Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Гордон Дэвид - Терапевтические метафоры

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 56
Размер файла: 356 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5  6   7   8   9   10   11   12   13   14   15  » »»

коммуникации вполне можно приблизиться.

     Трансдеривационный поиск
     Вероятно, наиболее важным понятием, которым необходимо овладеть
читателю этой книга, если он использует или намерен использовать метафоры для
терапии, является понятие "трансдернвацнонного поиска". В предыдущем разделе
мы увидали, что каждый из нас является носителем уникальной модели мира,
которую с течением жизни разработал наш опыт для нас, и только для нас. Эта
модель состоит из всех ощущений, которые мы испытали, и обобщений, которые
мы о них сделали. Именно с этой моделью сравнивается и коррелируется" вся
сенсорная информация, которая "годится" для этой модели, "вызывает чувства" (в
буквальном смысле), в то время как совершенно новая или противоречащая этой
модели сенсорная информация "не вызывает чувств".
Например, у меня есть автомобиль марки "пежо", защелка дверного замка у
которого работает иначе, чем у автомобилей американского производства.
Отличие состоит в том, что для закрытия двери защелку необходимо приподнять
вверх, а для открытия - опустить ее вниз. Однажды мой знакомый подошел к
машине, чтобы сесть в нее, и заметив, что защелка приподнята, он в соответствии
с тысячами опытов открывания автомобильных дверей стал тянуть дверь на себя,
     - с соответствующим результатом. В конце концов он оставил дверь в покое и
сообщил мне "плохую новость", заключавшуюся в том, что "дверь сломалась". Он
был настолько убежден в адекватности своей модели мира реальному (в
отношении автомобильных дверей), что ему и в голову не пришло опустить
защелку, хота окно машины было полностью открыто в течение всего эпизода, и
вполне можно было изучить работу замка.
     Этот пример является поучительным по нескольким аспектам. Во-первых, он
свидетельствует о том, что обладание готовой моделью мира может сослужить
нам и хорошую и плохую службу. Преимущество, которое мы извлекаем из
обладания относительно готовыми моделями мира, состоит в том, что это
освобождает нас от необходимости непрерывных проверок и перепроверок
нашего окружения - то есть, возвращаясь к нашему примеру, это значит, что нам
не приходится изучать принцип работы дверных защелок всякий раз, когда нам
нужно сесть в машину. Недостатком же их является то, что набор модели мира
оказывается относительно неизменным, и таким образом, ограничивающим нас.
(Если бы я не вмешался в деятельность своего товарища, он бы так и не сел в
машину. )
     Во-вторых, этот случай прекрасно иллюстрирует всю огромную власть наших
индивидуальных моделей мира над нашим поведением. Опыт, повторенный
много раз с неким устоявшимся результатом, вырабатывает у нас правила о мире,
которые могут приобрести для нас значение безусловного закона. Очень часто
этот эффект оказывается столь выраженным, что человек, натолкнувшийся на
опыт, противоречащий его модели мира, полностью или частично изолируется от
осознания этого не входящего в нее опыта. С точки зрения такого человека
несообразность опыта перестает быть проблемой, когда этот опыт исчезает из
поля видимости, слышимости, и вообще перестает привлекать к себе внимание.
Еще чаще, как это произошло с моим знакомым, неприемлемый опыт
рассматривается с другой точки зрения, пытающейся разрешить возникшее
противоречие в виде, приемлемом для моделей мира данного человека ("дело не в
том, что дверные замки могут быть различными, и не в том, что мои нынешние
или прошлые восприятия могли быть неверными - дело в том, что его дверь
сломана").
     Третьим важным моментом в этой истории является то, что обнаруживается
при изучении процесса, с помощью которого мой знакомый решал парадокс, с
которым столкнулся. Вернувшись к своему самому раннему опыту о дверных
замках, он восстановил информацию о том, что "поднятая вверх" защелка
означает, что дверь открыта. Когда дверь не поддалась его усилиям, ему пришлось
как-то понять, что тут происходит, и делая это, он вновь вернулся назад в свою
модель мира до той ее части, где он "переживает" свой опыт о том, что дверь
"сломана". Этот процесс возвращения в недра своей модели мира с целью
прочувствования  опыта называется трансдеривационным поиском. Способ, при
помощи которого вы понимаете слова, которые вы сейчас читаете, состоит в
соотнесении их посредством трансдеривационного процесса с соответствующими
частями вашей модели. Если вы видите сочетание букв СОБАКА, вы
осуществляете трансдеривационный поиск вашего прошлого опыта или
осуществляете трансдеривационный поиск вашего прошлого опыта или опытов,
которые вы могли бы связать с буквами СОБАКА, и таким образом вы узнаете,
что "означает" СОБАКА. Как вы уже знаете из предыдущих обсуждений, картины,
чувства, звуки и запахи, которые мы соотносим, выносим и извлекаем из наших
моделей мира в ответ на СОБАКА, будут во многом глубоко уникальными для
каждого из нас.
     Именно этот процесс корреляции входящей сенсорной информации с нашими
моделями мира делает метафоры столь значимыми в качестве предпосылок для
изменения. Когда в процессе терапии клиенту рассказывают какой-либо случай,
он производит трансдеривационный поиск для того, чтобы осознать сказанное.
Более того, поскольку контекст, в котором рассказывается эта история, является
"терапевтическим", то клиент (который, как следует помнить, ищет способ каким-
то образом облегчить "боль"), скорее всего, будет соотносить ее, насколько это
будет возможно, со своей собственной проблемой или ситуацией.
Волшебные сказки потому и являются терапевтическими, что пациент
находит свое собственное решение, ассоциируя то, что в них кажется
относящимся к нему, с конфликтами своей внутренней жизни, переживаемым им
в настоящее время. Содержание данной сказки обычно не имеет отношения к
нынешней жизни пациента, но оно вполне может отражать то, что составляет его
внутренние проблемы, кажущиеся ему непонятными, а потому неразрешимыми.
Совершенно очевидно, что сказки не имеют отношения к внешнему миру, хотя
они могут быть достаточно реалистичными и обладать атрибутами, присущими
обычной жизни человека. Ирреальная природа этих сказок (что обычно отрицают
все ограниченные рационалисты) является тем важным качеством, которое делает
очевидным факт, что предметом волшебной сказки является не изложение
полезной информации о внешнем мире, а те процессы внутренней жизни,
которые протекают в человеческом уме и сердце.
Как вы узнаете из последующего материала, целью терапевтических метафор
является инициация сознательного либо подсознательного трансдеривационного
поиска, который может помочь человеку в использовании личных ресурсов для
такого обогащения модели мира, в котором он нуждается, чтобы суметь
справиться с занимающей его проблемой. Но что же такое "метафора", в чем ее
природа, которая может позволить нам достичь этих целей?

     Формальная метафора
Метафоры (в форме волшебных сказок, стихов, анекдотов) сознательно и

Страницы: « 1   2   3   4   5  6   7   8   9   10   11   12   13   14   15  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гордон Дэвид, Терапевтические метафоры