|
Главная - Наука - Биология
Гордон Дэвид - Терапевтические метафоры Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 56 Размер файла: 356 Кб Страницы: «« « 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 » »» изоморфны - тем лицам и событиям, которые характеризуют ситуацию или
проблему клиента. Это репрезентируется в метафорическом списке действующих
лиц, и сходным образом репрезентируются процессы и параметры ситуаций,
относящихся к проблеме. Такие репрезентации не равнозначны параметрам самой
проблемы, но являются "эквивалентными" ей в смысле установления тех же
отношений, которые идентифицируются между параметрами метафоры и
действительной ситуации. В этом смысле "изоморфизм" здесь понимается как
метафорическое сохранение взаимоотношений, которые имеют место в
актуальной проблемной ситуации.
В ходе конструирования эффективных метафор недостаточно простого
включения в историю по одному участнику соответственно участникам
действительной проблемы и по одной линии событий для каждого
действительного события, касающегося проблемы.
Отношения и течение актуальной ситуации должны быть учтены в истории
так, чтобы клиент принял это как значимую для него репрезентацию его
проблемы. Подобное требование означает: что является значимым для метафоры,
то и является изоморфной репрезентацией отношений и процессов,
обнаруженных в проблеме. Если условие изоморфизма удовлетворяется, то для
составления метафоры пригоден любой контекст.
При выборе персонажей для метафоры не имеет значения, кто они. Главное в
этом, как они взаимодействуют. Допустим, что в проблеме участвуют отец (как
глава семейства), мать и их юный сын, и что в качестве контекста для вашей
истории вы выбираете "лодку". Одной из возможных трансформаций семьи в
"протагонистов" может стать следующая:
Персонажи, приведенные в этой метафоре, сохраняют в себе многие из
отношений, логически сходных (даже на лингвистическом уровне) с теми,
которые имеют место среди членов семьи.
Отец - " Капитан
Мать - " Первый помощник
Сын - " Юнга
Подобная же трансформация может быть сделана для значимых событий,
лежащих в основе проблемы. Полный набор трансформаций может представлять
нечто, подобное следующему:
Поскольку изоморфная трансформация в нашем примере касалась только
взаимоотношений, а не контекста, то относительно природы контекста или
идентичности персонажей не может быть никаких ограничений. С тем же
основанием мы могли в качестве персонажей метафоры выбрать две шхуны и
парусную шлюпку или два дерева и саженец, или жеребца, кобылу и жеребенка.
АКТУАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ МЕТАФОРА
Отец - " (становится) - " Капитан
Мать - " (становится) - " Первый помощник
Сын - " (становится) - " Юнга
Семья - " (становится) - " Экипаж лодки
Отец редко бывает дома Капитан часто закрывается в рубке
Сын попадает в дурную Юнга ставит не те паруса
историю
Мать покрывает сына Первый помощник поправляет его и
пытается поставить нужные паруса,
пока не увидел капитан
Отец узнает о случившемся, Капитан узнает, что были поставлены
приходит в ярость и уходит не те паруса, приходит в ярость, что его
из дома не известили об этом, и уходит в свою
рубку
Нет разрешения, проблема Нет разрешения, проблема повторяется,
проигрывается заново пока... не будет разрешена
Рассмотрим другой пример (в данном случае это реальная история, которая в
связи с ее простотой и откровенностью будет использоваться нами на протяжении
всей книги): Сэмюэль, как и его подруга Кейт, является специалистом в
определенной области, ему 30 лет. В настоящее время он вынужден работать
сверхурочно, что означает работу по 60 часов в неделю. Проблема Сэмюэля, таким
образом, заключается в том, что в результате увеличения времени, которое он
вынужден проводить на службе, он будет меньше видеться с Кейт. Это приводит к
напряженности в отношениях между ними, что вызывает у обоих очень
неприятные чувства. Теперь, когда они проводят время вместе, они в основном
занимаются тем, что перебраниваются. Попытки обсуждения возникшей
проблемы также завершаются тем, что у обоих возникают тревожные чувства.
Сэмюэль хочет сохранить свою работу и свою возлюбленную, хочет удлинить
неделю на 20 часов, знает, что этого он сделать не может, и не знает, что
делать.
В конструировании метафоры для этой проблемы я выбрал контекст "Рыцарей
Круглого Стола".
АКТУАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ МЕТАФОРА
Сэмюэль -" (становится) - " Ланселот
Кейт -" (становится) - " Гиневра
Сэмюэль и Кейт любят Ланселот и Гиневра любят друг друга
друг друга
Но они оба работают Ланселот - рыцарь, Гиневра - королева
Сэмюэлю назначают Король Артур посылает Ланселота на
дополнительную работу помощь войскам, воюющим во Франции
Он начинает реже видеть Кейт Ланселот реже видит Гиневру
В их отношениях возникает Когда он видит Гиневру, они бранятся
напряженность и чувствуют себя неудобно
Они пытаются обсудить это, Ланселот продолжает надеяться
но все попытки завершаются исправить ситуацию, но всегда c
Страницы: «« « 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |