Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гареев Махмут - Маршал Жуков

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 114
Размер файла: 819 Кб
Страницы: «« « 73   74   75   76   77   78   79   80   81  82   83   84   85   86   87   88   89   90   91  » »»

Во все времена полководцы и армии готовились только к победам. Но когда
наступала война, одни действительно побеждали, а другие терпели поражение. И
это, как известно, зависело от многих причин: политических целей и экономических
возможностей воюющих государств, численности, способа комплектования и
вооружения армий, их обученности и морально-боевых качеств, способностей и
организаторских качеств военачальников и ряда других конкретных условий. Среди
них одним из самых важных факторов, определяющих победы и поражения, был уровень
развития военной науки, отражавший военно-теоретические взгляды, и военное
искусство как умение воевать, воинское мастерство, т.е. область практической
деятельности по подготовке и ведению вооруженной борьбы.
Качество победы, ее цена во многом определяется не только конечным результатом
войны (кто победил?), но и эффективностью науки и искусства воевать, какими
жертвами и издержками они достигнуты.
Великая Отечественная война закончилась полной победой советского народа и его
вооруженных сил. В конечном счете, несмотря на многие неудачи и первоначальные
поражения, война продемонстрировала превосходство советской военной науки и
военного искусства над военной наукой и военным искусством фашистской Германии.
В связи с этим версия о том, что Советская Армия воевала основной "массой", а не
умением, "заваливая противника трупами", не состоятельна, ибо фашистская
Германия вместе с завоеванными ею европейскими странами имела не меньше, а
больше людских и материальных ресурсов, чем СССР, и во имя достижения своих
целей не останавливалась перед любыми жертвами, но она потерпела поражение.
Были, особенно на Востоке, и другие страны, которые имели многократное
превосходство над противником в количестве населения и численности своих армий,
но не смогли "завалить противника трупами" и успешно противостоять агрессии.
Без умения воевать одержать победу невозможно. И этим умением, высоким уровнем
военного искусства мы обязаны таким нашим замечательным полководцам, как Г.К.
Жуков, который всю жизнь готовил себя теоретически и практически к
полководческой деятельности.
Безусловно, важно помнить и то, что победа в Великой Отечественной войне была
достигнута путем неимоверных усилий нашего народа и армии, ценой больших потерь,
и это обязывает видеть не только позитивные стороны нашей военной теории и
практики, но и ее негативные стороны и в целом объективно оценивать.
Почему, как и во все времена, на войне были нужны и военная наука, и военное
искусство?
Исторический опыт показывает, что при всем разнообразии и сложности явлений
войны им присущи внутренние, глубокие и существенные связи, в них есть нечто
общее, устойчивое и повторяющееся с силой необходимости. Поэтому формы и способы
вооруженной борьбы порождаются не "свободной" волей полководцев, командиров, а
подчинены, как и сама деятельность людей, независимым от их воли и сознания
объективной действительности, определенным закономерностям и своим специфическим
принципам. Этим и объясняется возможность и необходимость военной науки,
представляющей собой систему знаний о законах, военно-стратегическом характере
войны, строительстве и подготовке вооруженных сил и способах ведения вооруженной
борьбы. Г.К. Жуков военных академий не кончал (о чем он искренне сожалел, а не
гордился как некоторые другие), но всю жизнь много читал, упорно работал над
собой, глубоко осмысливал военно-теоретические проблемы и поэтому был на высоте
современных ему военных знаний.
Да и вообще образованность определяется не формальным наличием диплома, а тем,
как человек работает над собой всю жизнь. А.В. Суворов уже к 20 годам
самостоятельно изучил и досконально знал все походы А. Македонского, Ганнибала,
Цезаря, Конде и других известных тогда полководцев. А разве мог сравниться по
глубине и разносторонности своей образованности кто-либо из писателей,
окончивших литературный институт, с А.М. Горьким. Это относится и к Жукову,
который всю жизнь истязал себя упорной работой над собой. Его научная
теоретическая подготовка была необычайно высокой.
В книге "Воспоминания и размышления" маршал Советского Союза Г.К. Жуков писал:
"Будучи командиром 6-го корпуса, я усиленно работал над
оперативно-стратегическими вопросами, так как считал, что не достиг еще многого
в этой области. Ясно отдавал себе отчет в том, что современному командиру
корпуса и нужно знать очень много, и упорно трудился над освоением военных наук.

Читая исторические материалы о прошлых войнах, классические труды по военному
искусству и различную мемуарную литературу, я старался делать выводы о характере
современной войны, современных операций и сражений. Особенно много мне дала
личная разработка оперативно-тактических заданий на проведение дивизионных и
корпусных командных игр, командно-штабных учений, учений с войсками и т.п.".
Характерно, что Жуков, как и другие советские военачальники, и во время войны
постоянно занимался совершенствованием своей подготовки. Он глубоко изучал опыт
боевых действий, внимательно следил за развитием боевой техники как у нас, так и
у противника, отрабатывал уставные положения на занятиях и учениях с войсками и
штабами, настойчиво учился сам и учил подчиненных.
Другая особенность войн состоит в том, что присущие им закономерности и
объективные явления, будучи независимыми от воли и сознания людей действуют не с
неотвратимой стихийностью законов природы, а проявляются, и в других
общественных явлениях, через деятельность людей. Знание законов, принципов,
способов ведения вооруженной борьбы облегчает практическую деятельность, дает
возможность лучше предвидеть развитие событий, действовать осознанно. Но это
знание не может дать ответа на вопрос, как действовать в той или иной конкретной
обстановке. Поэтому положения военной науки не могут применяться во всех
случаях, независимо от условий обстановки, с таким же постоянством и одинаковым
исходом, как законы естественных наук. Требуются умение, военное искусство. Этой
стороной военного дела Жуков владел особенно мастерски.
Но в целом овладение военным искусством во время войны шло очень трудно, и
поэтому Жукову, другим представителям Ставки, более опытному фронтовому и
армейскому звену командования приходилось (особенно в первой половине войны)
много работать по оказанию помощи тактическому звену командиров.
Дело еще в том, что наши военные кадры, крайне ослабленные в результате
сталинских репрессий, к началу войны не овладели в полной мере и теми
достижениями военной науки, которые имелись к тому времени. Крайне слабы были не
только теоретические знания, но и особенно практические навыки по их творческому
применению. Оказалось, что для проявления высокого уровня военного искусства
кроме глубоких знаний необходимо развивать оперативно-тактическое мышление,
творческий подход к делу, умение быстро оценивать обстановку и анализировать ее,
а также высокие организаторские и морально-боевые качества, такие, как мужество,
смелость и решительность, инициатива и самостоятельность, твердость и
настойчивость в достижении цели. Все эти качества не являются только врожденными
или свойственными лишь особо одаренным людям. Они не появляются и в результате
одного лишь изучения теоретических положений. Качества, необходимые для
проявления военного искусства, вырабатываются в процессе боевой и оперативной

Страницы: «« « 73   74   75   76   77   78   79   80   81  82   83   84   85   86   87   88   89   90   91  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гареев Махмут, Маршал Жуков