятно,  учитывая
наличие большого числа собственных страховых  организаций,  способных  стать
основой национального страхового рынка, России нецелесообразно идти по  пути
Венгрии,  где  преобладают  иностранные  страховщики.  Необходимо,  как  уже
отмечалось  выше,  выработать  общий  взвешенный  подход  к  путям  развития
страхового сектора, включая условия участия иностранцев как в страховании  в
целом, так и в осуществлении отдельных видов страхования (подробнее об  этом
см. раздел 5.3.). По нашему мнению,  основой  такого  подхода  должно  стать
введение в России национального режима для иностранных страховщиков, который
бы четко регламентировал процедуры лицензирования, учреждения организаций  с
иностранным капиталом, возможности участия иностранных граждан в  управлении
страховыми компаниями. С этой целью может быть использован опыт целого  ряда
стран, который рассматривается в гл.4.
   3.4. Методика анализа финансового положения российских страховщиков
   Для развития страхового рынка важное значение  имеет  рейтинговая  оценка
действующих страховщиков и перестраховщиков.  Методика  анализа  финансового
положения страховых  компаний  позволяет  выявить  важнейшие  количественные
параметры деятельности страховщиков,  их  сильные  и  слабые  стороны,  пути
решения возникающих проблем, что актуально  для  всех  российских  компаний.
Анализ различных аспектов финансовой деятельности  компаний  рассматривается
как первый шаг к определению рейтинга.

   Анализ финансовых  результатов  страховых  операций  российских  компаний
предполагает сравнение с показателями,  признанными  в  мировой  практике  в
качестве  оптимальных  или  допустимых.  Для   некоторых   коэффициентов   в
зарубежной практике существует  не  твердо  фиксированное  выражение,  а  их
изменение в динамике, пределы изменений в сторону увеличения или уменьшения.
Соответственно, сопоставление с ними российских показателей возможно по мере
накопления информации за ряд лет.  Надо  учитывать  также,  что  показатели,
характерные для мирового рынка,  для  российских  страховых  компаний  могут
рассматриваться пока как ориентиры, но не как стандарты.

   Методика может предусматривать анализ общих итогов деятельности  компаний
и отдельно итогов без страхования жизни. Сопоставление таких общих и частных
результатов  представляет  значительный  интерес,  более   четко   показывая
последствия диверсификации  страховых  операций  для  финансового  положения
страховщиков.

   При разработке  методики  один  из  важнейших  вопросов  касается  выбора
состава показателей, характеризующих  различные  итоги  страховых  операций.
Безусловно, чем шире набор показателей, тем надежнее и обоснованнее вывод  о
финансовом   положении   страховой   компании.   Вместе   с   тем,    именно
множественность неравнозначных  показателей  может  затруднять  практическое
использование методики. Все дело в том, кому она адресуется.  Конечно,  сами
страховщики   заинтересованы   в   детальном   анализе   результатов   своей
деятельности. Но внимание страхователей (нынешних и будущих),  акционеров  и
учредителей  компании  следует  сосредоточить   на   ключевых   показателях,
характеризующих финансовую устойчивость страховой компании.

   Ориентация на внутреннее  и  внешнее  использование  результатов  анализа
обусловливает выделение  двух  групп  оценочных  показателей  -  основных  и
дополнительных.  Первая  группа   -   это   главные   конечные   показатели,
характеризующие важнейшие итоги  финансовой  деятельности  страховщика.  Они
важны для страхователей  и  акционеров  страховой  компании.  Вторая  группа

Страницы: «« « 130   131   132   133   134   135   136   137   138  139   140   141   142   143   144   145   146   147   148  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Фонд БЭА, Сборник статей по современ. эк. состоянию России