Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Гордон Дэвид - Терапевтические метафоры

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 56
Размер файла: 356 Кб
Страницы: «« « 15   16   17   18   19   20   21   22   23  24   25   26   27   28   29   30   31   32   33  » »»

     О нет, благодарю! Дрожать и спину гнуть,
Избрав хоть низменный, зато удобный путь?
     Забыв о гордости и об искусстве чистом,
С почтеньем посвящать поэмы финансистам?
     О нет! Благодарю! От избранных особ
Глотать с покорностью тьму самых глупых бредней,
Простаивать часы в какой-нибудь передней
     И подставлять щелчкам безропотно свой лоб?
О нет! Благодарю! Зависеть от каприза
     Барона старого, от печени маркиза,
От тех и от других? О нет! Благодарю!
     Ты слышишь? Ни за что! Тебе я говорю!
В салоне у вельмож, прикинувшись буффоном,
     Ловить усмешечки с восторженным поклоном
И услаждать капризный слух
     Глухих, но чопорных старух
И дам изломанных и чинных,
     Читая им стихи в надушенных гостиных?
О нет! Благодарю! Дрожать и трепетать
     Перед нападками какой-нибудь газетки;
Бледнея, по утрам читать
     В "Меркурии" заметки,
Бояться пропустить какой-нибудь визит,
     Обдумывать слова, значенья, позы, жесты,
И наконец зажить, как пошлый паразит,
     Добившись тепленького места?
О нет, благодарю! О нет, благодарю!
     Пусть лучше беден я, пускай я буду нищим -
Довольствуюсь своим убогим я жилищем.
     Я в нем не уступлю, поверь, и королю,
В нем я дышу, живу, пищу, творю, люблю!
     Да! Я существовать хочу вполне свободно,
Смеяться от души, смотреть, как мне угодно,
     И громко говорить, и песнею своей
Смущать врагов своих и радовать друзей!
     Не думать никогда о деньгах, о карьере,
И повинуясь дорогой химере,
     Лететь хоть на Луну, все исполнять мечты,
Дышать всем воздухом, гордиться всей свободой,
Жить жизнию одной с волшебницей природой,
     Возделывать свой сад, любить свои цветы!
А если, может быть, минует час суровый
     И муза с нежностью вручит венец лавровый,
Благодаря ль судьбе, благодаря ль уму
     Победу наконец одержит гений,
Всей дивной радости и славы упоений,
     Всего - ты слышишь ли? - добиться одному!

     В первой части книги мы вкратце обсудили глубокую и часто неуловимую
роль метафор в человеческих коммуникациях. И явно (эксплицитно), и скрыто
(имплицитно) метафоры действуют на всех уровнях коммуникации. Мы увидели,
что поскольку по меньшей мере происхождение дигитальной  коммуникации
(например, слова в устной и письменной речи) связано с актуальным опытом
участников коммуникации, и поскольку этот процесс недоступен для слушателя,
то вся дигитальная коммуникация является метафорической. Важность такого
уточнения связана с тем, что, понимая это положение, мы страхуем себя от
ошибки, состоящей в подразумевании, что наша репрезентация опыта другого
человека есть что-то большее, чем она есть на самом деле. Когда ваша
репрезентация какого-либо явления или переживания значительно отличается от
репрезентации другого человека, вы приходите к выводу, что кто-то из вас
"галлюцинирует" или даже "лжет". С другой стороны, если ваши репрезентации
очень схожи, то вы начинаете полагать, что находитесь в состоянии "эмпатии".
Однако "эмпатия"  не есть "идентичность", являющаяся тем самым недосягаемым
конечным пунктом того континуума, о котором мы здесь говорим. Например,
обычным источником болезненных чувств во взаимоотношениях между
супругами являются ситуации, когда один из них клянется, что говорит одно, в то
время как его партнер уверен, что было сказано нечто другое. Часто результатом
этого становится взаимное недоверие либо к умственным способностям, либо к
честности друг друга. Без магнитофона или пользующегося доверием третьего
участника коммуникации этот спор, разумеется, не может быть разрешен. Для
наших целей не столь важно, что было сказано на самом деле; нам важно
понимать, что один говорит нечто одно, а другой слышит нечто другое. Оба могут
принимать эту репрезентацию их опыта (и таким способом быть "эмпатичными")
без того, чтобы подвергать сомнению свои личные воспоминания о своем
переживании.
     Теперь мы обсудим некоторые из способов, посредством которых открытое
применение метафор может быть использовано для оказания помощи клиентам в
процессе работы. Одним из важных применений эксплицитной (явной, открытой)
метафорической коммуникации является ее использование в процессе содействия
клиенту, чтобы он раскрыл для самого себя более завершенную, значимую и
явную репрезентацию опыта, с которым он борется. Такая новая репрезентация
опыта, с которым борется клиент, предоставляет и терапевту, и клиенту способ
говорить об опыте клиента в форме, понятной обоим, то есть как о чем-то,
являющимся для них одним и тем же. Эксплицитные метафоры могут быть
полезны еще и как способ оказания помощи клиенту в поиске и изучении новых
выборов в пределах контекста "проблемы". Эти метафоры в типичных случаях
предъявляются как анекдоты или пространные истории, которые произошли  с
кем-то "на самом деле", хота они специально придуманы - "сшиты, чтобы надеть
на ситуацию клиента". Такие метафоры могут действовать как весьма
эффективные агенты изменения, особенно в тех случаях, когда они
сконструированы и предъявлены в соответствии с представленными здесь
моделями конструирования метафор.

     Раздел 1
     Системы репрезентации
Одним из наиболее важных сегментов информации, которую вы можете
получить о природе индивидуального опыта, является то, что люди
репрезентируют свой опыт различным образом в отношении систем
репрезентации. Системы репрезентации - это, проще говоря, те модальности
ощущений, которые нам как человеческим существам доступны, и которые мы

Страницы: «« « 15   16   17   18   19   20   21   22   23  24   25   26   27   28   29   30   31   32   33  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гордон Дэвид, Терапевтические метафоры