Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Гордон Дэвид - Терапевтические метафоры

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 56
Размер файла: 356 Кб
Страницы: «« « 9   10   11   12   13   14   15   16   17  18   19   20   21   22   23   24   25   26   27  » »»

     НГ - думаю

     Когда Гиневра услышала это, ее глаза		О - это, она, его
наполнились слезами, и она обняла его.
     - "Все это время, - сказала она, Сэмюэль, - я 	О - все это время
думала, что ты не посвящаешь мне ни одной 	О - одной Н - мысли
мысли, когда ты вдали... Что, возможно, ты	О - ты, вдали, меня, на
рад на время быть свободным время от меня". 	НГ - быть свободным
     Конечно, с тех пор их любовь и дружба росли. 	О - с этих пор, их
Более того, они были ближе, чем когда-либо до 	Н - любовь, дружба
этого, так как оба, Сэмюэль, научились тому, 	НГ - росла, ближе
что никогда нет никакой причины у кого-либо 	О - они, оба, когда-либо
воздерживаться от того, чтобы сказать другому 	до этого
именно то, что беспокоит ее, или что чувствует 	О - у кого-либо
он. И даже хотя они были вместе не так уж много Н - причина
времени, как было раньше, теперь всегда, 	НГ - воздержаться
когда был случай, когда они оказывались вместе, О - другому, ее, что, он,
они извлекали выгоду из этого времени, чтобы 		они, много
радовать друг друга больше, чем когда либо до	Н - всегда Н - случай
этого. 						НГ - оказывались вместе
     О - они
     Н - извлекали выгоду
     Н - времени
     НГ - радовать

     Данная метафора является адекватной изоморфной репрезентацией проблемы
Сэмюэля, а также содержит способы ее разрешения. Нельзя твердо сказать, что она
предоставляет ему адекватный обучающий опыт, поскольку это зависит от
способности Сэмюэля утилизировать предъявленную информацию, от
неучтенных значимых моментов в данной проблемной ситуации, и от целей,
которые преследует терапевт.
     Одним из способов увеличить эффективность данной метафоры является
включение в ее конструкцию структур, относящихся к области категорий Сатир, к
системам репрезентации  и субмодальностям. О важности учета аспектов
значимости, разрешения и законченности, с тем, чтобы метафоры были
ориентированы на несколько уровней восприятия, мы уже говорили. Для того,
чтобы вы могли лучше различать функции каждого из этих уровней, в конце
каждой из следующих частей книги мы будем последовательно добавлять их в
метафору.


      ДОБАВЛЯЕМ КАТЕГОРИИ САТИР
В коммуникации между людьми всегда присутствуют два компонента:
содержание и стиль. Содержанием коммуникации является любая информация,
которую в соответствии с темой разговора сообщают друг другу собеседники.
Стиль - это способ, при помощи которого это содержание передается, и который
в этом смысле включает в себя интонацию, телесные движения и позы,
выражения липа и характеристические паттерны синтаксиса. Как вам, возможно,
известно из личного опыта, стиль коммуникации может оказывать огромное
воздействие на интерпретацию слушателем ее содержания. Обратите внимание,
как проявляются эти факторы в следующей простой просьбе:
     1. "Убери от меня эту вещь" (глаза широко открыты, говорит дрожащим
голосом, заламывая руки).
     2. "Убери от меня эту вещь! " (смотрит зло, говорит очень громко, указывая на
"эту вещь").
     3. "Убери от меня эту вещь" (лицо безмятежно, голос монотонный, не глядя
указывает пальцем через плечо на "эту вещь").
Далее каждая коммуникация сопровождается стилистическими
компонентами, которые влияют на восприятие и часто являются достаточно
очевидной частью сообщения. Но что может быть не столь явно, так это факт, что
люди постоянно пользуются разными стилями коммуникации, которые являются
характерными для каждого из них. Попробуйте вспомнить какие-нибудь
недавние разговоры с вашими знакомыми, обращая внимание только на то, как
они выражали себя (то есть, каков был их стиль). Возможно, вы заметите, что
некоторые (или все) их стили различаются, и что все ваши знакомые были
последовательны в использовании своего частного стиля.
Хотя все мы взаимодействуем посредством различных стилей, существуют
также несколько стилей, которые достаточно устойчивы, и настолько глубоко
присущи человеческой коммуникации вообще, что могут быть формализованы в
качестве паттернов или "мод" коммуникации. Люди варьируют стили, при
помощи которых общаются, и в этих вариациях существует определенная
последовательность. Формализация этих последовательностей в виде паттернов
представляет возможность использовать их в качестве мерила, при помощи
которого можно исследовать стили коммуникации. Такое сведение стилей к
коммуникационным модам проведено Вирджинией Сатир, и лучшего, чем
привести здесь ее собственное блестящее описание этих паттернов, мне не
придумать.

     Раздел 1
     Категории Сатир
     1. Плакатер (угодник).
     Слова: Согласие ("Все, что вы хотите делать, правильно. Я здесь только для
того, чтобы предупреждать ваши желания").
     Тело: "Я беспомощна".
Внутри: "Я чувствую себя ничтожеством, без него я погибну, я совершенно
никчемна".
     Плакатер всегда говорит, как бы заискивая, пытаясь благодарить, извиняться;
он никогда не выражает несогласия, независимо от предмета разговора. Это - так
называемый "человек-да". Говорит он так, как будто ничего не может сделать сам
и должен всегда иметь кого-нибудь в качестве наставника. В дальнейшем вы
увидите, что поиграв эту роль даже в течение 5 минут, вы получите
отвратительные ощущения и тошноту.
     Хорошим подспорьем в том, чтобы быть хорошим плакатером, является
мысль, что вы в самом деле самое ничтожное существо в мире. Вы счастливы уже
от того, что вам разрешено есть. Вы обязаны благодарить всех, вы ответственны за
все ошибки, случающиеся в мире. Вы знаете, что могли бы остановить дождь, если
бы вовремя об этом подумали - но вы не подумали. Естественно, вы будете
соглашаться с любой критикой в ваш адрес. Разумеется, вы благодарны даже за то,
что кто-то вообще разговаривает с вами, независимо от того, что и как он

Страницы: «« « 9   10   11   12   13   14   15   16   17  18   19   20   21   22   23   24   25   26   27  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гордон Дэвид, Терапевтические метафоры