Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Гордон Дэвид - Терапевтические метафоры

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 56
Размер файла: 356 Кб
Страницы: «« « 3   4   5   6   7   8   9   10   11  12   13   14   15   16   17   18   19   20   21  » »»

изоморфны - тем лицам и событиям, которые характеризуют ситуацию или
проблему клиента. Это репрезентируется в метафорическом списке действующих
лиц, и сходным образом репрезентируются процессы и параметры ситуаций,
относящихся к проблеме. Такие репрезентации не равнозначны параметрам самой
проблемы, но являются "эквивалентными" ей в смысле установления тех же
отношений, которые идентифицируются между параметрами метафоры и
действительной ситуации. В этом смысле "изоморфизм" здесь понимается как
метафорическое сохранение взаимоотношений, которые имеют место в
актуальной проблемной ситуации.
     В ходе конструирования эффективных метафор недостаточно простого
включения в историю по одному участнику соответственно участникам
действительной проблемы и по одной линии событий для каждого
действительного события, касающегося проблемы.
Отношения и течение актуальной ситуации должны быть учтены в истории
так, чтобы клиент принял это как значимую для него репрезентацию его
проблемы. Подобное требование означает: что является значимым для метафоры,
то и является изоморфной репрезентацией отношений и процессов,
обнаруженных в проблеме. Если условие изоморфизма  удовлетворяется, то для
составления метафоры пригоден любой контекст.
При выборе персонажей для метафоры не имеет значения, кто они. Главное в
этом, как они взаимодействуют. Допустим, что в проблеме участвуют отец (как
глава семейства), мать и их юный сын, и что в качестве контекста для вашей
истории вы выбираете "лодку". Одной из возможных трансформаций семьи в
"протагонистов" может стать следующая:
     Персонажи, приведенные в этой метафоре, сохраняют в себе многие из
отношений, логически сходных (даже на лингвистическом уровне) с теми,
которые имеют место среди членов семьи.
     Отец    - " Капитан
Мать     - " Первый помощник
     Сын      - " Юнга
Подобная же трансформация может быть сделана для значимых событий,
лежащих в основе проблемы. Полный набор трансформаций может представлять
нечто, подобное следующему:
     Поскольку изоморфная трансформация в нашем примере касалась только
взаимоотношений, а не контекста, то относительно природы контекста или
идентичности персонажей не может быть никаких ограничений. С тем же
основанием мы могли в качестве персонажей метафоры выбрать две шхуны и
парусную шлюпку или два дерева и саженец, или жеребца, кобылу и жеребенка.


АКТУАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ             МЕТАФОРА
Отец     - " (становится) - "     Капитан
     Мать     - " (становится) - "     Первый помощник
Сын      - " (становится) - "     Юнга
     Семья    - " (становится) - "     Экипаж лодки

     Отец редко бывает дома		Капитан часто закрывается в рубке

     Сын попадает в дурную 		Юнга ставит не те паруса
историю

     Мать покрывает сына		Первый помощник поправляет его и
     пытается поставить нужные паруса,
     пока не увидел капитан

     Отец узнает о случившемся, 	Капитан узнает, что были поставлены
приходит в ярость и уходит 	не те паруса, приходит в ярость, что его
из дома				не известили об этом, и уходит в свою
     рубку

     Нет разрешения, проблема 	Нет разрешения, проблема повторяется,
проигрывается заново		пока... не будет разрешена

     Рассмотрим другой пример (в данном случае это реальная история, которая в
связи с ее простотой и откровенностью будет использоваться нами на протяжении
всей книги): Сэмюэль, как и его подруга Кейт, является специалистом в
определенной области, ему 30 лет. В настоящее время он вынужден работать
сверхурочно, что означает работу по 60 часов в неделю. Проблема Сэмюэля, таким
образом, заключается в том, что в результате увеличения времени, которое он
вынужден проводить на службе, он будет меньше видеться с Кейт. Это приводит к
напряженности в отношениях между ними, что вызывает у обоих очень
неприятные чувства. Теперь, когда они проводят время вместе, они в основном
занимаются тем, что перебраниваются. Попытки обсуждения возникшей
проблемы также завершаются тем, что у обоих возникают тревожные чувства.
Сэмюэль хочет сохранить свою работу и свою возлюбленную, хочет удлинить
неделю на 20 часов, знает, что этого он сделать не может, и не знает, что
делать.
     В конструировании метафоры для этой проблемы я выбрал контекст "Рыцарей
Круглого Стола".


АКТУАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ                    МЕТАФОРА
Сэмюэль  	-" (становится) - "     Ланселот
     Кейт       	-" (становится) - "     Гиневра

     Сэмюэль и Кейт любят		       Ланселот и Гиневра любят друг друга
     друг друга

     Но они оба работают		       Ланселот - рыцарь, Гиневра - королева

     Сэмюэлю назначают		       Король Артур посылает Ланселота на
дополнительную работу		       помощь войскам, воюющим во Франции

     Он начинает реже видеть Кейт	       Ланселот реже видит Гиневру

     В их отношениях возникает 	       Когда он видит Гиневру, они бранятся
напряженность			       и чувствуют себя неудобно

     Они пытаются обсудить это, 	       Ланселот продолжает надеяться
но все попытки завершаются 	       исправить ситуацию, но всегда c

Страницы: «« « 3   4   5   6   7   8   9   10   11  12   13   14   15   16   17   18   19   20   21  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гордон Дэвид, Терапевтические метафоры