Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Гордон Дэвид - Терапевтические метафоры

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 56
Размер файла: 356 Кб
Страницы: «« « 21   22   23   24   25   26   27   28   29  30   31   32   33   34   35   36   37   38   39  » »»

через одну сенсорную модальность может привести к образованию проблем,
заключается в том, что важная информация, поступающая через иную сенсорную
систему, может быть опущена (не репрезентирована). Часто эта упущенная
информация имеет иную природу, чем относящаяся к первичной модальности, и
во многих случаях содержит как раз то, что нужно данному человеку для
понимания и изменения процесса, превратившегося в проблемный. Например, к
терапевту для консультации обратилась супружеская пара. Проблема заключалась
в том, что муж - Джой - не верил, что жена - Труди - его любит. Первичной
системой репрезентации Джона была визуальная. И он, и Труди не оспаривали,
что она много раз говорила ему, что она его любит, но Джон никогда не верил в
это. В ходе сеанса обнаружилось, что когда Труди выражала Джону свою
привязанность, она "делала лицо", которое Джон "видел", как лживое. Тогда
терапевт привлек внимание Джона к теплой искренней интонации, которую
использовала Труди, и к выражению привязанности, заключавшемуся в
прикосновениях. При виде этих позитивных переживаний недоверие Джона
растаяло, и он вдруг начал вспоминать из прошлого многие из кинестетических и
аудиальных способов, посредством которых Труди "показывала" ему свою
привязанность. (Способ, при помощи которого метафоры могут использоваться
для содействия клиенту в увеличении его выбора при подключении и
использовании других систем репрезентации, был описан в части 4. )
Третьим, и, возможно, наиболее невыгодным следствием сужения области
осознания систем репрезентации является склонность к опущению значимых
внутренних аспектов опыта. Проблемы с обращением с чем-либо основаны
обычно на прошлом обучении. В то время, когда возникал каждый из этих
способов опытов обучения, они были репрезентированы и запомнились во всех
сенсорных системах, даже если человек мог сознательно оценить этот опыт только
в одной или двух модальностях. Каждый раз, когда человек вновь вспоминает
этот внутренний опыт в форме изоморфного переживания - будь то посредством
сознательных попыток или посредством извлечения "намеков", присутствующих
в окружении - внутренний опыт будет сознательно или подсознательно им
репрезентирован. Эта репрезентация ассоциируется с "поведением"
определенного рода, которое также может быть названо "эмоцией" (например,
яростью, расстройством, приподнятым настроением, страхом, любопытством и т.
д. ) Часто люди не осознают репрезентацию, с которой связано их
"эмоционирование". И тогда в кабинет терапевта приходит клиент и сообщает по
секрету: "Я всегда чувствую себя таким образом, когда попадаю в такую ситуацию;
и я хочу, чтобы этого не было, но не вижу другого выбора". Или: "Я просто
выбрасываю на ветер кучу времени, и не знаю, почему". Или: "Я каждый раз
пытаюсь сказать ему это, но не могу - что-то меня останавливает".
Приводимая ниже таблица описывает процесс "формирования  проблемы",
которую мы обсуждали. Заметьте, что для извлечения первоначального опыта
требуются репрезентации и последовательности только значимых событий в
изоморфном опыте. Обратите также внимание на то, что дополнительные
параметры изоморфного опыта могут и не продуцировать "эмоции-поведение",
конгруэнтные "эмоциям-поведению"  первоначального опыта, и что каждые из
этих "эмоций-поведений" могут не перекрывать явное выражение другой).
Предположим, что модель, которую мы разработали для генезиса проблем,
точна. Тогда в этом процессе существуют три типа выборов для осуществления
изменений.
     Первый выбор заключается в такой перемене параметров опыта, (то есть, в
таком изменении окружения), что соответствующие события либо более не
происходят, либо группа событий не происходит одновременно. Тогда, если
участвующие в проблеме "Событие" есть некий человек, то решение  заключается
в том, чтобы избавиться от него или избегать его. Если же соответствующая
группа событий есть "возбужденная речь" и "принятие особого выражения лица"
(как в случае Джона и Труди), то решение состоит в такой "страховке", чтобы ни
одно из событий не возникало одновременно с другим. Перемена окружения
может быть эффективной стратегией для изменения, но она строго ограничена
двумя следующими допущениями: во-первых, что соответствующие события
известны или их можно контролировать (предвидеть); во-вторых, что человек
может в достаточной степени контролировать свое окружение. Например, в
случае с недоверчивым мужем (вроде Джона) одно из "проблемных" событий
может не быть очевидным для мужа, жены или терапевта, или жена может просто
отказаться делать то, что предлагает терапевт или хочет от нее муж.
Второй выбор состоит в таком изменении последовательности опыта, что
клиент больше не будет "чувствовать" проблему тем способом, каким он всегда
пользовался, сталкиваясь с определенной группой событий. При использовании
этой стратегии клиент-алкоголик может быть изменен так, что будет чувствовать
себя тяжело больным, принимая спиртное. Или клиента можно обучить
чувствовать релаксацию или эйфорию при встрече с тем событием в окружении,
которое раньше его раздражало. Или даже уметь не видеть, не слышать, не
чувствовать это. событие (отрицательно галлюцинировать).
Третьим выбором при оказании клиенту помощи в изменении является
изменение способа, которым он репрезентирует опыт так, что соответствующие
события "проблемы" будут вести к различным последовательностям "эмоции-
поведение". В качестве стратегии для вызывания изменений перемена
репрезентации имеет по крайней мере одно громадное преимущество перед двумя
первыми, поскольку оба первых способа ограничивают количество выборов,
относящихся к поведению или окружающей среде, в то время как третья стратегия
увеличивает число доступных выборов. Изменяя  способ репрезентации опыта,
мы уходим от необходимости игнорировать или дробить на части наш опыт, от
удаления из эмоционально-поведенческого репертуара того, что может в другие
времена доказать свою ценность. Мы достигаем новых выборов, реагируя на
"старый" набор событий. Для описания того, как наилучшим образом
использовать в метафорах эту стратегию, нам нужно опуститься в мир
субмодальностей.

     Раздел 2
     Субмодальности и опыт
Сама по себе ни одна из систем репрезентации не производит
перцептуальных различений на уровне этой системы. Вместо этого каждая
система репрезентации делит свою перцептуальную организацию на меньшие
(более дискретные) единицы различения, каждая из которых ответственна за
кодирование информации в области определенного измерения опыта. Эти
дискретные единицы различения и называются субмодалыюстями. Например,
субмодальности зрения: цвет, яркость, форма, движение, структура. Аудиальные
субмодальности: высота звука, интенсивность, местоположение и тембр.
Если вы попросите кого-нибудь описать его дискретный опыт, то, возможно,
при этом в первую очередь будут использоваться слова, которые "стоят за" всем
опытом: он чувствует расстройство, или видит пару рук, или слышит музыку, или

Страницы: «« « 21   22   23   24   25   26   27   28   29  30   31   32   33   34   35   36   37   38   39  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гордон Дэвид, Терапевтические метафоры