Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Гордон Дэвид - Терапевтические метафоры

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 56
Размер файла: 356 Кб
Страницы: «« « 16   17   18   19   20   21   22   23   24  25   26   27   28   29   30   31   32   33   34  » »»

используем для познания (репрезентации) окружающего нас мира. Путь,
посредством которого мы познаем (репрезентируем) мир, проходит через "ворота
наших ощущений": органы зрения, слуха, кинестезиса (движения, осязание,
чувство направления), обоняния и вкуса. Все эти системы функционируют
непрерывно, но поскольку большая часть этого постоянного сенсорного потока по
множеству причин является чрезмерной или ненужной, мы обращаем свое
внимание не на все элементы этого потока, а предпочитаем сосредоточиться на
той системе (или системах), которая дает нам информацию, наиболее
соответствующую имеющемуся у нас опыту. Например, сейчас, в данный момент
вы, возможно, в большей степени осознаете, что вы видите эти слова на этой
странице. Кроме того, вы можете почувствовать свою левую ногу. Или
услышать звуки, доносящиеся с улицы. Или почувствовать запах воздуха. И вкус
во рту. Почти наверняка вы не осознавали некоторые или все из указанных
сенсорных ощущений, пока ваше внимание не было к ним привлечено.
Таким же способом в любой момент времени люди сознательно приобретают
опыт о мире. Выкроив время, проделайте следующее простое упражнение.
Выпишите 5 предложений, описывающих какие-либо переживания, которые вам
нравятся (или не нравятся). Убедитесь, что вы включили  в них то специфическое,
что вам нравится или не нравится в каждом из них. (Например: "Что мне на самом
деле нравится в езде на велосипеде, так это каким расслабленным  я себя
чувствую, когда делаю это. Что мне нравится в спорах, так это когда кто-то
пытается увидеть точку зрения другого человека". )
А теперь посмотрите на предложения, которые вы написали. и уберите из
каждого из них предикаты. Предикаты - это глаголы, прилагательные и наречия,
определяющие взаимные отношения между вещами. В приведенных выше двух
предложениях предикатами являются: в 1-м - "в самом деле нравится",
"расслабленным", "чувствую"; во 2-м - "не нравится", "пытается", "увидеть",
"точку зрения"
     Выбрав предикаты, обратите внимание на то, что некоторые из них относятся
к определенным системам репрезентации  или подразумевают их, а некоторые -
нет. В наших примерах первое предложение содержит предикаты
"расслабленным" и "чувствую", которые относятся к кинестетической системе.
Второе предложение содержит слова "увидеть" и "точку зрения", являющиеся
визуально ориентированными предикатами. Посмотрите на предикаты в ваших
предложениях и найдите те из них, которые представляют или подразумевают
какую-либо отдельную систему репрезентации. Предикаты систем репрезентации,
которые появляются в любом из ваших предложений с наибольшей частотой,
возможно идентифицируют тот сенсорный канал, который наиболее значим для
вашего сознания в данном частном переживании.
Рассмотрим два примера.
     1. Джо: Я знаю, что мне лучше следовало ухватить эту ситуацию, но я так
часто натыкаюсь на камни преткновения.
     Реферирующие предикаты: ухватить, натыкаюсь, преткновения.
Система репрезентации: кинестетическая.
     В данном предложении Джо, в сущности, говорит, что переживает опыт
непонимания как чувство.
     2. Джо: С другой стороны, когда все для меня ясно, я могу обрисовать всю
ситуацию в делом, и ее решение очевидно.
     Реферирующие предикаты: ясно, обрисовать, очевидно.
Система репрезентации: визуальная.
     Здесь Джо репрезентирует свой опыт понимания как нечто, что можно
увидеть.
     Сказанное здесь не означает, что опыт понимания, имеющийся у Джо, не
имеет кинестетической, аудиальной или обонятельной компоненты. Конечно,
такие составляющие опыта у него тоже есть. Сказанное означает, что часть
сенсорного опыта, к которой обращается сознательное внимание Джо, когда он
"понимает" что-то, есть часть визуальная. Если вы выберете любой дискретный
опыт из вашей собственной жизни (например, опыт "любопытства"), и
вспомните некоторые эпизоды, когда вы были чем-то очень заинтересованы, то,
возможно, вы заметите, что способ, при помощи которого вы сознавали себя
любопытствующим (в терминах сенсорного опыта), каждый раз был одним и тем
же. Например, человек, который "начинает нервничать" перед интервью, может
осознавать, что видит внутренние картины появления "неуклюжести".
Ценным упражнением является ежедневное посвящение определенного
времени тому, чтобы специально слушать свою и чужую речь для выделения
предикатов, используемых в ходе обычного разговора. Вслушиваясь в предикаты,
вы возможно заметите несколько паттернов в способах их использования у разных
людей. Первый способ - это тот, о котором мы уже говорили, то есть
использование в коммуникации предикатов, принадлежащих к различным
системам репрезентации в процессе описания различных областей опыта. Вторым
способом, который следует искать в ходе этих упражнений, является паттерн
первичной системы репрезентации. Подобно тому, как люди имеют тенденцию
действовать и коммуницировать большую часть времени, находясь в одной из
специфических категорий Сатир, точно так же они имеют тенденцию зависеть от
той или иной системы репрезентации, в которой сознательно репрезентируется
большая часть их опыта. Так, существуют люди, которые  переживают опыт
окружающего мира гаавным образом визуально; есть люди, у которых первичный
опыт - кинестетический; и существуют те, у кого первична аудиальная  система.
Это станет для вас очевидным, если вы проследите ментальные пути предикатов,
используемых данным  индивидом. В большинстве случаев вы заметите, что люди
используют предикаты из одной и той же системы репрезентации в ходе
описания наибольшей части своего опыта.
     В начальной стадии изучения систем репрезентации многие бывают
удивлены и настроены скептически в отношении того факта, что подобные
стойкие паттерны функционирует в каждом из нас. Затем возникает ошеломление
при виде сложности и объема задачи по раскрытию этих паттернов у других
людей. В качестве первого этапа накопления знаний о превалировании у людей
стойких паттернов систем репрезентации можно порекомендовать следующее:
ежедневно уделяйте некоторое время простому слушанию разговоров.
Игнорируйте содержание этих разговоров и обращайте внимание только на
специфические (в сенсорном смысле) предикаты. Очень скоро вы обнаружите, что
даже при небольшой практике вы опознаете паттерны систем репрезентации
автоматически, как сейчас вы опознаете идиомы. Как при овладении любым
терапевтическим искусством, в начале этот процесс предполагает схематическую
и пошаговую практику, а порой - досадливое сознание рамок изучаемого умения.
Однако вскоре такая необходимость в сосредоточении уменьшается, при этом вы
оказываетесь способными к быстрому подсознательному определению и
использованию интересующих вас различений.
     Трудности этого процесса облегчаются тем, что при отборе паттернов систем
репрезентации при помощи предикатов эти паттерны обычно оказываются

Страницы: «« « 16   17   18   19   20   21   22   23   24  25   26   27   28   29   30   31   32   33   34  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гордон Дэвид, Терапевтические метафоры