Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Гордон Дэвид - Терапевтические метафоры

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 56
Размер файла: 356 Кб
Страницы: «« « 17   18   19   20   21   22   23   24   25  26   27   28   29   30   31   32   33   34   35  » »»

чрезвычайно эффективными. Некоторые люди буквально "видят" то, что вы
говорите, другие это "осязают", третьи "слышат". В порядке оказания себе помощи
при настройке своих ушей на сенсорно-специфические предикаты, рассмотрите
следующие предложения (они уже использовались в части 3) и выделите в них
предикаты. Затем определите, к какой из систем репрезентации они относятся. Не
забывайте, что некоторые предложения включают описание более чем одного
опыта (или его части).
     1. Не удивительно, что некоторые люди чувствуют вину в отношении секса,
если сталкиваются с таким напористым человеком.
Предикаты: чувствуют, напористым.
     Система репрезентации: кинестетическая.
     2. Большинство людей, которых ты видел в эти дни, показывают себя не
такими разболтанными, как ты всегда.
     Предикаты: видел, показывают.
Система репрезентации: визуальная.
     3. Я бы заметила хоть что-нибудь хорошее в своем образе, если бы я могла.
Предикаты: заметила, образе.
     Система репрезентации: визуальная.
     4. Я слышу, что вы говорите, но это звучит не правильно!
Предикаты: слышу, говорите, звучит.
     Система репрезентации: аудиальная.
     5. Красиво выглядящая женщина, разумеется, ласкает глаз.
Предикаты: выглядящая, взгляд.
     Система репрезентации: визуальная.
     6. Всякий раз, когда я пытаюсь вдолбить ей это в голову, Джоан просто
продолжает молоть всякую чепуху о том, о сем.
Предикаты: вдолбить, молоть.
     Система репрезентации: кинестетическая.
     7. Почему они не снесут эту развалюху, это бельмо на глазу.
Предикаты: снесут, бельмо.
     Система репрезентации: кинестетическая.
     8. Иногда я все пытаюсь сфокусировать свое внимание на том, что они хотят
показать мне. Однако каждый раз, когда я так делаю, я становлюсь с ними очень
резким и обрываю их!
     Предикаты: первая часть - сфокусировать, показать, вторая часть - резким,
обрываю.
     Система репрезентации: первая часть - визуальная; вторая часть -
кинестетическая.
     9. Если бы только мой стереопроигрыватель звучал так же громко, как у них!
Предикаты: звучал, громко.
     Система репрезентации: аудиальная.
     10. Что ж, я сделал все, чтобы привлечь вас к этой картине, черт возьми! Но
теперь все кончено. Поскольку некоторые из присутствующих показали нежелание
сотрудничать, то нет нужды продолжать эти усилия.
Предикаты: картина, показали.
     Система репрезентации: визуальная.

     Раздел 2
Системы репрезентации и терапия
     Способность различать и использовать системы репрезентации представляет
нам следующие несколько преимуществ.
     Первое из них состоит в том, что мы получаем возможность увеличить
степень доверия, а так же значимость коммуникации между терапевтом и
пациентом. Если, к примеру, вы слышите, что клиент в основном использует
кинестетические предикаты, то вы также можете перейти к кинестетическим
предикатам ("у меня есть одно ощущение относительно вашей проблемы...
позвольте ухватить вашу проблему... это щекотливый вопрос... "). Посредством
такого переключения вы будете действовать в пределах модели мира, которая
близка к модели вашего клиента, что увеличит доверие между вами (поскольку вы
"говорите на одном языке"); расширит вашу способность к коммуницированию
эквивалентными переживаниями между вами и клиентом, и придаст вашим
комментариям дополнительную силу.
     Второе преимущество проявляется при конструировании и утилизации
терапевтических метафор. Зная, как клиент в основном репрезентирует
информацию, терапевт может рассказать ему сказку таким способом, который
будет принят и понят с наибольшей легкостью. Например, выражение "было ясно,
что старик увидел аргументы, которые сделал очевидными подросток"
представляет собой предложение, которое с наибольшим успехом может быть
понято слушателем, ориентированным визуально. Если же основной системой
репрезентации слушателя является кинестетическая, то это же предложение будет
лучше воспринято и понято в следующей форме: "Появилась твердая уверенность,
что старик ухватил аргументы, выдвинутые подростком". Таким образом
первичная система репрезентации клиента выражает себя через набор предикатов,
которые следует использовать в метафоре.
     Третье преимущество умения различать и использовать системы
репрезентации заключается в том, что, зная, как клиент репрезентирует значимые
части той или иной проблемы, вы как терапевт можете использовать его паттерны
репрезентации при описании и идентификации тех частей в предъявляемой
истории, где метафорическая ситуация изоморфна реальной. При достижении
этого результата у терапевта появляется возможность производить
терапевтические изменения на уровне систем репрезентации. Представим на
минуту, что к вам пришел высоко-визуальный клиент, нуждающийся в чувстве,
что "он может сдвинуть это дело". Тогда: "... И едва принц на него взглянул, как
сразу почувствовал, что на него нахлынула уверенность, что он все понял и может
продолжать. И он продолжил... "

     Раздел 3
     Системы репрезентации в метафорах
Аналогично категориям Сатир, системы репрезентации описывают один из
нескольких уровней, на которых коммуницируют  люди. Следовательно, они
представляют такие же выгоды для создания значимых и проникающих метафор,
которые могут помочь человеку в осуществлении эффекта длительных и
всеобъемлющих изменений. Многие люди имеют высокоценные системы
репрезентации, которыми пользуются в качестве средства сознательного
понимания окружающего мира, и посредством которых они с миром
коммуницируют. Опять же, как в случае с категориями Сатир, другие, менее
ценные системы репрезентации  временами опускаются до уровня первичной
системы репрезентации. Это изменение в первичной системе репрезентации
зависит от контекста. Например, высоко-визуальная личность может внезапно
переключиться на кинестетические предикаты, когда осведомляется о сексуальной

Страницы: «« « 17   18   19   20   21   22   23   24   25  26   27   28   29   30   31   32   33   34   35  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гордон Дэвид, Терапевтические метафоры