Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Гордон Дэвид - Терапевтические метафоры

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 56
Размер файла: 356 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5   6  7   8   9   10   11   12   13   14   15   16  » »»

подсознательно используются терапевтами в целях помощи клиентам для
осуществления желаемых изменений. Клиент может выражать какие-либо области
своего опыта, где он чувствует ограниченность удовлетворяющих его выборов
или отсутствие альтернатив. В этом случае терапевт может рассказать ему анекдот
из своей собственной жизни, из жизни другого клиента, или придумать новый.
Намерение, которое предшествует этим рассказам, исходит из того, что опыт
другого человека в преодолении проблем, сходных с проблемой данного клиента,
даст ему (прямо или косвенно) способ, при помощи которого он сможет
справиться с ситуацией.
     Возвращаясь к примеру с Джо, это может значить, что терапевт может
пуститься в рассуждения об истории своего предыдущего клиента, имевшего
проблему, напоминавшую проблему Джо. В ходе своего рассказа терапевт мог бы
разъяснить Джо, в каких отношениях проблема Джо напоминает ему о проблеме
"того клиента". Разница тут, однако, заключается в том, что проблема "того
клиента" каким-то образом была разрешена. Узнав об этом решении, Джо мог бы,
если бы оно подходило к его модели, включить его в собственную модель, а если
бы оно не было пригодным, он по крайней мере знал бы, что решение возможно,
и, вполне вероятно, приступил бы к его поиску (во многих случаях из этих
ожиданий и исходят терапевты, когда прибегают к историям такого рода).
Главнейшим требованием, предъявляемым к метафоре в отношении ее
эффективности, является то, чтобы она встречала клиента в его модели мира. Это
не означает, что содержание метафоры обязательно должно совпадать с
содержанием ситуации клиента. "Встретить клиента в его собственной модели
мира" означает лишь то, что метафора должна сохранять структуру данной
проблемной ситуации. Другими словами, значимыми факторами метафоры
являются межличностные взаимоотношения и паттерны, при помощи которых
клиент оперирует внутри контекста "проблемы". Сам по себе контекст значения
не имеет.
     Например, мы могли бы рассказать Джо следующую историю: "Ты знаешь,
Джо, у меня был дружок в колледже, который писал прекрасные лабораторные
работы, и у него была подружка, в которую он был по уши влюблен, и она была
тоже умница что надо. Разумеется, они учились вместе и часто бывали в одних и
тех же классах. Дело дошло до того, что свои лабораторные работы они писали на
пару, что ему очень даже нравилось, за исключением одного момента. По какой-то
причине его подружка однажды почувствовала, что у нее не слишком-то
получается в смысле писания лабораторных работ. И она опустила руки,
отчаявшись, и позволила, чтобы работы писал ее дружок, мой товарищ, а сама она
в это время сидела рядышком, сложив руки. Ему все это поначалу даже пришлось
по вкусу, но вскоре он стал уставать от того, что ему пришлось делать всю
работу. Более того, и это было важнее, он стал понимать, что из-за всего этого
она теряет невосполнимые возможности повышения своей квалификации и расширения
кругозора. И тогда ему в голову пришла идея, которая прекрасно сработала, когда
он стал ее осуществлять. Однажды, в ходе работы над лабораторным заданием, он
притворился, что не может найти нужных слов для выражения какой-то мысли.
Он выглядел настолько беспомощным, что подружка, увидев это, сама быстро
подсказала ему те совершенно очевидные слова, которые требовались для
завершения приложения. Он поблагодарил ее и поцеловал от всей души. Но
вскоре его опять "замкнуло", и вновь она помогла ему, и это продолжалось до тех
пор, пока он полностью не вернул ей всю ту часть работы, которая относилась к
ней. Когда они сели за работу в следующий раз, она сама потребовала, чтобы он
дал ей делать то, что относится к ее области. Разумеется, мой дружок был очень
счастлив поделиться с ней".
     Эта история является лишь одним примером из того бесконечного количества
равнозначных и эффективных метафор, которые можно было бы сконструировать
по этому поводу. Если вы перелистаете книгу и отыщете место, где терапевт
беседовал с Джо о его взаимоотношениях с женой, то вы обнаружите, какие
параллели возникают между этими отношениями и тем, что происходило между
"другом из колледжа" и его "подружкой" в выше приведенной истории. Эти
"друг" и "подружка" с тем же успехом могли бы быть королем, которому королева
не оказывает никакой помощи в управлении страной; или жеребцом,
запряженным вместе с кобылой в одну упряжку, где кобыла не оказывает ему
никакого содействия, или двумя половинами триумфальной арки, одна из которых
начинает крошиться от нагрузки. Поскольку проблема Джо и приведенные
метафоры структурно сходны, бессознательно (или, возможно, даже сознательно)
он будет связывать их друг с другом.
     В метафоре для Джо важным элементом является то, что она сохраняет в себе
те отношения и паттерны, которые имеют место в реальной проблеме, что
обеспечивает  возможность решения данной проблемы. Поскольку паттерны,
которые характеризуют проблему Джо, сохранены в структуре приведенной
истории, он будет посредством трансдеривационного поиска создавать для себя
самого смысл событий, происходящих в ней, в применении к собственной
проблемной ситуации. Идентифицировавшись (сознательно или подсознательно)
с тем, что излагается в истории, Джо имеет возможность ввести в свою модель и
использовать (или, напротив, отбросить) предлагаемое в ней решение.
В последующих главах книги вы ознакомитесь с эксплицитными моделями
паттернов, которые имеют особое значение для конструирования терапевтических
метафор, так что те из вас, кто желает помочь другим в расширении их моделей
мира (осуществляя те изменения, которые они хотели бы иметь), получает
возможность развить свои умения в области формулирования и эффективного
использования терапевтических метафор. В любом случае если паттерны,
представленные в следующих главах этой книги, будут использоваться в процессе
конструирования и предъявления метафор, то эти метафоры будут более
утонченными, уместными и эффективными в целях обеспечения требуемых
изменений.

     Эффективные метафоры
     Конструирование эффективных метафор не обязательно связано со
способностью инкорпорации всех средств по созданию метафор, которые будут
описаны далее. Метафора, которая удовлетворяет главному паттерновому
условию, состоящему в ее структурной эквивалентности данной проблеме и в
обеспечении осуществимого способа разрешения проблемы, может быть не только
терапевтически эффективной, но и достаточной. Для передачи клиенту
"послания", содержащегося в "истории", необязательно применять все паттерны
коммуникации, представленные в этой книге. Однако при добавлении каждой из
этих специфических модельных тонкостей вы будете увеличивать значимость,
разрешающую способность и полноту ваших метафорических вмешательств.
Под значимостью мы подразумеваем сознательное или подсознательное
ощущение похожести между ситуацией клиента и тем, что представлено в
метафоре. Структурная эквивалентность уже сама по себе гарантирует
определенную степень сходства. Но очевидность метафоры для клиента может

Страницы: « 1   2   3   4   5   6  7   8   9   10   11   12   13   14   15   16  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гордон Дэвид, Терапевтические метафоры