Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Гордон Дэвид - Терапевтические метафоры

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 56
Размер файла: 356 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7  8   9   10   11   12   13   14   15   16   17  » »»

привести к тому, что она окажется уязвимой для "сопротивления" (об этом
подробнее говорится в части 6), в то время как паттерны коммуникации,
описанные в частях 3, 4, 5, действуют вне сознания большинства людей, и таким
образом в отношении значимости являются неуязвимыми.
Рассмотрим следующий пример. Клиентке рассказывают сказку, которая
должна помочь ей ограничить свою активность в отношении вмешательств в
чужие дела. Она знает, что часто "сует свой нос в чужие дела", но не осознает,
что к тому же часто обвиняет других, и что большую часть своего опыта
репрезентирует визуально. Фрагмент сказки, рассказанной ей, выглядит
следующим образом (дополнительные уровни коммуникации выделены): "... И в
этом лесу жила муравъедиха по имени Ваг (англ. "сплетник", "болтун"), у которой,
разумеется, был длинный-предлинный нос. Ее это не слишком-то беспокоило, но
она могла видеть, что этот нос часто оказывается в фокусе внимания обитателей
леса, а это иногда ее беспокоило. Когда пришла белка, чтобы поглазеть на ее
носище, она сузила глаза на нее и громко сказала: "Разве  тебе не  ясно, что
тебе следует сейчас собирать орехи вместо того, чтобы собирать мусор?.. "
Вполне возможно, что клиентка осознает метафорическую связь между носом
Ваг и своим поведением, из-за которого она и обратилась к терапевту. Если в
результате этого она почувствует себя оскорбленной, или попросту отмахнется от
метафоры, далее она может употребить предоставленную ей терапевтическую
возможность для бессмысленной игры, состоящей в том, что история будет
одновременно работать на других уровнях коммуникации, но метафора останется
неуязвимой в своей значимости для клиента. Умножение числа решений
проблемы является результатом  расширения персонажных и процессуальных
различий, которые происходят автоматически с добавлением каждого из
имеющихся средств конструирования метафоры, поскольку каждое из них
добавляет особую деталь в историю и такими образом создает более полную и
завершенную эквивалентную репрезентацию имеющейся проблемной ситуации.
Еще одним преимуществом, достигаемым при включении некоторых или всех
указанных средств создания метафоры, является законченность. Когда бы человек
ни переживал какую-либо "проблему", она всегда репрезентируется на множестве
различных уровней подсознательного и сознательного осознания и поведения, а
именно:
     ПРОБЛЕМНЫЙ ОПЫТ:
Вовлеченные лица (часть 2)
     Динамика ситуации (часть 2)
Лингвистические паттерны (часть 2)
     Модели коммуникации (часть 2)
Паттерны систем репрезентации (часть 4)
     Паттерны субмодальностей (часть 5)
Когда мы стараемся помочь в изменении другим (или самим себе), то обычно
мы производим такие изменения на одном или двух наиболее очевидных уровнях,
на которых репрезентируется наш опыт. Мы знаем и верим, что изменения на
одном уровне приводят к изменению на всех остальных. Иногда такая вера
обоснована, а иногда не имеет значения, какое изменение было произведено,
поскольку "проблема осталась прежней". Великолепным способом удостовериться
в том, что ваша работа с применением метафоры эффективна, является
исследование ее полноты и законченности, что означает создание всех
необходимых изменений в отношении различных проблемных уровней в тех
пределах, которые даны в метафоре. "Связав сразу все концы веревок", вы
сможете избегнуть того риска, что в будущем "несвязанные концы" дадут о себе
знать.
     Если вы думаете, что ухватить так много концов - задача слишком
устрашающая своим объемом и сложностью, то я готов согласиться с вами. Но это
напоминает обучение любому другому умению: сначала трудности устрашают вас,
затем вы практикуетесь в их разрешении, а затем задачи, которые возникают перед
вами, с легкостью преодолеваются благодаря согласованной комбинации
сознательной и бессознательной креативности и благодаря полученному вами
опыту. Когда-то вы сидели за небольшой деревянной партой, прилежно и
неумело перерисовывая в смешную тетрадь буквы и слова, которые на доске
рисовал ваш учитель. Наградой за эту практику было то, что теперь вы можете
взять ручку и наводнить словами многие страницы, даже не задумываясь над
такими вещами, как "надо ли ставить точку в конце предложения? " Следует еще
раз повторить, что для того, чтобы научиться спонтанному составлению и
использованию терапевтических метафор, надо начинать с того, чтобы
попрактиковаться в создании метафор исключительно на основе главной
концепции структурной эквивалентности. Вы обнаруживаете, что ваша
способность в создании метафор исключительно на основе главной концепции
структурной эквивалентности. Вы обнаруживаете, что ваша способность в
создании метафор, которые бы эффективно работали с проблемами ваших
клиентов, скоро приобретет совершенно непринужденный и автоматический
характер. По мере продвижения в овладении приводимым здесь материалом
прибавляйте к вашему репертуару следующий из оставшихся уровни
коммуникации, описанные в этой книге. По мере того, как вы будете усваивать
нужные навыки, вы обнаружите, что можете собрать всю необходимую
информацию о ситуации клиента, а затем с небольшим сознательным усилием
придумывать метафоры, которые структурно совпадают с ней, предлагают
решения и включают в себя все остальные паттерны.

     Естественные метафоры
Вполне возможно, что правы те, кто утверждает, что компоненты, которые
комбинируются в ходе создания эффективной терапевтической метафоры, очень
часто имеют место в качестве естественного подсознательного результата
рассказывания  историй. Составляя сказки, мы чаще бессознательно, чем
сознательно, конструируем их так, чтобы они были связаны с чьим-либо личным
или коллективным опытом; обеспечиваем разрешение, включая различные уровни
значимости; и рассказываем о них так, чтобы максимализировать
трансдеривацонный поиск в наших слушателях.
     В качестве иллюстрации подобного естественного возникающего процесса мы
предлагаем вам сказку, рассказанную одной моей знакомой ее старшим братом.
Несмотря на то, что он не имел никакого представления о метафорах, его
импровизированная сказка содержит фактически все элементы законченной
терапевтической метафоры. (После того, как вы прочтете части 2, 3, 4 и 5,
вернитесь к этой истории н перечтите ее снова. Ваше усердие будет богато
вознаграждено. )
     "... Было или не было, далеко или близко, в одной стране под названием Нод
(англ. "кивок", "дремота") жил тролль, который охранял мост между городом н его
обитателями, и теми, кто жил на холмах Роллинг (англ. "вертеться").
Этот тролль был единственным живым существом, поддерживавшим прямые
контакты как с горожанами, которые имели прозвище "нормальных", так и с

Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7  8   9   10   11   12   13   14   15   16   17  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гордон Дэвид, Терапевтические метафоры