|
Главная - Наука - Биология
Гордон Дэвид - Терапевтические метафоры Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 56 Размер файла: 356 Кб Страницы: «« « 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 » »» то абсурдную чушь о том, о сем.
Говорящий блеймирует: "всякий раз".
Джоан дистрактирует: "несет чушь о том, о сем".
7. Почему они не снесут эту развалюху, это бельмо на глазу, к чертовой
матери?
Блейминг: "почему они не".
8. Иногда я пытаюсь сфокусировать свое внимание на том, что они хотят
сказать. Однако, знаете, всякий раз, когда я это делаю, я становлюсь с ними
очень резким и обрываю их! (говоря последнее предложение, указывает на
терапевта).
Первая часть плакатирует: "я пытаюсь".
Вторая часть блеймирует: "всякий раз" (указание на терапевта).
9. Если бы только мой стереопроигрыватель звучал так же громко, как у них!
(голос завывающий).
Плакатирует: "если бы только" (завывание).
10. Что ж, я сделал все, чтобы привлечь вас к этой картине, черт возьми! Но
теперь все кончено. Поскольку некоторые из присутствующих показали нежелание
сотрудничать, то нет нужды продолжать эти усилия (сердито смотрит и громко
говорит в первом предложении, затем скрещивает руки и говорит бесстрастно).
Первая часть блеймирует: сердито смотрит, громко говорит.
Вторая часть - компьютинг: "некоторые, нежелание, усилие", скрещенные
руки.
Раздел 3
Категории Сатир в метафорах
Важность применения категорий Сатир в конструировании метафор связана с
тем, что эти категории описывают модель, способную характеризовать наши
индивидуальные паттерны коммуникации. В дополнение к типичным или
характеристическим модам коммуникации людям присущи также ситуационно-
зависимые коммуникационные положения. Каждый человек в определенное
время и в определенном контексте плакатировал, блеймировал, компьютировал
или дистрактировал. Эти моды коммуникации являются частью описания
значимых персонажей и переживаний, представленных в проблеме клиента. В
качестве частичных описаний индивидуальных способов коммуникации
использование категорий Сатир в терапевтической метафоре может оказать
клиенту помощь в идентификации различных персонажей, и увеличить ее
изоморфность с проблемой клиента.
Категории Сатир не только усиливают общий эффект, но и могут
использоваться для обеспечения изменений и на иных уровнях, помимо уровня
основной истории. Чаще способность человека к личностным изменениям, к
эффективной коммуникации с другими людьми (или самим собой) находит
препятствие не в содержании того, что говорится или не говорится, а скорее в
способе, при помощи которого человек коммуницирует.
Стратегия по инкорпорированию категорий Сатир в метафору заключается в
следующем:
1. Характеризация каждого из протагонистов истории в терминах
коммуникационных мод, используемых их антагонистами в "реальной" ситуации.
2. Увязка любых изменений, возникающих в части разрешения, с
соответствующими изменениями в категориях Сатир.
Для большей наглядности сказанного прибегнем к примеру - случаю с
проблемой Сэмюэля. Судя по его жестикуляции, интонации и синтаксису, было
совершенно очевидно, что с Кейт он коммуницирует как плакатер. С другой
стороны, описание жестов, интонаций и синтаксиса Кейт, данное Сэмюэлем,
указывает на то, что при коммуницировании с ним она часто блеймирует. Это
были те самые коммуникационные паттерны, которые они безуспешно
использовали в попытке разрешить свою проблему. В этом случае история-
метафора может дать Сэмюэлю возможность метафорического переживания
различных мод коммуникации, а какими будут эти моды - будет зависеть от
природы проблемы и желаемого исхода. Например, из информации, полученной
от Сэмюэля, видно, что они с Кейт нуждаются в левелинге в отношении того, что
они думают и чувствуют, а для того, чтобы это стало возможным (то есть для того,
чтобы Кейт начала его слушать), Сэмюэлю нужен временный "переключатель" в
другое коммуникационное положение. Тогда стратегия будет иметь следующий
вид:
Метафора Связующая стратегия Разрешение (исход)
Сэмюэль - плакатирование Блеймирование Левелинг
Кейт - блеймирование Плакатирование Левелинг
Используя эту стратегию, Сэмюэль имеет возможность увеличить свой
репертуар коммуникационных способностей (в контексте взаимодействия с Кейт),
включив в него блеймирование и левелинг.
Инкорпорирование категорий Сатир в метафору осуществляется легко.
Специфицировав для себя категории Сатир в отношении значимых персонажей,
либо частей проблемы, и определив свою стратегию модальных изменений, вы
всего лишь указываете в описании персонажей или их действий паттерны,
которые типизируют их моды коммуникаций. Таким образом "Джон сказал"
превращается в "Джон проскулил" (или "завопил", "рассудил", "буркнул").
Теперь давайте вернемся к истории Сэмюэля и включим в нее это новое
измерение. Аналогично тому, как это было в части 2, в процессе изложения
истории вы встретите ключевые слова и указания на использование в данном
случае категории Сатир.
Раздел 4
Возвращаясь к метафоре Сэмюэля
Обозначение категорий Сатир: П - плакатирование,
Б - блеймирование,
Л - левелинг.
В Англии во времена "Круглого Стола" короля Артура жил рыцарь чести и
доблести, известный как сэр Ланселот. Без сомнения, вы слышали о нем.
Возлюбленной Ланселота была королева Гиневра. Ланселот и Гиневра разделили
друг с другом много радостей и печалей, были ближайшими друзьями и очень
любили друг друга.
Во многом они были схожи друг с другом, а в других отношениях были
совершенно разными. Оба получали много удовольствий от одних и тех же
развлечений, от одних и тех же блюд, и оба любили беседовать. Обычно Ланселот
как-то тушевался во время этих бесед. Конечно, на поле битвы он был непобедим,
но с Гиневрой было как-то по другому. Не то, что ему было нечего ей сказать -
просто Гиневра бывала такой непреодолимо упрямой! Бывало, Ланселот говорил
самому себе: "Я уверен, что она была бы рада услышать о моих взглядах, если бы
Страницы: «« « 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |