Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Фонд БЭА - Сборник статей по современ. эк. состоянию России

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 154
Размер файла: 669 Кб
Страницы: «« « 112   113   114   115   116   117   118   119   120  121   122   123   124   125   126   127   128   129   130  » »»

интересов федерального  центра  и  субъектов  федерации,  что  выражается  в
создании препятствий для открытия филиалов и их  деятельности,  а  иногда  и
прямом запрете. Это - достаточно серьезная проблема, которая требует решения
как правовыми, так и экономическими методами,  включая  меры  по  соблюдению
Конституции РФ и федерального законодательства.

   Таблица 1.7. Распределение страховой премии по регионам, 1997 г.

   Регионы
   Отношение страховых премий региона к общероссийской премии (в %)
   Число компаний
   Доля в общем количестве российских компаний (%)
   Москва
   43,8
   492
   25,9
   Кемеровская обл.
   5,4
   39
   2,0
   Санкт-Петербург
   4,7
   94
   4,9
   Самарская обл.
   4,7
   46
   2,4
   Тюменская обл.
   3,5
   54
   2,8
   Красноярский край
   2,7
   24
   1,2
   Московская обл.
   2,3
   48
   2,5
   Свердловская обл.
   2,0
   80
   4,2

   Источник: данные Госкомстата РФ.

   Изменения системы налогообложения  и  инвестирования  резервов  могло  бы
ослабить конфликт интересов федеральных страховщиков и  регионов  России.  В
условиях действующей  системы  налогообложения  прибыли  страховых  компаний
уплата налога осуществляется  по  месту  расположения  головной  организации
(фирмы), т.е.  преимущественно  в  Москве.  Сложившийся  порядок  обусловлен
механизмом определения  прибыли  с  учетом  поступлений  и  выплат  по  всем
региональным  филиалам   (представительствам),   отсутствием   у   последних
самостоятельного баланса. Компенсировать отток  денег  из  региона  в  центр
можно последующей передачей в региональный бюджет части прибыли,  полученной
компанией.  Некоторые  компании  так  и  поступают,   исчисляя   фактическую
"региональную прибыль" или рассчитывая ее условно пропорционально  собранной
премии.  Однако  в   этом   случае   распределение   налоговых   поступлений
определяется не законодательством, а соглашением сторон, чаще всего "доброй"
волей федеральных  страховщиков,  причем  каждый  из  них  вправе  поступать
по-своему.

   Устранить экономическую  несправедливость  и  неизбежный  субъективизм  в
распределении  средств  можно  путем  замены  налогообложения   прибыли   от
страховой деятельности налогообложением  страховой  премии.  В  этом  случае
каждый регион будет получать в свой  бюджет  твердо  установленную  долю  от
заработанной на его территории  страховой  премии.  Тем  самым  будут  сняты
существующие на практике противопоставления "своих" и "чужих"  страховщиков,
главным  критерием  будет  эффективность  работы,  отражающаяся  в  приросте
страховой премии и отчислений в бюджет.

   Важным  направлением  согласования   интересов   всех   сторон   является
инвестирование части технических и свободных резервов на территории региона.
При  этом,  во-первых,  должны  соблюдаться  законодательные  требования   и
рекомендации органа страхового надзора  к  размещению  резервов.  Во-вторых,
необходимо  отказаться  от  практики,  когда  под   давлением   региональных
администраций  страховщики  осуществляют  инвестиции,  приводящие  к  утрате
вложенных средств и банкротству компаний. Однако ключевой проблемой является
наличие надежных финансовых инструментов, в которые могут быть инвестированы
страховые резервы. К числу таких инструментов в разрезе отношений  страховых
компаний с регионами могли бы относиться муниципальные ценные бумаги и акции
местных  компаний.  Реальное  решение  этой   проблемы   тесно   связано   с
восстановлением финансовых рынков в России,  устойчивой  кредитоспособностью
регионов, что потребует, по меньшей мере, нескольких лет.

   Страховщики ищут  более  эффективные  пути  закрепления  на  региональных
рынках. В частности, получает распространение практика заключения соглашений
о сотрудничестве ведущих  российских  компаний  с  администрациями  краев  и
областей. Так, "РОСНО" заключила соглашение с администрациями  Ленинградской
и  Саратовской  областей,  Промышленно-страховая  компания  -  с   Липецкой,
Орловской и Тульской областями. В том  же  направлении  действует  страховая
группа  "Спасские   ворота",   группа   "Ренессанс-Страхование"   и   другие
страховщики.  В   соглашениях   предусматривается   приоритет   деятельности
страховщиков  на  территории  региона  в  обмен  на  инвестиции  средств   в
региональные объекты.

   В большинстве российских  промышленных  регионов,  включая  Свердловскую,
Тюменскую, Томскую и Иркутскую области, происходит сокращение имущественного
страхования. Обострение экономического  кризиса,  приведшего  к  дальнейшему

Страницы: «« « 112   113   114   115   116   117   118   119   120  121   122   123   124   125   126   127   128   129   130  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Фонд БЭА, Сборник статей по современ. эк. состоянию России