Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Гордон Дэвид - Терапевтические метафоры

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 56
Размер файла: 356 Кб
Страницы: «« « 13   14   15   16   17   18   19   20   21  22   23   24   25   26   27   28   29   30   31  » »»

то абсурдную чушь о том, о сем.
     Говорящий блеймирует: "всякий раз".
Джоан дистрактирует: "несет чушь о том, о сем".
     7. Почему они не снесут эту развалюху, это бельмо на глазу, к чертовой
матери?
     Блейминг: "почему они не".
     8. Иногда я пытаюсь сфокусировать свое внимание на том, что они хотят
сказать. Однако, знаете, всякий раз, когда я это делаю, я становлюсь с ними
очень резким и обрываю их! (говоря последнее предложение, указывает на
терапевта).
     Первая часть плакатирует: "я пытаюсь".
Вторая часть блеймирует: "всякий раз" (указание на терапевта).
     9. Если бы только мой стереопроигрыватель звучал так же громко, как у них!
(голос завывающий).
     Плакатирует: "если бы только" (завывание).
     10. Что ж, я сделал все, чтобы привлечь вас к этой картине, черт возьми! Но
теперь все кончено. Поскольку некоторые из присутствующих показали нежелание
сотрудничать, то нет нужды продолжать эти усилия (сердито смотрит и громко
говорит в первом предложении, затем скрещивает руки и говорит бесстрастно).
Первая часть блеймирует: сердито смотрит, громко говорит.
Вторая часть - компьютинг: "некоторые, нежелание, усилие", скрещенные
руки.

     Раздел 3
     Категории Сатир в метафорах
Важность применения категорий Сатир в конструировании метафор связана с
тем, что эти категории описывают модель, способную характеризовать наши
индивидуальные паттерны коммуникации. В дополнение к типичным или
характеристическим модам коммуникации людям присущи также ситуационно-
зависимые коммуникационные положения. Каждый человек в определенное
время и в определенном контексте плакатировал, блеймировал, компьютировал
или дистрактировал. Эти моды коммуникации являются частью описания
значимых персонажей и переживаний, представленных в проблеме клиента. В
качестве частичных описаний индивидуальных способов коммуникации
использование категорий Сатир в терапевтической метафоре может оказать
клиенту помощь в идентификации различных персонажей, и увеличить ее
изоморфность с проблемой клиента.
     Категории Сатир не только усиливают общий эффект, но и могут
использоваться для обеспечения изменений и на иных уровнях, помимо уровня
основной истории. Чаще способность человека к личностным изменениям, к
эффективной коммуникации с другими людьми (или самим собой) находит
препятствие не в содержании того, что говорится или не говорится, а скорее в
способе, при помощи которого человек коммуницирует.
Стратегия по инкорпорированию категорий Сатир в метафору заключается в
следующем:
     1. Характеризация каждого из протагонистов истории в терминах
коммуникационных мод, используемых их антагонистами в "реальной" ситуации.
     2. Увязка любых изменений, возникающих в части разрешения, с
соответствующими изменениями в категориях Сатир.
Для большей наглядности сказанного прибегнем к примеру - случаю с
проблемой Сэмюэля. Судя по его жестикуляции, интонации и синтаксису, было
совершенно очевидно, что с Кейт он коммуницирует как плакатер. С другой
стороны, описание жестов, интонаций и синтаксиса Кейт, данное Сэмюэлем,
указывает на то, что при коммуницировании  с ним она часто блеймирует. Это
были те самые коммуникационные паттерны, которые они безуспешно
использовали в попытке разрешить свою проблему. В этом случае история-
метафора может дать Сэмюэлю возможность метафорического переживания
различных мод коммуникации, а какими будут эти моды - будет зависеть от
природы проблемы и желаемого исхода. Например, из информации, полученной
от Сэмюэля, видно, что они с Кейт нуждаются в левелинге в отношении того, что
они думают и чувствуют, а для того, чтобы это стало возможным (то есть для того,
чтобы Кейт начала его слушать), Сэмюэлю нужен временный "переключатель" в
другое коммуникационное положение. Тогда стратегия будет иметь следующий
вид:

     Метафора                  Связующая стратегия         	Разрешение (исход)
Сэмюэль - плакатирование       Блеймирование         	Левелинг
Кейт - блеймирование           Плакатирование      	Левелинг

     Используя эту стратегию, Сэмюэль имеет возможность увеличить свой
репертуар коммуникационных способностей (в контексте взаимодействия с Кейт),
включив в него блеймирование и левелинг.
     Инкорпорирование категорий Сатир в метафору осуществляется легко.
Специфицировав для себя категории Сатир в отношении значимых персонажей,
либо частей проблемы, и определив свою стратегию модальных изменений, вы
всего лишь указываете в описании персонажей или их действий паттерны,
которые типизируют их моды коммуникаций. Таким образом "Джон сказал"
превращается в "Джон проскулил" (или "завопил", "рассудил", "буркнул").
Теперь давайте вернемся к истории Сэмюэля и включим в нее это новое
измерение. Аналогично тому, как это было в части 2, в процессе изложения
истории вы встретите ключевые слова и указания на использование в данном
случае категории Сатир.

     Раздел 4
     Возвращаясь к метафоре Сэмюэля
Обозначение категорий Сатир: П - плакатирование,
Б - блеймирование,
     Л - левелинг.
В Англии во времена "Круглого Стола" короля Артура жил рыцарь чести и
доблести, известный как сэр Ланселот. Без сомнения, вы слышали о нем.
Возлюбленной Ланселота была королева Гиневра. Ланселот и Гиневра разделили
друг с другом много радостей и печалей, были ближайшими друзьями и очень
любили друг друга.
     Во многом они были схожи друг с другом, а в других отношениях были
совершенно разными. Оба получали много удовольствий от одних и тех же
развлечений, от одних и тех же блюд, и оба любили беседовать. Обычно Ланселот
как-то тушевался во время этих бесед. Конечно, на поле битвы он был непобедим,
но с Гиневрой  было как-то по другому. Не то, что ему было нечего ей сказать -
просто Гиневра бывала такой непреодолимо упрямой! Бывало, Ланселот говорил
самому себе: "Я уверен, что она была бы рада услышать о моих взглядах, если бы

Страницы: «« « 13   14   15   16   17   18   19   20   21  22   23   24   25   26   27   28   29   30   31  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гордон Дэвид, Терапевтические метафоры