Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Фонд БЭА - Сборник статей по современ. эк. состоянию России

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 154
Размер файла: 669 Кб
Страницы: «« « 57   58   59   60   61   62   63   64   65  66   67   68   69   70   71   72   73   74   75  » »»


   Как видно из этой таблицы, ежегодные объемы платежей  по  внешнему  долгу
составляют от 15  до  20  миллиардов  долларов,  что  будет  соответствовать
примерно одной десятой части  ВВП.  Масштабы  бегства  капитала1  из  страны
несколько выше (в 1998 году легальный и нелегальный вывоз капитала из России
превысил по оценке 23 миллиарда долларов и скорее  всего,  что  в  1999-2000
году его масштабы не уменьшатся). Потенциально эти ресурсы (или хотя  бы  их
часть) могли бы быть использованы внутри страны для  инвестиций,  которые  в
дальнейшем обеспечили бы рост экономики. Решение же  стоящих  перед  страной
социальных проблем, погашение  внешней  задолженности  вряд  ли  возможно  в
условиях стагнации производства.

   Ключевой  задачей  правительства  в  среднесрочной  перспективе  является
обеспечение устойчивого экономического роста в стране,  поддержание  его  на
достаточно высоком уровне. В связи с этим одним из приоритетов экономической
политики правительства должно быть достижение договоренностей с кредиторами,
которые бы позволили реструктурировать внешний долг, перенеся часть платежей
за пределы как минимум  10-летнего  периода  (в  первую  очередь  это  может
касаться долга бывшего СССР). Другим  приоритетом  государственной  политики
(на  что  должны  быть  направлены  усилия   как   исполнительной,   так   и
законодательной власти) должно быть  радикальное  улучшение  инвестиционного
климата, создание условий, при которых капитал более бы не утекал из страны,
и инвесторы предпочитали бы инвестировать  в  российскую  экономику.  Скорее
всего это возможно не ранее конца 2000 - начала  2001  года.  Тем  не  менее
некоторые шаги могли бы быть предприняты уже в  ближайшее  время.  В  первую
очередь   это   касается   оздоровления   банковской   системы,   разработки
долгосрочной стратегии налогово-бюджетной политики, ряда других мероприятий.

   Одним  из  возможных  сценариев  экономического  развития  не  только  на
ближайшие годы, но и в более отдаленной перспективе будет сохранение  в  том
или  ином  масштабе  политической  конфронтации  между  различными   силами,
неопределенность в  отношении  будущего  политико-экономического  устройства
страны, нестабильность законодательства (в таблицах Приложения этот сценарий
характеризуется как "инерционный"). Существенного улучшения  инвестиционного
климата в таких условиях ожидать не приходится. Следствием этого может стать
углубление регионализации экономики, в государственном устройстве все  более
отчетливо будут  проявляться  черты  конфедерации.  В  этих  условиях  можно
ожидать дальнейшего увеличения разрыва  между  уровнями  развития  отдельных
регионов,   социальных   групп.   Экономика    по-прежнему    будет    иметь
экспортно-сырьевую   направленность   с   невысоким   уровнем    внутреннего
потребления, достаточно большим  сальдо  торгового  баланса  (от  15  до  25
миллиардов долларов) и нежеланием инвесторов вкладывать деньги в  российскую
экономику, что по-прежнему будет сопровождаться вывозом капитала из  страны.
Хотя потенциально в таких условиях будет возможен и  экономический  рост,  и
рост инвестиций, и рост потребления, однако  их  темпы  не  будут  превышать
полутора-двух с половиной процентов в год. Это будет означать, что  нынешний
разрыв между уровнем развития России и стран остального мира в лучшем случае
не увеличится, никакого сближения, интеграции России в  сообщество  развитых
капиталистических государств (не только экономической, но и  политической  и
культурной) ожидать не приходится. Россия окажется не в состоянии  выполнять
свои обязательства перед кредиторами, влияние страны на мировой политической
арене будет ослабевать.

   Очевидно, что решение стоящих  перед  страной  задач  возможно  только  в
условиях  экономического  роста,   который   на   протяжении   как   минимум
полутора-двух десятков лет должен носить устойчивый  характер.  Темпы  роста
российской  экономики   в   этот   период   должны   существенно   превышать
среднемировые темпы роста. Учитывая колоссальные в сравнении с ВВП  масштабы
оттока  капитала,  прибыль,  получаемую  от   внешнеторговой   деятельности,
масштабы  внутреннего  рынка,  ресурсный  потенциал,  у  России   есть   все
возможности  для  обеспечения  ускоренного  роста  экономики.   Существенную
проблему представляет высокий уровень криминализации и  коррупции,  а  также
монополизм в российской экономике. Государство также  должно  способствовать
созданию условий для добросовестной конкуренции.

   Следовательно важнейшей, и по  сути  единственной,  задачей  государства,
всех его структур  является  создание  условий,  которые  бы  способствовали
сначала  переходу  к  стадии  роста  российской  экономики,  а   затем   его
поддержанию.  Необходимо  существенное  улучшение  инвестиционного  климата,
завершение построения законодательной базы либеральной  рыночной  экономики,
включая  приемлемую  для  бизнеса   налоговую   систему,   которая   бы   не
стимулировала его уход в тень, а напротив привлекала бы  все  большее  число
инвесторов. Требуется также построение соответствующих рыночных  институтов,
реструктуризация   банковской   системы,   создание   системы   страхования,
воссоздание финансовых рынков, в первую очередь рынка  корпоративных  ценных
бумаг.

   Учитывая почти десятилетний спад инвестиционной активности в  90-х  годах
и,  соответственно,  ускорение  процессов   старения   основного   капитала,
инвестиции  в  реальный  сектор  экономики  имеют  первостепенное  значение.
Принимая  во  внимание   сложившуюся   за   годы   структуру   распределения
собственности, весьма неравномерное распределение российского  населения  по
уровню доходов (так что 20 процентов наиболее богатого  населения  устойчиво
получают примерно половину всех  доходов),  а  также  общий  низкий  уровень
доходов  и  потребления,  в  стране  образовались   условия,   при   которых
инвесторами  может  стать  небольшая  прослойка  граждан.  В  этих  условиях
приоритеты экономического развития страны будет определяться преимущественно
крупными (по  российским  меркам)  инвесторами.  Таким  образом  государство
должно  либо  признать  статус-кво  в   части   сложившегося   распределения
собственности, законность  накопленного  в  90-е  годы  капитала  и  надежно
гарантировать защиту частной собственности, либо  столкнуться  с  дальнейшим
недоверием инвесторов. В первом случае  шансы  на  повышение  инвестиционной
активности  гораздо  выше.  Вряд  ли  можно  будет  рассчитывать  на  приток
иностранного капитала до оживления отечественных инвестиций.

   Анализ показывает, что при условии политической стабильности,  выполнении
указанных выше условий, касающихся построения более надежных правовых  основ
рыночной экономики, после выборов 2000 года можно ожидать устойчивого  роста
инвестиций. При этом темпы их роста  на  протяжении  достаточно  длительного

Страницы: «« « 57   58   59   60   61   62   63   64   65  66   67   68   69   70   71   72   73   74   75  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Фонд БЭА, Сборник статей по современ. эк. состоянию России