Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Гордон Дэвид - Терапевтические метафоры

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 56
Размер файла: 356 Кб
Страницы: « 1   2  3   4   5   6   7   8   9   10   11   12  » »»

когда вам нужно было принять какое-то частное решение? Или чувствовать себя
привлекаемым сиренами, о которых вам каким-то образом известно, что они рано
или поздно вас погубят? Не имеется  ли в вашем прошлом некоторого
специфического опыта о вашей личной ахиллесовой пяте? Подобные параллели
между мифами и баснями с одной стороны и человеческим опытом с другой часто
настолько очевидны и настолько распространены, что в конце концов они
проникли в язык как идиомы. В той или иной форме каждый из нас ежедневно
имеет дело с ящиком Пандоры, змеем-искусителем, спящими красавицами и
прекрасными принцами.
     Все подобные истории, анекдоты и идиомы обладают одним
фундаментальным качеством: в них содержатся важные советы или поучительные
сообщения относительно какой-либо специфической проблемы. Некто
сталкивается с какой-то проблемой, и каким-то образом либо преодолевает ее,
либо терпит поражение. Способ, при помощи которого герой решает свою
проблему, может в аналогичной ситуации давать возможное решение и для других
людей. Если какой-нибудь конфликт, описываемый в данной истории,
напоминает вам аналогичный случай из вашей собственной жизни, рассказ
становится для вас более значимым, чем до этого. Слушая анекдот или сказку, вы
можете испытывать определенные ощущения, связанные с идентификацией
персонажей данной истории с людьми или событиями, непосредственно вам
знакомыми. При подобных ассоциациях вполне вероятно, что вы почувствуете
особый интерес к тому, как завершится данная история. Примерами источников
подобных историй могут быть эпические поэмы, новеллы, стихи, волшебные
сказки, басни, притчи, песни, кинофильмы, анекдоты, шутки и сплетни.
Когда какая-либо из этих историй предъявляется слушателю с намерением
дать совет или проинструктировать его о чем бы то ни было (или если слушатель
подразумевает такое намерение), то она становится для этого человека метафорой.
В своей книге "Гуру: метафоры психотерапевта" Шелдон Копп определяет
метафору следующим образом: "В общем смысле метафору можно определить как
средство сообщения, в котором одна область вещей выражается через термины,
принадлежащие к другой области вещей, и все вместе проливает новый свет на
характер того, что описывалось ранее".
     Таким образом, метафора представляет собой новеллистический способ
репрезентации чего-либо (здесь на память приходит пословица, гласящая: "Кошку
можно ободрать более чем одним способом"). Копп исследует метафорические
смыслы таких сборников историй, как мифология, религия, литература, научная
фантастика, газеты, поп-культура. Его концепция метафоры как многоуровневого
источника "нового света, бросаемого на старые темы" является той концепцией,
которую мы можем с большей пользой применить здесь в отношении метафор
специфического рода - терапевтических. Аналогичные взгляды по этому вопросу
были многократно высказаны такими философами и психологами, как Эрих
Фромм в его "Забытом языке", как Джозеф Кемпбелл в его "Герое с тысячью лиц",
в книге Беллхайма  "Законы магического", а также в большом количестве
литературы, посвященной интерпретации сновидений. Будучи чрезвычайно
полезными для целей лучшего понимания литературной, эстетической и
терапевтической значимости традиционных и "стандартных" метафор, они тем не
менее, как и все другие научные работы, касающиеся данного вопроса, не
описывают, как формулировать сложные метафоры. Фактом является то, что до
сих пор на эту тему в мире не написано ни одной книги. Целью данного труда
является снабжение вас знаниями, которые позволят вам научиться
формулировать и эффективно использовать терапевтические метафоры.

     Раздел 1
Метафора, "Метафора"
     Эксплицитно или имплицитно метафоры используются во всех
терапевтических подходах и системах. Примером может служить использование
Фрейдом сексуальной символики в качестве инструмента для понимания
сновидений, фантазий и "бессознательных" ассоциаций. Юнг изобрел метафоры
"анимуса"  и "анимы". Рейх изобрел "оргон". Гуманистическая психология
говорит о "пик-переживаниях", в то время как механисты рассуждают о
"маленьком черном ящике". У Берна были "игры", у Перлса - "верхняя" и
"нижняя" собаки, а Янов говорил о "первичном" опыте.
Далее, каждая терапия или система психологии имеет в качестве своих основ
некоторый набор метафор (в виде словаря), который представляет возможность
выражать какой-то части людей некоторую часть своего опыта о мире. Однако
важным уточнением, которое мы должны здесь сделать, является тот факт, что
такие метафоры не являются самим этим опытом. Люди не носят в своих головах
ни маленьких "верхних собак", ни "первичных сущностей", рыщущих по
окрестностям в поисках "Оно", чтобы сразиться с ним в поединке. Метафоры
представляют собой лишь способ сообщения об опыте.
Представьте, что вы говорите мне: "У меня такое ощущение, будто моя рука
налита свинцом". Разумеется, с моей стороны будет большой оплошностью, если
после вашего заявления я начну колотить по вашей руке молотком, собираясь
услышать звук металла. "Иметь руку, налитую свинцом" - это всего лишь
вербальная репрезентация опыта (то есть, метафора). Подлинный же опыт сам по
себе недоступен никому, кроме того, кто его переживает. Так, используя
приведенный пример с рукой, один человек может почувствовать, что его рука
"тяжелая", другой - что она неподвижная, а третий - что она "плотная". Хотя
опыт каждого из этих трех человек уникален, они могут с соответствующей
точностью вербально выразить свое восприятие при помощи метафорической
фразы: "У меня такое ощущение, будто моя рука налита свинцом".
Вывод, который можно сделать из этого примера, состоит в том, что когда бы
человек, для которого английский язык является родным, ни делал некоего
вербального сообщения, это сообщение является метафорической (а
следовательно, неполной) репрезентацией его действительного опыта. Другой
вывод, который можно сделать из этого же примера, состоит в том, что когда вы,
как терапевт или коммуникатор, составите и сообщите другому человеку
"метафору", ваш слушатель извлечет из нее то, что он услышит, и репрезентирует
это в применении к своему собственному опыту. Поскольку мы, как человеческие
существа, являемся в некотором смысле системой восприятия чувственной,
перцептуальной или когнитивной информации, то мы всегда сознательно или
бессознательно пытаемся выразить эту информацию вовне - то есть, мы
пытаемся репрезентировать эту информацию таким способом, который является
для нас значимым, как для существ функционирующих и утилизирующих. Если вы
когда-либо имели специфические ощущения мира, вызванные употреблением
наркотиков, или если вы когда-либо бывали в компаниях, где говорили на
неизвестном вам языке, то, возможно, у вас есть опыт в том, как важно уметь
"вчувствоваться" в чей-либо мир.
     Значение вышеприведенных утверждений для человека, который проводит
терапию (как профессионал или как любитель) в области помощи людям,

Страницы: « 1   2  3   4   5   6   7   8   9   10   11   12  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гордон Дэвид, Терапевтические метафоры