Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гареев Махмут - Маршал Жуков

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 114
Размер файла: 819 Кб
Страницы: «« « 76   77   78   79   80   81   82   83   84  85   86   87   88   89   90   91   92   93   94  » »»

идти ему навстречу, решительно и внезапно атаковать, разгромить и неотступно
преследовать -- главная особенность полководческого искусства Суворова. Будучи
великим новатором военного искусства, в зависимости от построения войск
различных противников и условий местности он применял разнообразные способы
стратегических, тактических действий и построения боевых порядков (дивизионные,
батальоные и ротные каре, колонны, как для маневра на поле боя, так и для атаки
противника, сочетая их с рассыпным строем в батальонах первой линии). Огромной
силой суворовского войска была огромная вера солдат в своего полководца.
Суворов, как и Наполеон, придавал большое значение морально-нравственной стороне
боевой мощи армии.
Наполеон, в отличие от Ганнибала, обладал искусством политически подготовить
сражения, добиться благоприятной для себя расстановки военно-политических сил и
на выгодных для себя условиях закрепить политически одержанную победу. Он довел
до высокой степени совершенства стратегическое и тактическое применение огромных
вооруженных масс, рожденных французской революцией. Наибольшее значение придавал
сосредоточению превосходящих сил и массированному их использованию, особенно
артиллерии, на направлении главного удара -- стремительным внезапным действиям с
целью разгрома противника по частям, обходу противника с выходом на его
коммуникации, чтобы дать сражение в наиболее выгодных условиях, созданию и
умелому использованию резервов (и не только общего, но и в дивизиях), тесному
взаимодействию родов войск. В построении боевых порядков сочетал действия в
колоннах и рассыпном строе.
Как мы видим, известные полководцы применяли различные способы боевых действий и
боевые порядки: построение войск в сомкнутые колонны, фаланги, деление легионов
на манипулы, сочетание колонн и рассыпного строя, позже -- рассыпной строй
(цепи) с построением войск в несколько линий и эшелонов.
Все это имело значение. Но не было главным среди факторов, определяющих победы и
поражения. Некоторые полководцы, терпевшие поражения, тоже признавали
необходимость внезапных, решительных, стремительных действий и других принципов,
которых придерживались победившие полководцы. Например, Ганнибал не только не
применил каких-то новых боевых порядков, но в ходе войны даже отказался от ранее
применявшихся им и перенял у римлян способы построения боевых порядков. Были
примерно одинаковыми формы построения боевых порядков у Суворова и Наполеона.
Во время первой или второй мировых войн практически все полководцы применяли
одни и те же формы построения боевых порядков. Однако результаты их
полководческой деятельности были неодинаковыми. Многое зависело от личных
качеств полководцев, их таланта, интеллектуальных, волевых и организаторских
качеств. Военное искусство, как всякая творческая деятельность, несет на себе
отпечаток личности полководца. Но всегда было и будет нечто общее, что
определяет победы и поражения.
В чем тогда "секрет" полководческого искусства, в чем состоит вообще основной
закон военного искусства, определяющий победы и поражения на войне?
В свое время считалось, что победы и поражения определяются характером
политических целей, при этом имелось в виду, что сторона, ведущая справедливую
прогрессивную войну, закономерно одерживает победы. Но этот закон, имеющий в
целом важное значение, далеко не всегда "срабатывал". Т. Костюшко, ведя
освободительную справедливую войну против реакционного царского самодержавия и
имея войско в 100 тыс. человек, потерпел поражение в сражении против 25 тыс.
войска Суворова. Армии таких буржуазно-демократических стран, как Франция и
Англия, летом 1940 г. потерпели сокрушительное поражение в войне против
фашистской Германии, которая вела самую несправедливую, агрессивную войну.
Предлагалось считать основным законом войны зависимость от экономической мощи
государств. И, действительно, экономически более мощное государство имеет больше
шансов для победы. Но нередко экономически более слабые государства выходили
победителями и наоборот. Та же фашистская Германия после завоевания всей
Западной Европы имела значительные экономические преимущества перед Советским
Союзом, но несмотря на это, тоже оказалась побежденной. Не всегда обеспечивало
победу и чисто военное и военно-техническое превосходство в силах и средствах.
Некоторые деятели и военные теоретики полагали, что основным законом военного
искусства является правильный выбор направления главного удара или неравномерное
распределение сил и средств, сосредоточение их на решающих направлениях.
Исторический опыт свидетельствует, что все эти факторы, закономерности, из
которых вытекают соответствующие принципы военного искусства, играют важную
роль, правильный их учет во многом способствует успеху в вооруженной борьбе. Но
если в ряде случаев вопреки им одерживаются победы или случаются поражения, они
не могут считаться основным законом военного искусства. Ибо в основном законе
должны переплетаться и находить отражение все причины и следствия, все процессы
и явления, определяющие ход и исход вооруженной борьбы в любом масштабе. Степень
и полнота их учета оказывают решающее воздействие на успех или неуспех военных
действий.
Изучение прошлого опыта, истоков и причин многих побед и поражений в Великой
Отечественной войне и особенно полководческого искусства маршала Жукова
позволяет сделать вывод, что основным законом военного искусства является
максимальное соответствие решений командующих, командиров и действий войск (сил)
конкретным условиям обстановки, обеспечивающее наиболее эффективное выполнение
военных задач.
Это предполагает:
1) наиболее полное выявление и учет всех сторон и конкретных условий,
сложившейся обстановки, и прежде всего политических целей и экономических
возможностей;
2) выработку вытекающих из особенностей обстановки решений и способов действий;
3) своевременное доведение задач до подчиненных, организацию их выполнения и
всестороннее обеспечение военных действий с тем, чтобы использовать все выгодные
и нейтрализовать отрицательные для своих войск моменты;
4) проведение в жизнь решений и поставленных задач, своевременное реагирование
на изменения обстановки. Поскольку в современной вооруженной борьбе динамизм
резких, быстрых и неожиданных изменений обстановки все больше возрастает, то
управление войсками (силами) во многом сводится к тому, чтобы постоянно
приводить свои решения и способы действий в соответствие с изменяющимися
условиями ведения боя и операции. Причем речь не идет о реагировании на стихийно
складывающую обстановку, а требуется постоянное влияние на нее в нужном
направлении путем обмана, дезинформации противника, применения неожиданных для
него действий, навязывания своей воли, сохранения за собой инициативы, а также
стимулированием действий своих войск.
Чем талантливее полководец, тем больше степень его влияния на обстановку -- не
только на свои войска, но и противника. Например, переход наших войск летом 1943
г. к стратегической обороне по настоянию Жукова позволил навязать противнику
выгодный для советских войск и невыгодный для него способ действий.
Каждый бой, операция, война уникальны и неповторимы по условиям обстановки и
поэтому творческими, уникальными, неповторимыми должны быть и соответствующие

Страницы: «« « 76   77   78   79   80   81   82   83   84  85   86   87   88   89   90   91   92   93   94  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гареев Махмут, Маршал Жуков